ПРЕДИСЛОВИЕ
В широкой социальной программе, намеченной КПСС и Советским правительством на текущую пятилетку, немалое место уделяется мероприятиям по всемерному улучшению условий труда, быта и отдыха трудящихся. В этой связи важное значение приобретает разработка проблемы оптимизации окружающей человека среды, в том числе искусственной среды жилых и рабочих общественных помещений. Важным средством улучшения этой среды является введение в интерьеры живых зеленых растений.
Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санирующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции. Между тем отечественная строительная практика не богата примерами органично решенных зеленых интерьеров. Опыт строительства и эксплуатации зимних садов сравнительно невелик, отсутствуют единые рекомендации по многим биологическим, техническим и экологическим аспектам. Архитектор и садовод зачастую предъявляют к интерьеру противоречивые требования. Для квалифицированного решения поставленных задач необходимы совместные творческие усилия биологов, медиков, специалистов по ландшафтной архитектуре, инженеров, дизайнеров. Однако в этом направлении делаются только первые шаги.
Ведущая роль в разработке научных основ интерьерного озеленения, в частности теории интродукционного прогноза, принадлежит ботаническим садам. На Всесоюзной конференции ботанических садов, происходившей в 1983 году в Тарту, был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с работой ботанических садов всех республик страны по целенаправленному подбору и испытанию в интерьерах вечнозеленых растений тропической и субтропической флоры, отмечены трудности в конструировании и эксплуатации зеленых интерьеров, сформулированы пути их преодоления, подчеркнута необходимость координации исследований по данной проблеме и создания «сквозных» тем по регионам и Союзу в целом.
Ботанический сад Московского государственного университета — старейшее научное ботаническое учреждение в стране, имеющее богатые традиции по пропаганде и внедрению оранжерейных растений в озеленение. Сотрудники сада в разные периоды его истории вложили много сил и энтузиазма в создание обширных коллекций растений тропической и субтропической флор, имеющих большую научную ценность и специфику. Ботанический сад МГУ — неизменный участник всех городских выставок цветов, в том числе постоянный экспонент ВДНХ. За последние 10 лет сотрудники сада озеленили интерьеры более 20 учреждений Москвы и Московской области. Итоговые материалы этой работы представлены на ВДНХ, где Ботанический сад МГУ организовал в павильоне «Цветоводство и озеленение» стационарную экспозицию «Зимний сад».
Настоящая книга — попытка поделиться опытом по оформлению интерьеров жилых и общественных зданий столицы. Она предназначена для специалистов по цветоводству и озеленению и любителей комнатного цветоводства. Основной акцент в книге сделан на ассортимент растений: как подобрать оптимальный видовой состав для той или иной категории микроклимата, как скомпоновать его в целостной композиции и обеспечить квалифицированный уход за растениями.
Современный ассортимент декоративных растений защищенного грунта насчитывает не одну тысячу наименований. Отбирая материал для настоящей книги, автор руководствовался следующими соображениями. В ассортимент должны войти растения, различные по внешнему облику и характеру жизненной формы: деревья, кустарники, травы, в том числе лианы, эпифиты, почвопокровные растения. Рекомендуемый состав должен включать крупные, средние и миниатюрные виды, чтобы можно было подобрать растения и для крупногабаритных помещений, и для малых служебных кабинетов и жилых комнат. Предлагаемый видовой состав включает не только широко вошедшие в культуру и устойчивые в помещениях растения, но и пока мало известные, но уже прошедшие апробацию в интерьере виды, заслуживающие широкого внедрения в промышленную культуру. В рекомендациях по агротехнике использован многолетний опыт сотрудников оранжерей Ботанического сада МГУ и частично материалы других отечественных и зарубежных источников, приведенных в списке литературы. При обзоре современных приемов архитектурно-художественного озеленения также даны ссылки на соответствующую литературу, которой мы пользовались в своей работе.
Из-за ограниченного объема книги описания растений кратки и включают лишь характерные декоративные признаки и основные рекомендации по культуре и использованию каждого вида в озеленении. Ботанические наименования родов и видов приведены по современным справочникам и руководствам по оранжерейным растениям. Фотографии сделаны А. Веселухиным с натурных экспонатов — фрагментов зимних садов и цветочниц, выполненных сотрудниками Ботанического сада. Автор композиций на рис. 87, 88, 89, 96, 97 — старший агроном сада А. Р. Гранкина, на остальных рисунках — автор книги совместно с Э. П. Немченко, А. В. Бакевич, Т. С. Казаковой.
Глава I
РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следовательно, и с жизнью растений. У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времен года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европе быстро росло число привозных экзотических растений. Для них строили специальные помещения— теплицы, названные позднее оранжереями (франц. «orange» — апельсин). Апельсиновые и лимонные деревья были в числе самых первых заморских диковинок. Аристократическая знать, и в первую очередь монархи, не только строила у себя теплицы, но и создавала роскошные зимние сады. Сохранились описания первых зимних садов при дворцах австрийских и французских королей. Сотни цветных горелок освещали зелень, среди которой были расставлены скамьи, садовые домики, перголы, колоннады; травяной ковер был полом, буйно растущий плющ поднимался по стенам до стеклянного потолка, а вокруг росли вечнозеленые дубы, олеандры, лавр, японская мушмула, рододендроны, кипарисы, камелии, померанцы, пальмы; струились фонтаны, белые лебеди плавали в пруду, соловьи и райские птицы щебетали в зарослях бамбука и сахарного тростника. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметев и князь Голицын. Д. А. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений.
Многолетняя практика садоводства позволила отобрать из тепличных коллекций растения, наиболее устойчивые к микроклимату жилых помещений. Их стали использовать для украшения парадных комнат. Постепенно сформировались и правила содержания растений в закрытых помещениях. Ставили комнатные растения на жардиньерки — специальные цветочные столики, снабженные жестяным или цинковым ящиком со сточной трубкой. Некоторые жардиньерки имели вращающуюся верхнюю часть, что позволяло поочередно давать свет всем растениям. Использовались и чугунные столы с витиеватыми резными украшениями, на которых держали не только растения, но и аквариум с фонтанчиком. Крупные кадочные экземпляры размещали на подставках из дерева или бамбука.
Бы г современного человека — мебель, интерьеры квартир, служебных помещений — резко изменился. Однако и сейчас редко встретишь дом, в котором мы не увидели хотя бы одного растения. Так зачем же нужны растения дома и на работе? Только ли для украшения?
В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Доказано, что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты, где ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но что особенно ценно — подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы благодаря выделению особых летучих веществ — фитонцидов.
Фитонциды — это продуцируемые растениями бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные вещества, играющие значительную роль во взаимоотношениях организмов в растительных сообществах и являющиеся одним из факторов естественного иммунитета растений. В настоящее время проблема фитонцидов выросла в самостоятельное биологическое учение, разрабатываемое совместными усилиями ботаников, зоологов, химиков, микробиологов, растениеводов и медиков. Изучены разнообразные аспекты механизма влияния фитонцидов на окружающую среду.
В естественных растительных сообществах ионизация воздуха количественно и качественно отличается от таковой на территориях, не покрытых растительностью. Это обусловлено не только особенностями радиоактивности воздушной среды и микроклиматическими условиями, но и действием летучих органических веществ, в том числе фитонцидов, выделяемых растениями. Соединяясь с легкими аэрионами воздуха, фитонциды превращаются в электроаэрозоли, обладающие активным биологическим действием, поэтому благотворное влияние растений на здоровье и самочувствие людей зависит не только от химического состава фитонцидов, но и от электроаэрозолей фитонцидов. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха. Механизм этого явления связан с трансформацией молекул озона в электронно возбужденные молекулы кислорода — озониды, способные разрушать структуры ДНК патогенных микроорганизмов. Бактерицидные свойства воздуха, содержащего фитонциды, обусловливают и такую его характеристику, как свежесть. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Однако воздух может быть чистым, но не свежим. Например, при кондиционировании воздуха за счет уменьшения содержания озона и трансформации ионов резко снижается его бактерицидная энергия.
