С.Ш. Лейба
В данной статье сделана попытка охарактеризовать предприятия автомобильной промышленности Российской Федерации. Разделив все предприятия, в соответствии с их специализацией, на два крупных сегмента; производителей автомобилей и производителей комплектующих, выявлены специфические проблемы присущие каждой группе предприятий.
Все предприятия, составляющие автомобильную промышленность Российской Федерации можно разделить на два сегмента: производителей автомобилей и производителей комплектующих. Внутриотраслевая специализация настолько углубилось, что в настоящее время практически не осталось предприятий, производящих компоненты для автомобилей и сами автомобили. Попробуем охарактеризовать деятельность данных предприятий в соответствии со спецификой их работы на рынке.
Сегмент производителей автомобилей, работающих на российском рынке, можно условно разделить на 4 группы:
. Традиционные отечественные производители, ведущие свою историю с советского периода и во многом все еще эксплуатирующие устаревшие производственные фонды и технологии. К их числу относятся («Группа ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», АМО ЗИЛ и др.) - данные предприятия имеют во многом схожие отличительные особенности, среди которых морально и физически изношенные основные фонды, хроническая нехватка инвестиционных средств, дефицит передовых технологий, слабый модельный ассортимент, острая нехватка менеджмента с опытом работы на современных предприятиях.
2. Автосборочные предприятия российского происхождения (ОАО «Автотор», ОАО «Соллерс», ООО «ТаГАЗ», Автомобильная компания «ДЕРВЕЙС», ОАО «Чеченавто», и др.) - оснащены современным оборудованием и технологиями, культивируют современный стиль управления. Среди недостатков следуют подчеркнуть следующие: практически полное отсутствие собственных НИОКР, большая зависимость от зарубежных транснациональных компании, низкий уровень локализации.
|
3. Российские филиалы крупнейших транснациональных корпораций (Toyota <https://ru.wikipedia.org/wiki/Toyota>, General Motors <https://ru.wikipedia.org/wiki/General_Motors>, Volkswagen Hyundaiи т.д.) - предприятия данной группы относительно недавно открыли свои производственные площадки в России. Их отличительные черты - небольшие масштабы производства, низкий процент локализации, отсутствие научно-технических центров на территории России.
4. Автомобильные дилеры, импортирующие автомобили из-за рубежа, поставляют на российский рынок модели, которые не производятся в стране, размер их доли рынка во многом зависит от мер тарифного и нетарифного регулирования.
Отличительной особенностью российского рынка легковых автомобилей является большое количество производимых моделей и данный показатель говорит о развитости рынка. Самым крупным отечественным производителем автомобилей является ОАО «АВТОВАЗ», находящийся в г. Тольятти. За прошедший 2012 год, на производственных мощностях, принадлежащих ОАО «АВТОВАЗ», было произведено 718 917 автомобилей и машинокомплектов. Необходимо отметить, что в этом перечне предприятий ОАО «АВТОВАЗ» стоит особняком, а основная часть автопроизводителей в России выпускают в среднем менее 100 тыс. легковых автомобилей в год. производитель рынок российский автомобиль
|
Сегмент производителей автомобильных компонентов в России характеризуется наличием трех основных типов производителей:
. Производители автомобильных компонентов, ранее являвшиеся структурными подразделениями российских предприятий-производителей автомобилей, а ныне юридически самостоятельные предприятия («Ителма», предприятия группы «СОК» и т.д.). Их отличительные особенности:
- сфокусированы на производстве автокомпонентов для существующих традиционных российских моделей;
- используют в основном физически и морально устаревшее оборудование, технологическую базу;
- испытывают острую нехватку современных разработок и технологий, профессионального менеджмента, имеющего опыт работы за рубежом;
- характеризуются хронической нехваткой инвестиционных ресурсов и инжиниринговых навыков для расширения ассортимента производимой продукции и увеличения клиентской базы;
- не имеют разработанного и внедренного на производстве международного отраслевого стандарта ISO/TS 16949:2002 (ИСО/ТУ 16949:2002), что не позволяет поставлять продукцию крупным транснациональным корпорациям, имеющим автосборочные предприятия в России.
. Предприятия, созданные российскими производителями автокомпонентов совместно с известными зарубежными фирмами (Delphi, Faurecia, ZF и т.п.):
- характеризуются наличием относительно современной производственной базой и используемыми технологиями;
- специализируются на производстве технологически простых изделий с небольшим уровнем добавленной стоимости (стекла, бамперы, жгуты, коврики и т.д.), либо на сборке технически сложных автокомпонентов с низким уровнем использования материалов отечественного производства (шасси, двигатели, КПП, электроника.);
|
- фактически не занимаются собственным НИОКР, не создают инжиниринговые подразделения и не имеют собственных патентов на производимые компоненты;
- характеризуются небольшим ассортиментом производимых компонентов.
) Зарубежные транснациональные производители компонентов (например, Magna International, Delphi Automotive Systems, Bridgestone Corporation, Bosch, DuPont и т.д.) являются относительно новыми производителями на российском рынке:
- определяются низким уровнем использования субкомпонентов и сырья российского происхождения;
- характеризуются изготовлением очень ограниченной номенклатуры изделий и, как следствие этого, малой клиентской базой и не существенными объемами производства;
- сосредоточены только на удовлетворение нужд отечественных автопроизводителей и автосборщиков;
- специализируются на технологически не сложных компонентах с небольшим уровнем добавленной стоимости (жгуты, шины, свечи, выхлопные системы и т.п.).
Располагаемые производственные мощности российских производителей автокомпонентов, с одной стороны, не могут обеспечить растущие потребности отечественного рынка, а, с другой стороны, остаются недозагруженными. Основная причина этого явления кроется в сложившейся ситуации на рынке, характеризующейся низкой конкурентоспособностью выпускаемой российскими предприятиями продукции.
Выводы
Все большая интеграция экономики Российской Федерации в мировую экономику, существенное понижение таможенных тарифов - бросает новые вызовы всей отечественной промышленности и автомобильной в частности. Несмотря на наличие больших структурных проблем, серьезное давление, оказываемое крупнейшими транснациональными компаниями, периодические спады производства можно констатировать, что автомобильная промышленность в России уверено и достаточно динамично развивается. Данное утверждение подтверждается увеличением объемов производства автомобилей и комплектующих, открытием новых производственных площадок, образованием новых автосборочных кластеров, увеличивающимся ростом локализации производства и т.п. Особо хочется отметить, что в 2012 г. из общего объема проданных в стране новых автомобилей 73% были произведены в России. Это очень хороший показатель, характеризующий развитость отрасли, он вплотную приближен к планке в 80% определенной в СТРАТЕГИИ развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Литература
1. Приказ Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010. «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года». URL: https://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/10 (Дата обращения: 20.06.2013).
2. Годовой отчет открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» за 2011 год. URL: https://www.lada.ru/images/annuals/annual_2011. (Дата обращения: 22.06.2013)
. Годовой отчет открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» за 2012 год. URL: https://www.lada.ru/images/annuals/annual_2012. (Дата обращения: 22.06.2013)
. «Не в лучшей форме». URL: https://www.autonews.ru/autobusiness/news/1761754/ (Дата обращения: 10.07.2013)
. Российский автопром в цифрах. Итоги 2011 года.
. Российский автопром в цифрах. Итоги 2012 года