ДРУГИЕ КРАСИВОЦВЕТУЩИЕ И ДЕКОРАТИВНО-ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 1 глава




ПРЕДИСЛОВИЕ

В широкой социальной программе, намеченной КПСС и Советским правительством на текущую пятилетку, немалое место уделяется мероприятиям по всемерному улучшению условий труда, быта и отдыха трудящихся. В этой связи важное значение приобретает разработка проблемы оптимизации окружающей человека среды, в том числе искусственной среды жилых и рабочих общественных помещений. Важным средством улучшения этой среды является введение в интерьеры живых зеленых растений.

Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать сани­рующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции. Между тем отечественная строительная практика не богата примерами органич­но решенных зеленых интерьеров. Опыт строительства и эксплуата­ции зимних садов сравнительно невелик, отсутствуют единые реко­мендации по многим биологическим, техническим и экологическим аспектам. Архитектор и садовод зачастую предъявляют к интерьеру противоречивые требования. Для квалифицированного решения по­ставленных задач необходимы совместные творческие усилия био­логов, медиков, специалистов по ландшафтной архитектуре, инже­неров, дизайнеров. Однако в этом направлении делаются только пер­вые шаги.

Ведущая роль в разработке научных основ интерьерного озелене­ния, в частности теории интродукционного прогноза, принадлежит ботаническим садам. На Всесоюзной конференции ботанических садов, происходившей в 1983 году в Тарту, был рассмотрен широ­кий круг вопросов, связанных с работой ботанических садов всех республик страны по целенаправленному подбору и испытанию в интерьерах вечнозеленых растений тропической и субтропической флоры, отмечены трудности в конструировании и эксплуатации зе­леных интерьеров, сформулированы пути их преодоления, подчерк­нута необходимость координации исследований по данной проблеме и создания «сквозных» тем по регионам и Союзу в целом.

Ботанический сад Московского государственного университе­та — старейшее научное ботаническое учреждение в стране, имею­щее богатые традиции по пропаганде и внедрению оранжерейных растений в озеленение. Сотрудники сада в разные периоды его истории вложили много сил и энтузиазма в создание обширных коллекций растений тропической и субтропической флор, имеющих большую научную ценность и специфику. Ботанический сад МГУ — неизменный участник всех городских выставок цветов, в том числе постоянный экспонент ВДНХ. За последние 10 лет сотрудники сада озеленили интерьеры более 20 учреждений Москвы и Москов­ской области. Итоговые материалы этой работы представлены на ВДНХ, где Ботанический сад МГУ организовал в павильоне «Цве­товодство и озеленение» стационарную экспозицию «Зимний сад».

Настоящая книга — попытка поделиться опытом по оформле­нию интерьеров жилых и общественных зданий столицы. Она пред­назначена для специалистов по цветоводству и озеленению и люби­телей комнатного цветоводства. Основной акцент в книге сделан на ассортимент растений: как подобрать оптимальный видовой со­став для той или иной категории микроклимата, как скомпоновать его в целостной композиции и обеспечить квалифицированный уход за растениями.

Современный ассортимент декоративных растений защищенного грунта насчитывает не одну тысячу наименований. Отбирая мате­риал для настоящей книги, автор руководствовался следующими соображениями. В ассортимент должны войти растения, различные по внешнему облику и характеру жизненной формы: деревья, кустар­ники, травы, в том числе лианы, эпифиты, почвопокровные растения. Рекомендуемый состав должен включать крупные, средние и мини­атюрные виды, чтобы можно было подобрать растения и для круп­ногабаритных помещений, и для малых служебных кабинетов и жилых комнат. Предлагаемый видовой состав включает не только широко вошедшие в культуру и устойчивые в помещениях растения, но и пока мало известные, но уже прошедшие апробацию в интерьере виды, заслуживающие широкого внедрения в промышленную куль­туру. В рекомендациях по агротехнике использован многолетний опыт сотрудников оранжерей Ботанического сада МГУ и частично материалы других отечественных и зарубежных источников, при­веденных в списке литературы. При обзоре современных приемов архитектурно-художественного озеленения также даны ссылки на соответствующую литературу, которой мы пользовались в своей работе.

Из-за ограниченного объема книги описания растений кратки и включают лишь характерные декоративные признаки и основные ре­комендации по культуре и использованию каждого вида в озелене­нии. Ботанические наименования родов и видов приведены по современным справочникам и руководствам по оранжерейным ра­стениям. Фотографии сделаны А. Веселухиным с натурных экспона­тов — фрагментов зимних садов и цветочниц, выполненных сотруд­никами Ботанического сада. Автор композиций на рис. 87, 88, 89, 96, 97 — старший агроном сада А. Р. Гранкина, на остальных рисун­ках — автор книги совместно с Э. П. Немченко, А. В. Бакевич, Т. С. Казаковой.

 

Глава I

РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следовательно, и с жизнью растений. У разных народов в зависимости от их обще­ственных и культурно-исторических условий существования отно­шение к растениям имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времен года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.

По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европе быстро росло число привозных экзотических растений. Для них строили специальные помещения— теплицы, названные позднее оранжереями (франц. «orange» — апельсин). Апельсиновые и лимонные деревья были в числе самых первых заморских диковинок. Аристократическая знать, и в первую очередь монархи, не только строила у себя теплицы, но и создавала роскошные зимние сады. Сохранились описания первых зимних садов при дворцах австрийских и французских королей. Сотни цветных горелок освещали зелень, среди которой были расставлены скамьи, садовые домики, перголы, колоннады; травяной ковер был полом, буйно растущий плющ поднимался по стенам до стеклянного потолка, а вокруг росли вечнозеленые дубы, олеандры, лавр, япон­ская мушмула, рододендроны, кипарисы, камелии, померанцы, паль­мы; струились фонтаны, белые лебеди плавали в пруду, соловьи и райские птицы щебетали в зарослях бамбука и сахарного тростника. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметев и князь Голицын. Д. А. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений.

Многолетняя практика садоводства позволила отобрать из теп­личных коллекций растения, наиболее устойчивые к микроклимату жилых помещений. Их стали использовать для украшения парад­ных комнат. Постепенно сформировались и правила содержания растений в закрытых помещениях. Ставили комнатные растения на жардиньерки — специальные цветочные столики, снабженные же­стяным или цинковым ящиком со сточной трубкой. Некоторые жардиньерки имели вращающуюся верхнюю часть, что позволяло поочередно давать свет всем растениям. Использовались и чугунные столы с витиеватыми резными украшениями, на которых держали не только растения, но и аквариум с фонтанчиком. Крупные кадоч­ные экземпляры размещали на подставках из дерева или бамбука.

Бы г современного человека — мебель, интерьеры квартир, слу­жебных помещений — резко изменился. Однако и сейчас редко встретишь дом, в котором мы не увидели хотя бы одного растения. Так зачем же нужны растения дома и на работе? Только ли для украшения?

В условиях постоянного роста городов и промышленных цент­ров, когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокой­ной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функ­ции растений. Доказано, что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты, где ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воз­духа, снижая его температуру, но что особенно ценно — подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы благодаря вы­делению особых летучих веществ — фитонцидов.

Фитонциды — это продуцируемые растениями бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные вещества, играющие значительную роль во взаимоотношениях организмов в растительных сообществах и являющиеся одним из факторов естественного иммунитета расте­ний. В настоящее время проблема фитонцидов выросла в самосто­ятельное биологическое учение, разрабатываемое совместными уси­лиями ботаников, зоологов, химиков, микробиологов, растение­водов и медиков. Изучены разнообразные аспекты механизма влия­ния фитонцидов на окружающую среду.

В естественных растительных сообществах ионизация воздуха количественно и качественно отличается от таковой на террито­риях, не покрытых растительностью. Это обусловлено не только особенностями радиоактивности воздушной среды и микроклима­тическими условиями, но и действием летучих органических ве­ществ, в том числе фитонцидов, выделяемых растениями. Соеди­няясь с легкими аэрионами воздуха, фитонциды превращаются в электроаэрозоли, обладающие активным биологическим действием, поэтому благотворное влияние растений на здоровье и самочувствие людей зависит не только от химического состава фитонцидов, но и от электроаэрозолей фитонцидов. Фитонциды повышают бакте­рицидную энергию воздуха. Механизм этого явления связан с транс­формацией молекул озона в электронно возбужденные молекулы кислорода — озониды, способные разрушать структуры ДНК пато­генных микроорганизмов. Бактерицидные свойства воздуха, содер­жащего фитонциды, обусловливают и такую его характеристику, как свежесть. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, изле­чивает многие заболевания. Однако воздух может быть чистым, но не свежим. Например, при кондиционировании воздуха за счет уменьшения содержания озона и трансформации ионов резко сни­жается его бактерицидная энергия.

Изучая фитонцидные свойства оранжерейных растений, С. Ю. Турдиев и Д. Т. Волков (1966) описали 45 видов, обладающих бактерицидными и протистоцидными свойствами. JI. В. Азарова (1974) также подтвердила фитонцидную активность ряда оранже­рейных растений. Из числа недавних исследований представляют интерес материалы сотрудников Центрального республиканского ботанического сада АН УССР (Снежко, Кривенко, Макарчук, Сгиб- нев, 1982; Снежко, Макарчук, Квитко, 1982; Макарчук, Снежко, Аки­мов, 1982; и др.). Они изучили фитонцидную активность свыше 100 видов растений из ассортимента, рекомендованного для озеленения производственных интерьеров. По их данным, акалифа Уилкса, гиби­скус, аукуба японская, антуриум величественный, пеперомия тупо- листная, пеперомия резедоцветная, колеус Блюме, санхезия бла­городная, аглаонема изменчивая и ряд других видов эффективно подавляют патогенный стафиллококк. Антимикробной активностью обладают и многие суккуленты, например алоэ, молочаи, толстянки и каланхоэ. Академик А. М. Гродзинский, выступая на 8-м Всесоюз­ном совещании по фитонцидам, подчеркнул необходимость глубо­кой разработки теории фитонцидов в тесной связи с теорией фито­дизайна. Фитодизайном он предложил называть введение растений в эргономические системы (замкнутые комплексы: человек — ма­шина — среда) и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции.

 

Глава II

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫРОСТА РАСТЕНИЙ И МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой, т. е. с условиями их естественного обитания. Среда накла­дывает определенный отпечаток на растительный организм и вклю­чает в себя совокупность всех факторов, действующих на растение. Наиболее существенные из них: климатический (состав воздуха, свет, температура и влажность) и эдафический (греч. «эдафон» — почва), т. е. почвенно-грунтовые условия. При перенесении расте­ний из природной обстановки в искусственно созданные режимы, например в оранжереи или в жилые и служебные помещения, происходит акклиматизация, т. е. приспособление растений к новым условиям обитания. Акклиматизированными считаются растения, которые приспособились к существованию в новых условиях, успеш­но растут и размножаются.

Растительные организмы пластичны. Каждый цветовод знает, как сильно меняется внешний вид растения при перемещении его из светлого места в темное и наоборот. В природе можно обнаружить ряд особей одного и того же вида, выросших в различных внешних условиях и настолько непохожих друг на друга, что их можно при­нять за разные виды, однако это результат различных воздейст­вий окружающей среды. Тем не менее, как ни велика пластичность растительных организмов, наилучшие результаты акклиматизации получаются при максимальном приближении условий искусствен­ного содержания к природным. Вот почему прежде чем вносить растения в интерьер, необходимо изучить микроклимат помещения, а потом грамотно подобрать соответствующий ассортимент расте­ний.

Свет — главный экологический фактор, определяющий осно­ву жизнедеятельности растительного организма — фотосин­тез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ. Этот процесс происходит с поглощением углекислого газа и выделением свободного кислорода. При участии поглощающих свет пигмен­тов — хлорофилла и некоторых других — углекислый газ и вода, вступая в реакцию, образуют основную пищу растений — углеводы. В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток называется фотопериодизмом. Она четко проявляется у так называемых длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависят от различной продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны испытывать ростовые движения органов, т. е. поворачиваться к источнику света. Эта реакция называется фото­тропизмом, о ней надо помнить при расстановке растений в ин­терьере.

При естественном боковом освещении оконные проемы, обра­щенные на юг, открыты солнцу в течение 6 9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3—4 часа. Северные окна пропускают ровный почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня. В зависимости от времени года, географической широты места и времени суток условия освещения изменяются.

Для успешного культивирования растений в помещении важно и соотношение температуры и влажности. В осенний период суточная температура в интерьерах колеблется в пределах 13—18°, зимой с включением отопления она повышается от 15 до 22°. В летнее время средняя температура составляет 22—28°. Эти пределы темпе­ратур вполне удовлетворительны для нормального хода фотосин­теза. Однако при расстановке растений желательно обеспечить оптимальный режим для каждого вида и необходимо помнить о том, что в разных точках помещения показания температуры варьируют: у балконной двери они ниже на 3—4°, у ребристого радиатора, где создается завеса теплого воздуха,— на 3° выше, а иногда и более.

Влажность воздуха также влияет на фотосинтез. Оптимальная величина относительной влажности, необходимой для фотосинтеза, 50—80%, что вполне соответствует ситуации в интерьерах, за ис­ключением отдельных производственных помещений, где влажность опускается до 25—30%. Однако и при такой низкой влажности можно культивировать растения, например засухоустойчивые как­тусы и другие суккуленты.

Изучению микроклимата современных общественных зданий в связи с жизнедеятельностью растений посвящены работы Г. Н. 111а- пенковой (1971) и Е. Н. Кутас (1984). По данным Г. Н. Шапенко- вой, в условиях Москвы в помещениях с сильным или значительным влиянием естественной освещенности (ориентированных на юг, восток или запад) растения сохраняют декоративные качества в следующих пределах по отношению к источнику света: светолю­бивые — в зоне от 1 до 3 м (освещенность свыше 5000 люкс в течение нескольких часов), теневыносливые — в зоне от 3 до 6 м от окна (освещенность свыше 1000 люкс в течение нескольких ча­сов). За пределами указанных зон размещать растения допустимо только при применении искусственного освещения (минимальная интенсивность 100—300 Вт/м2 в течение 10—12 часов). Досвечива- ние производится с помощью декоративных светильников, панелей и т. п. В отношении температуры Г. Н. Шапенкова указывает два эк­сплуатационных режима: прохладный (от 10 до 15°) и теплый (от 18 до 22 В прохладных помещениях относительная влаж­ность воздуха не снижается ниже 60%, что благоприятно и для большинства используемых растений. В помещениях с кондициони­рованным воздухом влажность держится на уровне 50—60%, также благоприятном для многих тропических видов. Г. Н. Шапенкова приводит классификацию помещений, составленную из 8 категорий микроклиматического режима, и рекомендует ассортимент расте­ний, включающий как устойчивые по всем характеристикам виды, так и более редкие, отличающиеся высокими требованиями к усло­виям содержания.

Е. Н. Кутас (1984) провела аналогичные исследования в Ленин­граде. Она подтвердила, что свет является лимитирующим факто­ром для развития растений в интерьере в осенне-зимний период, а температура и влажность воздуха близки к оптимальным для их жизнедеятельности. Ритм роста зависит от светового режима и связан с экологической природой растений (светолюбием и теневы­носливостью). Теневыносливые виды вегетируют при освещенности около 700 — 1000 люкс, светолюбивые — при 1500—5000 люкс. Пе­риод покоя у теневыносливых видов наступает при снижении интен­сивности освещения до 140 люкс, а у светолюбивых — до 700 люкс.

На основании изучения типа пигментной системы листа Е. Н. Ку­тас выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различ­ной интенсивности (с точки зрения сохранения их декоративных качеств), фотолабильные — менее стойки. На этом основании фо­тостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотола­бильного типа — с обязательным учетом этих особенностей. Полу­ченные Е. Н. Кутас результаты представляют несомненный интерес для дальнейшей разработки научных основ интерьерного озелене­ния.

 

С чего начать руководителю учреждения, задавшемуся целью озеленить служебные помещения? Опыт Ботанического сада МГУ по оформлению интерьеров общественных зданий позволяет опре­делить условия, выполнение которых есть залог успеха всего дела. Прежде всего нужно продумать обеспечение ухода и содержания будущих зеленых интерьеров. Для круглогодичного ухода за расте­ниями, включающего много трудоемких операций, лучше всего иметь в штате специальную единицу — мастера по озеленению или инженера зеленого строительства — в зависимости от объема вме­няемых ему в обязанность работ. Совершенно недопустимо сводить уход за растениями к поливу, который осуществляют случайные люди или технические работники, совмещающие эту работу с основ­ной. Кроме того, необходимо выделить для ответственного за озеленение лица небольшую хозяйственную комнату для хранения инвентаря, земельных смесей, удобрений, устройства парничка для лечения и размножения растений. Еще лучше, если позволяют возможности, пристроить к основному зданию маленькую теплицу, где помимо ремонтных операций с растениями можно выращивать цветы на срезку к торжественным датам. Необходимо иметь в виду, что только квалифицированный уход за интерьером обеспечит дол- говременность его функционирования и даст ожидаемый эффект. Там, где нет возможности обеспечить растения хорошим уходом, лучше использовать их синтетические копии или пластиковые му­ляжи.

После решения организационных вопросов можно приступить к проекту размещения растений в конкретных точках интерьера. В главе VI можно ознакомиться с примерами рекомендуемых плани­ровочных решений. Нужно приобрести декоративные емкости для посадки растений (или в крайнем случае заказать их в мастерских по своим эскизам), а также необходимое оборудование и инвен­тарь. Желательно иметь карты термического и светового режима всех помещений и располагать сведениями о дислокации источников тепла и света. При отсутствии таковых первичные данные о темпе­ратуре, влажности и ориентации света можно получить самим с по­мощью трех простых приборов: термометра, психрометра и компаса. Еще лучше приобрести и люксметр марки Ю-16 или -17 для измере­ния освещенности в отдаленных от источника света точках интерье­ра. Замеры нужно делать как в солнечные, так и в пасмурные дни, в особенности в критический для растений осенне-зимний период. Зная параметры микроклимата, можно приступить к подбору ассор­тимента растений. Начинающим цветоводам в этом помогут главы V и VII данной книги. Общие сведения о культуре оранжерейных растений в помещениях и информация о декоративных особенно­стях и деталях агротехники каждого вида изложены в главах III и IV.


Глава III

ОБЩИЕ ВОПРОСЫКУЛЬТУРЫРАСТЕНИЙ В ИНТЕРЬЕРЕ

Помимо светового и температурного режима важно обеспечить эко­логический фактор роста и развития растений, почвенно-грунтовые условия, включая питательный грунт и режим полива. Различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В промыш­ленном садоводстве и цветоводстве земельные смеси составляют из разных компонентов природной почвы. Важнейшие из них сле­дующие.

Дерновая земля - это перепревшие дернины, взятые с суходольного луга на г линистой почве. Их срезают лопатой и скла­дывают в штабеля травой вниз. После переживания (через год) землю можно употреблять. Различают легкую дерновую землю (в ней преобладают перегнившие растительные части) и тяжелую, или глинисто-дерновую, с преобладанием глинистой почвы.

Листовая земля приготовляется из опавших листьев деревьев (за исключением дуба и каштана), которые сгребают в кучи и в течение лета 2—3 раза перелопачивают. Через 2—3 года по­лучается рыхлая, легкая, но сравнительно малопитательная земля.

Хвойная земля образуется из полуразложившейся хвои сосны; рыхлая, имеет четкую кислую реакцию.

Перегной получают из сложенного в кучи и хорошо пере­превшего (обычно 2 года) использованного в парниках коровьего или конского навоза. Самая питательная земля, содержащая все необходимые растению макро- и микроэлементы.

Торф (лучше всего бурый верховой торф) обеспечивает рых­лость субстрата, обладает хорошей влагоемкостью.

Наряду с почвами для составления различных субстратов нужно иметь следующие компоненты: песок (желательно крупнозерни­стый) речной; сфагновый мох, который собирают на верховых болотах во второй половине лета; кору сосны. Для каждого вида растения в зависимости от возраста и фазы развития указанные выше земли и добавочные компоненты смешивают в различных пропорциях. Общие рекомендации таковы. Для взрослых древесных и кустарниковых видов, имеющих грубые корни, за основу берут глинисто-дерновую землю с несколько меньшим количеством пере­гноя, для рыхлости добавляют торф и песок (в соотношении 4:2:0,5).

Для более молодых древесных, кустарниковых и большинства тра­вянистых растений используют глинисто-дерновую землю с боль­шим количеством перегноя и той же пропорцией торфа и песка (2:2:1:0,5). Травянистым растениям с нежными тонкими корнями дают в основном листовую и перегнойную землю, прибавляя торф и песок (2:1:1:0,5). Подбирая состав земли для того или иного расте­ния, нужно учитывать их природные условия. Так, кактусы и другие суккуленты, обитатели пустынь, растут на песчаных, не богатых питательными веществами почвах, поэтому их культивируют в зем­ляной смеси с большим содержанием крупнозернистого песка. Папоротники, растущие в тенисты* и болотистых местах, нуждают­ся в большой добавке к субстрату торфяной земли. В справочниках по комнатному цветоводству содержатся рецепты состава земляных смесей для разных видов растений. В данной книге при описании растений также приводятся рекомендации по оптимальному составу субстратов.

Приобрести садовые земли, их компоненты или готовые пита­тельные субстраты можно в магазинах «Природа», промышленных цветочных и садовых хозяйствах.

Современной тенденцией развития цветоводства защищенного грунта является поиск заменителей садовых земель — инертных субстратов, легко поддающихся дезинфекции, обладаю­щих необходимой воздухопроницаемостью и хорошей способностью поглощать и аккумулировать питательные вещества, необходимые для роста растений. В качестве таких заменителей используют гравий, вермикулит, перлит, керамзит, мох, торф. Способ выращи­вания растений без почвы на искусственных питательных средах называется гидропоникой. Различные способы гидропонной куль­туры растений описаны Г. К. Тавлиновой (1982).