Изучая фитонцидные свойства оранжерейных растений, С. Ю. Турдиев и Д. Т. Волков (1966) описали 45 видов, обладающих бактерицидными и протистоцидными свойствами. JI. В. Азарова (1974) также подтвердила фитонцидную активность ряда оранжерейных растений. Из числа недавних исследований представляют интерес материалы сотрудников Центрального республиканского ботанического сада АН УССР (Снежко, Кривенко, Макарчук, Сгиб- нев, 1982; Снежко, Макарчук, Квитко, 1982; Макарчук, Снежко, Акимов, 1982; и др.). Они изучили фитонцидную активность свыше 100 видов растений из ассортимента, рекомендованного для озеленения производственных интерьеров. По их данным, акалифа Уилкса, гибискус, аукуба японская, антуриум величественный, пеперомия тупо- листная, пеперомия резедоцветная, колеус Блюме, санхезия благородная, аглаонема изменчивая и ряд других видов эффективно подавляют патогенный стафиллококк. Антимикробной активностью обладают и многие суккуленты, например алоэ, молочаи, толстянки и каланхоэ. Академик А. М. Гродзинский, выступая на 8-м Всесоюзном совещании по фитонцидам, подчеркнул необходимость глубокой разработки теории фитонцидов в тесной связи с теорией фитодизайна. Фитодизайном он предложил называть введение растений в эргономические системы (замкнутые комплексы: человек — машина — среда) и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции.
Глава II
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫРОСТА РАСТЕНИЙ И МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ
Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой, т. е. с условиями их естественного обитания. Среда накладывает определенный отпечаток на растительный организм и включает в себя совокупность всех факторов, действующих на растение. Наиболее существенные из них: климатический (состав воздуха, свет, температура и влажность) и эдафический (греч. «эдафон» — почва), т. е. почвенно-грунтовые условия. При перенесении растений из природной обстановки в искусственно созданные режимы, например в оранжереи или в жилые и служебные помещения, происходит акклиматизация, т. е. приспособление растений к новым условиям обитания. Акклиматизированными считаются растения, которые приспособились к существованию в новых условиях, успешно растут и размножаются.
Растительные организмы пластичны. Каждый цветовод знает, как сильно меняется внешний вид растения при перемещении его из светлого места в темное и наоборот. В природе можно обнаружить ряд особей одного и того же вида, выросших в различных внешних условиях и настолько непохожих друг на друга, что их можно принять за разные виды, однако это результат различных воздействий окружающей среды. Тем не менее, как ни велика пластичность растительных организмов, наилучшие результаты акклиматизации получаются при максимальном приближении условий искусственного содержания к природным. Вот почему прежде чем вносить растения в интерьер, необходимо изучить микроклимат помещения, а потом грамотно подобрать соответствующий ассортимент растений.
Свет — главный экологический фактор, определяющий основу жизнедеятельности растительного организма — фотосинтез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ. Этот процесс происходит с поглощением углекислого газа и выделением свободного кислорода. При участии поглощающих свет пигментов — хлорофилла и некоторых других — углекислый газ и вода, вступая в реакцию, образуют основную пищу растений — углеводы. В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток называется фотопериодизмом. Она четко проявляется у так называемых длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависят от различной продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны испытывать ростовые движения органов, т. е. поворачиваться к источнику света. Эта реакция называется фототропизмом, о ней надо помнить при расстановке растений в интерьере.
При естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6 9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3—4 часа. Северные окна пропускают ровный почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня. В зависимости от времени года, географической широты места и времени суток условия освещения изменяются.
Для успешного культивирования растений в помещении важно и соотношение температуры и влажности. В осенний период суточная температура в интерьерах колеблется в пределах 13—18°, зимой с включением отопления она повышается от 15 до 22°. В летнее время средняя температура составляет 22—28°. Эти пределы температур вполне удовлетворительны для нормального хода фотосинтеза. Однако при расстановке растений желательно обеспечить оптимальный режим для каждого вида и необходимо помнить о том, что в разных точках помещения показания температуры варьируют: у балконной двери они ниже на 3—4°, у ребристого радиатора, где создается завеса теплого воздуха,— на 3° выше, а иногда и более.
Влажность воздуха также влияет на фотосинтез. Оптимальная величина относительной влажности, необходимой для фотосинтеза, 50—80%, что вполне соответствует ситуации в интерьерах, за исключением отдельных производственных помещений, где влажность опускается до 25—30%. Однако и при такой низкой влажности можно культивировать растения, например засухоустойчивые кактусы и другие суккуленты.
Изучению микроклимата современных общественных зданий в связи с жизнедеятельностью растений посвящены работы Г. Н. 111а- пенковой (1971) и Е. Н. Кутас (1984). По данным Г. Н. Шапенко- вой, в условиях Москвы в помещениях с сильным или значительным влиянием естественной освещенности (ориентированных на юг, восток или запад) растения сохраняют декоративные качества в следующих пределах по отношению к источнику света: светолюбивые — в зоне от 1 до 3 м (освещенность свыше 5000 люкс в течение нескольких часов), теневыносливые — в зоне от 3 до 6 м от окна (освещенность свыше 1000 люкс в течение нескольких часов). За пределами указанных зон размещать растения допустимо только при применении искусственного освещения (минимальная интенсивность 100—300 Вт/м2 в течение 10—12 часов). Досвечива- ние производится с помощью декоративных светильников, панелей и т. п. В отношении температуры Г. Н. Шапенкова указывает два эксплуатационных режима: прохладный (от 10 до 15°) и теплый (от 18 до 22 В прохладных помещениях относительная влажность воздуха не снижается ниже 60%, что благоприятно и для большинства используемых растений. В помещениях с кондиционированным воздухом влажность держится на уровне 50—60%, также благоприятном для многих тропических видов. Г. Н. Шапенкова приводит классификацию помещений, составленную из 8 категорий микроклиматического режима, и рекомендует ассортимент растений, включающий как устойчивые по всем характеристикам виды, так и более редкие, отличающиеся высокими требованиями к условиям содержания.
Е. Н. Кутас (1984) провела аналогичные исследования в Ленинграде. Она подтвердила, что свет является лимитирующим фактором для развития растений в интерьере в осенне-зимний период, а температура и влажность воздуха близки к оптимальным для их жизнедеятельности. Ритм роста зависит от светового режима и связан с экологической природой растений (светолюбием и теневыносливостью). Теневыносливые виды вегетируют при освещенности около 700 — 1000 люкс, светолюбивые — при 1500—5000 люкс. Период покоя у теневыносливых видов наступает при снижении интенсивности освещения до 140 люкс, а у светолюбивых — до 700 люкс.
На основании изучения типа пигментной системы листа Е. Н. Кутас выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различной интенсивности (с точки зрения сохранения их декоративных качеств), фотолабильные — менее стойки. На этом основании фотостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотолабильного типа — с обязательным учетом этих особенностей. Полученные Е. Н. Кутас результаты представляют несомненный интерес для дальнейшей разработки научных основ интерьерного озеленения.
С чего начать руководителю учреждения, задавшемуся целью озеленить служебные помещения? Опыт Ботанического сада МГУ по оформлению интерьеров общественных зданий позволяет определить условия, выполнение которых есть залог успеха всего дела. Прежде всего нужно продумать обеспечение ухода и содержания будущих зеленых интерьеров. Для круглогодичного ухода за растениями, включающего много трудоемких операций, лучше всего иметь в штате специальную единицу — мастера по озеленению или инженера зеленого строительства — в зависимости от объема вменяемых ему в обязанность работ. Совершенно недопустимо сводить уход за растениями к поливу, который осуществляют случайные люди или технические работники, совмещающие эту работу с основной. Кроме того, необходимо выделить для ответственного за озеленение лица небольшую хозяйственную комнату для хранения инвентаря, земельных смесей, удобрений, устройства парничка для лечения и размножения растений. Еще лучше, если позволяют возможности, пристроить к основному зданию маленькую теплицу, где помимо ремонтных операций с растениями можно выращивать цветы на срезку к торжественным датам. Необходимо иметь в виду, что только квалифицированный уход за интерьером обеспечит дол- говременность его функционирования и даст ожидаемый эффект. Там, где нет возможности обеспечить растения хорошим уходом, лучше использовать их синтетические копии или пластиковые муляжи.
После решения организационных вопросов можно приступить к проекту размещения растений в конкретных точках интерьера. В главе VI можно ознакомиться с примерами рекомендуемых планировочных решений. Нужно приобрести декоративные емкости для посадки растений (или в крайнем случае заказать их в мастерских по своим эскизам), а также необходимое оборудование и инвентарь. Желательно иметь карты термического и светового режима всех помещений и располагать сведениями о дислокации источников тепла и света. При отсутствии таковых первичные данные о температуре, влажности и ориентации света можно получить самим с помощью трех простых приборов: термометра, психрометра и компаса. Еще лучше приобрести и люксметр марки Ю-16 или -17 для измерения освещенности в отдаленных от источника света точках интерьера. Замеры нужно делать как в солнечные, так и в пасмурные дни, в особенности в критический для растений осенне-зимний период. Зная параметры микроклимата, можно приступить к подбору ассортимента растений. Начинающим цветоводам в этом помогут главы V и VII данной книги. Общие сведения о культуре оранжерейных растений в помещениях и информация о декоративных особенностях и деталях агротехники каждого вида изложены в главах III и IV.
