Артикуляционные различия гласных и согласных звуков




ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ; КЛАССИФИКАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Акустические

акустические особенности гласных:

1. все эти звуки образуются при помощи тона голоса;

2. характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;

3. слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;

4. сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

 

 

Слогообразующие

Между гласными и согласными существуют функциональные отличия, связанные с разным участием в образовании слога: гласные являются вершиной слога (слогообразующими), а согласные чаще лишь примыкают к ним, самостоятельно не образуют слога.

 

Артикуляционные различия гласных и согласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

 

· участием губ в его образовании;

· степенью подъёма языка;

· горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные). Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

 

Классификации гласных звуков:

а) по участию губ (лабиализованные и нелабиализованные)

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные – от лат. labium «губа») и неогубленные (нелабиализованные). К лабиализованным относят звуки [о] и [у], причем степень лабиализованности [у] выше. Остальные гласные – нелабиализованные.

 

 

б) по положению языка (гласные нижнего, среднего, верхнего подъема, переднего, среднего и заднего ряда)

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение; гласные среднего подъема [э], [о], при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции, и гласный нижнего подъема [а], при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а]; гласные заднего ряда - [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

 

 

в) по напряженности (напряженные, или закрытые, и ненапряженные, или открытые)

1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.

 

 

г) по положению нёбной занавески (носовые и чистые)

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые – [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

 

 

д) по количеству (долгие и краткие; полного образования и редуцированные)

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности. В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich [ritj] — богатый и reach [ri: tj]— достигать, sit [sit] — сидеть и seat [si: t] — место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada — сто, puri — парус), долгие (ср.: saada — пришли, puuri — клетки) и сверхдолгие (saada — получить, puuri — в клетку). Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие — открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных

 

 

Качественные отличия - это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том, что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные - р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов - 1: беспорядок [б’иЭспаър’адък] 1-2-3-1; переподготовка [п’иЭр’иЭпъдгаътофкъ)] - 1-1-1-2-3-1; вынужденный [вынужд’иэныъj] - 3-1-1-1.

 

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать [aътъкaъвaт’] - 2-1-2-3; наоборот [нъаъбаърот] - 1-2-2-3; аист [аиЭст] - 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапкаъ] - 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, - это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу - редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [эи], [иэ], [ыъ], [Λ], [аъ]. В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

[эи] - звук средний между [э] и [и], ближе к [э]; достаточно редкий, так как характерен он для старшей орфоэпической литературной нормы (так называемого «эканья»): в[эи]сна, р[эи]ды, б[эи]рёт. Однако для современного литературного языка характерно «иканье» - произнесение [иэ] - звука, близкого к [и]: в[иэ]сна, р[иэ]ды, б[иэ]рёт. Поэтому в транскрипции часто используется один знак - [иэ] – для обозначения гласного переднего ря

 

е) по однородности звучания (монофтонги и дифтонги: дифтонги истинные и ложные, нисходящие и восходящие; дифтонгоиды).

Монофтонг— гласный звук, не распадающийся на два элемента. Противоположности: дифтонг, трифтонг. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.

В латинском алфавите приведены буквы, обозначающие монофтонги. Их всего шесть: a, e, i, o, u, y; читаются эти монофтонги так же, как и пишутся.

В английском языке монофтонги — гласные с устойчивой (неподвижной) артикуляцией: [i:], [i], [u], [u:], [e], [ə], [ɜ:], [ɔ], [ɔ:], [æ], [ʌ], [a:]. Всего 12 монофтонгов.

Дифтонг – сочетание двух гласных звуков в одном слоге, функционирующее в качестве единой, сложной единицы звуковой системы.

Основным фонетическим признаньем дифтонга считается то, что он представляет сочетание двух гласных, составляющее один слог. Эти звуки нередко ярко контрастны по качеству. Напр.: открытые гласные сочетаются с закрытыми: [ai]; неогубленные с огубленными [au]; но возможно и сочетание гласных, близкие по артикуляции [ou, ei, uo].

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие. Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных.Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные.

 

Следует различать 3 вида дифтонгов:

падающие (нисходящие) дифтонги, где гласный в качестве вершины слога предшествует другому созвучащему, т.е. вершина слога находится в первом элементе дифтонга (нем. Maus [maos] – мышь, Eis [aes] – лед)

восходящие дифтонги, где, наоборот, вершина следует за созвучащим гласным (исп. puedo [pueđo] – могу)

равновесные, где господствует неустойчивое равновесие, так, что нельзя различить какой из обоих гласных является вершиной (латыш. meita [meita] – дочь)

 

Л.В. Щерба считал первые два типа ложными дифтонгами, т.к. их компоненты неравноценны – один из них является подчиненным; третий тип он назвал истинным дифтонгом, т.е. оба компонента при сохранении целостности слога остаются фонетически равноценными.

 

Дифтонгоиды

Наряду с дифтонгами следует различать дифтонгоиды. Дифтонгоиды представляют собой собственно не сочетание двух гласных, а один гласный, начинающийся или заканчивающийся инородным элементом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: