УТВЕРЖДАЮ
Заведующийкафедрой
трудового права
__________________Е.Е. Горшкова
«_____»______________20___г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»
Направление подготовки
УПРАВЛЕНИЕПЕРСОНАЛОМ
Уровень
Бакалавриат
Форма обучения
Заочная
Обсуждены на заседании ПМК (секции)
Протокол № ____ от «__» ________ 20 __ г.
Санкт-Петербург
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Управление персоналом организации» по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом и предназначены для самостоятельного изучения обучающимися.
Дисциплина «Управление персоналом организации» изучается на кафедре трудового права.
Цель освоения дисциплины «Управление персоналом организации»:
формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для организации управления персоналом в организации.
Задачи дисциплины «Управление персоналом организации»:
· изучение основ процесса отбора, приема, расстановки, перемещения и высвобождения персонала;
· овладение способами социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала;
· формирование представлений об основах организации труда персонала;
· изучение методов обучения и этапов проведения аттестации персонала;
· овладение навыками управления деловой карьерой и кадровым резервом;
· формирование представлений о способах мотивации и стимулирования персонала;
· изучение поведения личности в организации, организационной культуры и методов управления конфликтами и стрессами;
· овладение способами оценки результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений управления персоналом.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- знание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации (ОПК-1);
- знание Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права), Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы (ОПК-2);
- владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения) (ОПК-4);
профессиональные компетенции (ПК):
- знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1);
- знание основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умение применять их на практике (ПК-2);
- знание основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владение методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике (ПК-3);
- знание основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике (ПК-4);
- знание основ научной организации и нормирования труда, владение навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике (ПК-5);
- знание основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умение применять их на практике (ПК-6);
- знание целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умение разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владение навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала (ПК-7);
- знание принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умение применять их на практике (ПК-8);
- знание нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владение навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике (ПК-9);
- знание Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, знание процедур приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и владение навыками оформления сопровождающей документации (ПК-10);
- владение навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умение применять их на практике (ПК-16);
- знание основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных стандартов в области управления персоналом, умение составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях) (ПК-17);
- умение оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владение навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-20);
- знание основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умение применять их на практике (ПК-21);
- знание основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умение использовать их на практике (ПК-23);
- знание основ проведения аудита и контроллинга персонала и умение применять их на практике, владение важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей, методами бюджетирования затрат на персонал (ПК-26);
- знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владение навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике (ПК-30);
- способность и готовность оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умение применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-31);
- владение навыками диагностики организационной культуры и умение применять их на практике, умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-32).
В результате освоения дисциплины «Управление персоналом организации» обучающийся должен
демонстрировать способность и готовность
в учебно-практической деятельности:
· научно анализировать проблемы, процессы и явления в области управления персоналом;
· уметь использовать на практике базовые знания;
· приобретать новые знания, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий;
· использовать знания основных закономерностей, принципов и методов управления персоналом для понимания процессов построения системы управления персоналом;
· планировать и прогнозировать потребности организаций в персонале;
· анализировать трудовые показатели, расходы на персонал;
· планировать рост производительности труда.
в социально-личностных отношениях:
· обладать профессиональной и общечеловеческой культурой;
· следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, к социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;
· формировать групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат;
· управлять конфликтами и стрессами;
в научно-исследовательской деятельности:
· понимать различие в методах исследования, делать выводы, обозначать области их применения;
· уметь представлять утверждения, доказательства, проблемы, результаты исследований ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории, как в письменной, так и в устной форме;
· применять современные методы управления персоналом;
в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки):
· проявлять активность, умение и способность к применению новых фундаментальных результатов в области управления персоналом, к созданию новых практических, в том числе технических и технологических решений;
· участвовать в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в т.ч. в кризисных ситуациях);
· участвовать в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.