Глава III
ОБЩИЕ ВОПРОСЫКУЛЬТУРЫРАСТЕНИЙ В ИНТЕРЬЕРЕ
Помимо светового и температурного режима важно обеспечить экологический фактор роста и развития растений, почвенно-грунтовые условия, включая питательный грунт и режим полива. Различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В промышленном садоводстве и цветоводстве земельные смеси составляют из разных компонентов природной почвы. Важнейшие из них следующие.
Дерновая земля - это перепревшие дернины, взятые с суходольного луга на г линистой почве. Их срезают лопатой и складывают в штабеля травой вниз. После переживания (через год) землю можно употреблять. Различают легкую дерновую землю (в ней преобладают перегнившие растительные части) и тяжелую, или глинисто-дерновую, с преобладанием глинистой почвы.
Листовая земля приготовляется из опавших листьев деревьев (за исключением дуба и каштана), которые сгребают в кучи и в течение лета 2—3 раза перелопачивают. Через 2—3 года получается рыхлая, легкая, но сравнительно малопитательная земля.
Хвойная земля образуется из полуразложившейся хвои сосны; рыхлая, имеет четкую кислую реакцию.
Перегной получают из сложенного в кучи и хорошо перепревшего (обычно 2 года) использованного в парниках коровьего или конского навоза. Самая питательная земля, содержащая все необходимые растению макро- и микроэлементы.
Торф (лучше всего бурый верховой торф) обеспечивает рыхлость субстрата, обладает хорошей влагоемкостью.
Наряду с почвами для составления различных субстратов нужно иметь следующие компоненты: песок (желательно крупнозернистый) речной; сфагновый мох, который собирают на верховых болотах во второй половине лета; кору сосны. Для каждого вида растения в зависимости от возраста и фазы развития указанные выше земли и добавочные компоненты смешивают в различных пропорциях. Общие рекомендации таковы. Для взрослых древесных и кустарниковых видов, имеющих грубые корни, за основу берут глинисто-дерновую землю с несколько меньшим количеством перегноя, для рыхлости добавляют торф и песок (в соотношении 4:2:0,5).
Для более молодых древесных, кустарниковых и большинства травянистых растений используют глинисто-дерновую землю с большим количеством перегноя и той же пропорцией торфа и песка (2:2:1:0,5). Травянистым растениям с нежными тонкими корнями дают в основном листовую и перегнойную землю, прибавляя торф и песок (2:1:1:0,5). Подбирая состав земли для того или иного растения, нужно учитывать их природные условия. Так, кактусы и другие суккуленты, обитатели пустынь, растут на песчаных, не богатых питательными веществами почвах, поэтому их культивируют в земляной смеси с большим содержанием крупнозернистого песка. Папоротники, растущие в тенисты* и болотистых местах, нуждаются в большой добавке к субстрату торфяной земли. В справочниках по комнатному цветоводству содержатся рецепты состава земляных смесей для разных видов растений. В данной книге при описании растений также приводятся рекомендации по оптимальному составу субстратов.
Приобрести садовые земли, их компоненты или готовые питательные субстраты можно в магазинах «Природа», промышленных цветочных и садовых хозяйствах.
Современной тенденцией развития цветоводства защищенного грунта является поиск заменителей садовых земель — инертных субстратов, легко поддающихся дезинфекции, обладающих необходимой воздухопроницаемостью и хорошей способностью поглощать и аккумулировать питательные вещества, необходимые для роста растений. В качестве таких заменителей используют гравий, вермикулит, перлит, керамзит, мох, торф. Способ выращивания растений без почвы на искусственных питательных средах называется гидропоникой. Различные способы гидропонной культуры растений описаны Г. К. Тавлиновой (1982).
В Прибалтике в качестве почвенной смеси применяют верховой торф «Балт», выпускаемый в Эстонии в специальной упаковке, с примесью 40% перегноя. Для разрыхления субстрата к торфу добавляют гравий или измельченный пенопласт, способствующий сохранению его структурности. При таком способе культивирования растения постоянно удобряют. Нужно помнить, что верховой сфагновый торф имеет довольно высокую кислотность, поэтому перед употреблением его нейтрализуют мелом или доломитовой мукой. Для определения кислотности следует приобрести универсальный индикатор в магазинах химических реактивов, состоящий из полосок фильтровальной бумаги, окрашенной раствором лакмуса, и шкалы, обозначающей рН от 1,0 до 10,0. Полоски индикаторной бумаги погружают в питательный раствор и сравнивают полученную окраску с имеющейся шкалой на индикаторе. Торф — универсальный субстрат для всех комнатных растений. В магазинах «Природа» продается торф с удобрительными смесями под названием «Фиалка». Его можно использовать в чистом виде и как добавление к другим смесям. Аналогичным субстратом могут быть измельченные и высушенные волокна сфагнового мха, к которому так же, как и к торфу, добавляют мел для снижения кислотности.
В правильно составленной земляной смеси или готовом субстрате с удобрениями есть все питательные элементы, необходимые для жизни растения. По мере истощения их запасов растения пересаживают в свежую землю или субстрат. Если пересадка по каким- либо причинам задерживается, необходима подкормка жидкими удобрениями.
Какие же элементы питания необходимы растительному организму? По характеру потребления их разделяют на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первые используются растениями в относительно больших количествах, чем вторые. Отечественная промышленность выпускает много минеральных удобрений, содержащих питательные элементы в отдельности или их комплексы в разных соотношениях: аммиачная, калийная и кальциевая селитры, мочевина, суперфосфат, хлористый калий, азотнокислый кальций, сульфаты магния, железа, марганца, меди,, цинка, борная кислота и другие. В магазинах «Природа» продаются полные удобрения «А» и «Б», жидкая смесь «Витто». Все удобрения растения получают в растворенном виде и в определенных концентрациях. Молодым растениям дают смеси с преобладанием азотных солей, с возрастом увеличивают количество фосфорных и калийных солей. Хорошо усваиваются комплексные удобрительные смеси Кноппа и Чеснокова. Из расчета на 1 литр рекомендованы следующие концентрации:
Смесь Кноппа
1. Аммоний сернокислый
2. Аммоний азотнокислый
3. Калий азотнокислый 0 25
4. Калий фосфорнокислый однозамещенный 0 25
5. Кальций азотнокислый безводный 1 о
6. Магний сернокислый безводный 0,25
7. Микроэлементы
борная кислота
марганец сернокислый
цинк сернокислый
железо хлорное 0,01
При применении водных солей кальция азотнокислого и магния сернокислого их количество нужно увеличить: кальция в смеси Кноппа (на 1 л) до 1,44 г, магния до 0,51 г, в смеси Чеснокова (на 1 л) кальция до 0,72 г, магния до 0,56 г.
Удобряют здоровые растения в период их активного роста и цветения. Только что пересаженные или больные экземпляры удобрять нельзя. Часа за два до применения удобрительного раствора растения обильно поливают чистой водой, чтобы хорошо смочить земляной ком и предохранить корневую систему от ожога. Большое положительное воздействие на рост и развитие растений оказывают органические удобрения, но их применение в условиях интерьера возможно только в сухом виде как добавление к земляным смесям или другим субстратам при их составлении. Кровяную и костную муку, роговые стружки и золу добавляют из расчета 100—150 г на 10 кг субстрата. Универсальным источником всех удобрений является сухой коровий навоз. Готовые удобрительные смеси нужно применять строго по инструкции, так как избыток удобрений отрицательно сказывается на состоянии растений. Микроэлементы не следует давать растениям чаще, чем 3—4 раза в год, иначе они будут страдать от токсикоза. Увлекаться частыми подкормками интерьер- ных растений нецелесообразно. Бурный под влиянием удобрений рост крупномерных растений может быстро привести к проблеме крыши в сравнительно невысоких современных помещениях. Усиленный рост травянистых растений в групповой композиции нарушает исходные пропорции. Кроме того, перекормленные растения проявляют меньшую устойчивость к повреждению вредителями и болезнями.