В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническое самосознание – сложное социально-психологическое явление, которое является продуктом исторического развития. В разные периоды истории, в зависимости от ситуации внутри того или иного государства, уровня развития общественных связей внутри страны, ее поли - или моноэтничности, характер этого явления и отношение (оценка) людей к этому явлению были разными. В соответствии с этим, в разные периоды по-разному проявлялось и само это явление, и интерес людей к нему. Особенно это можно проследить на примере полиэтнических государств, т. е. империй. В нашем случае таким примером служит Азербайджан.
Этническое самосознание – это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы». Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют четыре «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания не до конца определена. Туда входят:
- национальная идентификация;
- представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;
- представления об общности исторического прошлого народа;
- представления о территориальной общности («родной земле»);
- представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям.
|
Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.
…Некогда для неграмотного крестьянина в любой части Азербайджана язык его отцов был единственным и единственно возможным. Но с появлением больших городов, средств коммуникации и современного образования положение усложнилось. Чтобы выйти в большой имперский мир, недостаточно было знания родного языка. Рост подвижности населения усиливал «имперскую» роль тюркского языка и в то же время умножал число тех людей, кто вынужден был пользоваться им, при этом, не будучи его естественным носителем. Незнание или слабое знание языка служило огромным барьером на пути социального и политического продвижения, к которому стремилось все большое число людей - представители не тюркских этносов – талышей, курдов, лезгин, татов и др. Жизнь ставила их перед необходимостью выбора (или компромисса) между родным и тюркским языком.
Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.
Усиление этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Важнейшую роль в этих процессах играет язык. Не случайно он занимает высокое положение по шкале личностных ценностей. Чувство верности ему приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. В ответ на интерференцию (изменение языка под влиянием другого языка) оно превращает стандартизированный вариант языка в символ веры и святыню.
|
Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.
|
В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение, на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например, русские?
Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:
· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
· определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.
Виды этнических стереотипов:
· Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
· негативные ("русские — ленивые"),
· автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
· гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).
Особенности этнических стереотипов:
· отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
· предельно устойчивы, но все же изменяемы;
· не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
· могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.
Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.
Основные понятия:
- этническая идентичность – (в английском языке identity — подлинность, тождественность)
- этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.
- отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании её членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также его место и роли среди других народов и взаимоотношение между ними.
- этнические интересы – заведомо разделяемые группой нужды, потребности, выгоды.
- образ «мы» – групповое самовыделение путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи.
- автостереотипы – стереотипы в отношении своей этнической группы.
- гетеростереотипы - стереотипы в отношении других этнических групп.
Список использованной литературы