В Прибалтике в качестве почвенной смеси применяют верховой торф «Балт», выпускаемый в Эстонии в специальной упаковке, с при­месью 40% перегноя. Для разрыхления субстрата к торфу добав­ляют гравий или измельченный пенопласт, способствующий сохра­нению его структурности. При таком способе культивирования рас­тения постоянно удобряют. Нужно помнить, что верховой сфагно­вый торф имеет довольно высокую кислотность, поэтому перед упо­треблением его нейтрализуют мелом или доломитовой мукой. Для определения кислотности следует приобрести универсальный инди­катор в магазинах химических реактивов, состоящий из полосок фильтровальной бумаги, окрашенной раствором лакмуса, и шкалы, обозначающей рН от 1,0 до 10,0. Полоски индикаторной бумаги погружают в питательный раствор и сравнивают полученную окрас­ку с имеющейся шкалой на индикаторе. Торф — универсальный субстрат для всех комнатных растений. В магазинах «Природа» продается торф с удобрительными смесями под названием «Фиал­ка». Его можно использовать в чистом виде и как добавление к дру­гим смесям. Аналогичным субстратом могут быть измельченные и высушенные волокна сфагнового мха, к которому так же, как и к торфу, добавляют мел для снижения кислотности.

В правильно составленной земляной смеси или готовом суб­страте с удобрениями есть все питательные элементы, необходимые для жизни растения. По мере истощения их запасов растения пере­саживают в свежую землю или субстрат. Если пересадка по каким- либо причинам задерживается, необходима подкормка жидкими удобрениями.

Какие же элементы питания необходимы растительному орга­низму? По характеру потребления их разделяют на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первые исполь­зуются растениями в относительно больших количествах, чем вто­рые. Отечественная промышленность выпускает много минеральных удобрений, содержащих питательные элементы в отдельности или их комплексы в разных соотношениях: аммиачная, калийная и кальциевая селитры, мочевина, суперфосфат, хлористый калий, азотнокислый кальций, сульфаты магния, железа, марганца, меди,, цинка, борная кислота и другие. В магазинах «Природа» продаются полные удобрения «А» и «Б», жидкая смесь «Витто». Все удобрения растения получают в растворенном виде и в определенных концент­рациях. Молодым растениям дают смеси с преобладанием азотных солей, с возрастом увеличивают количество фосфорных и калийных солей. Хорошо усваиваются комплексные удобрительные смеси Кноппа и Чеснокова. Из расчета на 1 литр рекомендованы следую­щие концентрации:

Смесь Кноппа

1. Аммоний сернокислый

2. Аммоний азотнокислый

3. Калий азотнокислый 0 25

4. Калий фосфорнокислый однозамещенный 0 25

5. Кальций азотнокислый безводный 1 о

6. Магний сернокислый безводный 0,25

7. Микроэлементы

борная кислота

марганец сернокислый

цинк сернокислый

железо хлорное 0,01

При применении водных солей кальция азотнокислого и магния сернокислого их количество нужно увеличить: кальция в смеси Кноппа (на 1 л) до 1,44 г, магния до 0,51 г, в смеси Чеснокова (на 1 л) кальция до 0,72 г, магния до 0,56 г.

Удобряют здоровые растения в период их активного роста и цветения. Только что пересаженные или больные экземпляры удоб­рять нельзя. Часа за два до применения удобрительного раствора растения обильно поливают чистой водой, чтобы хорошо смочить земляной ком и предохранить корневую систему от ожога. Большое положительное воздействие на рост и развитие растений оказывают органические удобрения, но их применение в условиях интерьера возможно только в сухом виде как добавление к земляным смесям или другим субстратам при их составлении. Кровяную и костную муку, роговые стружки и золу добавляют из расчета 100—150 г на 10 кг субстрата. Универсальным источником всех удобрений является сухой коровий навоз. Готовые удобрительные смеси нужно применять строго по инструкции, так как избыток удобрений отрица­тельно сказывается на состоянии растений. Микроэлементы не следует давать растениям чаще, чем 3—4 раза в год, иначе они будут страдать от токсикоза. Увлекаться частыми подкормками интерьер- ных растений нецелесообразно. Бурный под влиянием удобрений рост крупномерных растений может быстро привести к проблеме крыши в сравнительно невысоких современных помещениях. Уси­ленный рост травянистых растений в групповой композиции нару­шает исходные пропорции. Кроме того, перекормленные растения проявляют меньшую устойчивость к повреждению вредителями и болезнями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: