Методические рекомендации




 

Высвобождение персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.

Следует различать понятия «высвобождение» и «увольнение».

Увольнение — прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником. Планирование высвобождения, или сокращения, персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток кадровых ресурсов. Своевременные перемещения, переподготовка, прекращение приема на вакантные рабочие места, а также осуществление социально ориентированного отбора кандидатов на увольнение (в зависимости от возраста, стажа работы, семейного положения и количества детей, возможности получения работы на внешнем рынке труда и т.п.) позволяют регулировать внутриорганизационный рынок труда в процессе планирования сокращения персонала.

Высвобождение персонала для многих зарубежных фирм становится весьма значимой функцией, подкрепленной хорошо отработанным организационным механизмом ее реализации. Система специальных мероприятий, сопровождающих процесс высвобождения персонала, очень широко распространена на американских предприятиях. В меньшей мере это направление деятельности распространено в европейских странах, хотя в последние годы ему уделяется значительное внимание. К сожалению, управление процессом высвобождения персонала практически не получило до последнего времени развития в отечественных организациях.

Проблемы при высвобождении персонала возникают из функций труда, которые складываются в индустриальном обществе. Во-первых, труд выполняет непосредственную функцию материального обеспечения жизни. Как правило, он является главным источником дохода. Во-вторых, труд в большинстве случаев идентифицируется с потенциалом того или иного работника. С трудовой деятельностью связан не только доход, но и возможность развития, самореализации работника. В-третьих, труд имеет социальное измерение. В процессе трудовой деятельности устанавливаются социальные связи, формируется социальный статус человека. Реализации вышеназванных функций может потенциально угрожать факт высвобождения работника.

Ввиду важности такого события, как уход из организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с увольняющимися сотрудниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию. Планирование работы с увольняющимися работниками базируется на несложной классификации видов увольнений. Критерием классификации в данном случае выступает степень добровольности ухода работника из организации.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ЭКЗАМЕНА

Тема 1. Наем, отбор и прием персонала

1.Наем на работу.

2.Источники привлечения персонала.

3.Требования к кандидатам на замещение вакантной должности.

4.Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность.

5.Документы, оформляемые при приеме на работу.

 

Тема 2. Подбор, расстановка и деловая оценка персонала

1.Основные задачи и принципы подбора и расстановки кадров.

2.Деловая оценка персонала.

3.Этапы деловой оценки.

4.Показатели деловой оценки персонала.

5.Результативность труда.

6.Профессиональное поведение.

7.Личностные качества.

8.Методы деловой оценки персонала.

 

Тема 3. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала

1.Социализация персонала.

2.Ролевая структура коллектива.

3.Профессиональная ориентация.

4.Основные формы профориентационной работы.

5.Трудовая адаптация.

6.Виды трудовой адаптации.

7.Факторы, влияющие на поведение человека.

8.Влияние группы на поведение ее членов.

9.Межличностные отношения.

10.Сплоченность коллектива.

 

Тема 4. Управление социальным развитием

1.Развитие социальной среды.

2.Формы управленческих решений по социальному развитию.

3.Основные факторы социальной среды.

4.Потенциал организации.

5.Условия и охрана труда.

6.Режим и дисциплина труда.

7.Материальное вознаграждение трудового вклада.

8.Социальная защита работников.

9.Социально-психологический климат коллектива.

10.Внерабочее время и организация досуга работников.

11.Задачи и функции социальной службы.

12.Стимулы, побуждающие коллектив к активной работе.

13.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

14.Стимулирующие системы в организации.

15.Оплата труда персонала.

 

Тема 5. Организация обучения персонала

1.Основные понятия и концепции обучения.

2.Организация обучения персонала.

3.Виды обучения персонала.

4.Методы обучения персонала.

5.Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров.

 

Тема 6. Организация проведения аттестации персонала

1.Понятие и цели аттестации персонала.

2.Виды аттестации персонала.

3.Этапы аттестации персонала.

4.Состав аттестационной комиссии.

5.Выводы и рекомендации аттестационной комиссии.

6.Принятие решения по результатам аттестации персонала.

7.Характеристики личности.

 

Тема 7. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала

1.Деловая карьера.

2.Виды деловой карьеры.

3.Планирование и контроль деловой карьеры.

4.Управление деловой карьерой.

5.Служебно-профессиональное продвижение.

6.Сущность и порядок формирования кадрового резерва.

7.Этапы работы с резервом.

8.Требования, предъявляемые к должности руководителя.

9.Контроль за работой с кадровым резервом.

10.Обязанности стажера и руководителя стажировки.

 

Тема 8. Высвобождение персонала

1.Высвобождение персонала.

2.Увольнение персонала.

3.Уход работника по собственному желанию.

4.Увольнение по инициативе руководителя.

5.Система мероприятий по высвобождению персонала.

6.Выход на пенсию.


ЛИТЕРАТУРА

 

а) Основная литература:

1.Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013.

2.Управление персоналом: теория и практика / Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов. – М.: Проспект, 2013.

 

б) Дополнительная литература:

1.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. –мМ.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с. – (Высшее образование).

2.Кочеткова А.И. Основы управления персоналом: Учебник. – М, 2008.

3.Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. – М.: Академический проект, 2009. – 1088с.

4.Управление персоналом: Учебник / Баткаева И.А. Захаров Д.К. Кибанов А.Я. – М.: Экзамен, 2008. – 352 с.

5.Управление персоналом организации. Практикум: Учеб.пособие /Под ред. д.э.н.,проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365с.- (Высше образование).

6.Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. д-ра эк. н., проф. А.Я. Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 2009.

 

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Сотрудниками кафедры трудового права СПб УГПС МЧС России разработаны компьютерные демонстрации по всем темам учебного курса.

В Глобальной и локальной сетях создан сайт, предоставляющий обучающимся возможность ознакомиться с нормативным и дидактическими материалами методического сопровождения учебного курса.

 

 

Материалы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры трудового права.

Протокол № ____от «___»________20____ года

 

Заведующий кафедройтрудового права Е.Е. Горшкова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: