Обучение детей старшего дошкольного возраста чтению на занятиях по грамоте.




Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте отражены в программе «Пралеска»:

1. Знакомство с предложением и словом:

- учить членить на слова предложения из 2-4 слов, определять последовательность слов в предложениях и составлению предложений.

- познакомить с тем, что слово имеет значение, смысл.

2. Формирование начальных фонематических представлений:

-формировать практическое представление о слоге как части слова, учить делить слова на слоги, определять их количество и последовательность

- знакомить со способом выделения ударного слога в слове

- учить определять последовательность звуков в слове на основе предметного моделирования, познакомить с качественными характеристиками звуков

- знакомить с парными твёрдыми и с мягкими звуками.

3. Обучение чтению.

4. Подготовка руки к письму.

Задачи и содержание работы определены также в образовательном стандарте «Дошкольное образование. Готовность к школе».

Современный метод обучения чтению был разработан известным советским психологом Д.Б. Элькониным в работе «Как учить детей читать».

Чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной модели).

Тот ребёнок, который учится читать, оперирует не буквами, а звуковой стороной слова, поэтому обучение грамоте детей начинается с введения ребёнка в звуковую действительность языка, с формирования звукового анализа слова. Если представить себе, что в алфавите каждая буква всегда обозначает один и тот же звук, то наиболее общее правило чтения (прямого слова) звучит так: нужно найти ближайшую букву, обозначающую гласный звук, подготовить к произношению предшествующие ему согласные звуки, обозначенные соответствующими звуками, и вслед за согласными произнести гласный звук. Этот основной принцип чтения Эльконин назвал позиционным принципом чтения.

Первоначальное обучение чтению должно сводиться к формированию у детей ориентации на гласный звук и букву. На основе такой ориентации возникает чтение.

При обучении грамоте позиционный принцип чтения требует:

1. Формировать у детей умение точно отличать все гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

2. 3накомить детей сначала со всеми гласными звуками, их буквенными обозначениями и правилами употребления гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

3. Учить находить в словах гласные буквы.

4. Усваивать твердые и мягкие согласные звуки в сочетании со всеми гласными.

Схема обучения грамоте по Эльконину состоит из 3-х взаимосвязанных этапов:

1. Подготовительный – формирование звукового анализа слова и общей ориентировки в звуковой системе языка.

2. Освоение системы гласных звуков, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и звуки.

3. Освоение системы согласных звуков, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.

Существует рад нетрадиционных методик обучения чтению:

• Н.А. Зайцева

• М. Монтессори

• Е.Е. Шулешко и др.

Основное правило чтения: на 2 этапе обучения грамоте осуществляется знакомство детей с гласными звуками, их буквенным обозначением, правилами написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных, а затем овладение позиционным чтением.

Гласные буквы вводятся парами: а – я; о – ё; у – ю; э – е; ы – и. Дети узнают основное правило: после мягких согласных никогда не пишется буква «а». Если после мягкого согласного слышится звук «а», то пишется буква «я».

 

 


34.Сформулировать задачи работы по подготовке дошкольников к обучению письму. Привести примеры форм работы и вариантов упражнений.

Подготовка руки к письму (задачи из программы «Пралеска»):

1. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

2. Формировать технические и графические навыки письма.

3. Учить правильному обращению с письменными принадлежностями, соблюдению гигиенических правил письма,
ориентации на листе бумаги.

4. Содействовать координации движений руки при раскрашивании рисунков, штриховке, выполнение графических
упражнений.

5. Формировать двигательные, зрительные и слуховые представления и элементарные графические умения,
необходимые для овладения письмом.

Подготовка к письму — самый сложный этап подготовки ребёнка к обучению. Это связано с тем, что у детей 5-6лет с трудом ориентируется в пространственных характеристиках: правая, левая сторона, верх- вниз, ближе- дальше, под- над и сам процесс письма очень сложен, а ребёнок быстро утомляется.

Для того, чтобы избежать перегрузки для укрепления и развития руки, координации движений следует проводить гимнастику для рук, упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, плетение ниток и др.

Для подготовки руки к письму можно предложить работу по раскрашиванию рисунков (штриховку): штрихами с возвратом; круговая штриховка от центра рисунка; штриховка длинными параллельными отрезками. Кроме того необходимо познакомить с правилами посадке при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги на полу, голова наклонена влево. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правя рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и поддерживала рабочий лист. Ручка кладётся на средний палец правой руки на его локтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного— сверху (1,5 см от пишущего узла).

Для развития пространственных отношений используются задания в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, слева, справа друг от друга.

Вопросы: что нарисовано в центре? Что находится в левом верхнем углу? И др. Задания:

1. Закрась лодочку частой штриховкой.

2. Обведи контур солнышка по точкам.

3. Обведи по контуру снизу вверх лучи, которые расположены от солнышка слева.

Затем детей знакомят с рабочей строкой и правилами работы с ней (слева направо). Рабочая строка- 2см. затем до 1; 0,5см.

-дети рассматривают в рабочих строках предметы и обводят их по контуру в заданном направлении;

-самостоятельно вписывают недостающий контур в рабочую строку;

-затем знакомятся с контуром букв и их элементов, дорисовать контур, элемент.

Примеры: рисование дорожек; заштриховать геометрические фигуры, обводя их контуры: проводить линии по опорным точкам и др.

 

 

35. Значение планирования работы по РР, принципы планирования. Назвать виды планирования.

Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательной работы в д/у, с указанием условий, форм и методов работы.

Цель: обеспечить выполнение программы «Пралеска».

Значение:

1.Планирование работы по РР помогает равномерно и ритмично выполнять разделы программы «Пралеска» по РР («Человек и рукотворный мир», «Художественно-речевая деятельность», «Общение и речь»)

2.Позволяет педагогу разумно и эффективно использовать своё рабочее время в течение дня

3.План позволяет целенаправленно организовать работу воспитателя по РР детей, избежать односторонности в работе

4.Планирование позволяет обеспечить преемственность в развитии речи ребёнка: вчера-сегодня- завтра

5.План- это отчётный документ, который позволяет контролирующему лицу ознакомиться и проанализировать систему работы по РР детей.

Принципы планирования:

1. Основа планирования- программа «Пралеска» и её разделы, направленные на РР детей
данной возрастной группы.

2. Направленность на решение задач всестороннего развития ребёнка, взаимосвязь
речевой работы с другими разделами учебно- воспитательного процесса.

3. Отбор содержания и методов работы на основе учёта возрастных особенностей детей,
учёт уже достигнутого уровня детской речи, индивидуальный подход к детям,
особенно с временным отставанием в речи.

4. Постепенное усложнение содержания, методов и приёмов; использование повторения
материала.

5. Систематичность в работе, ежедневный охват всех основных задач РР, в
упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели,
месяца.

6. Реальность и конкретность, учёт местных условий, окружения д/у, современных
общественных событий.

Виды планирования:

1. Перспективный план д/у. Он составляется администрацией учреждения на 5лет.

2. Годовой план работы д/у. Составляется на основе перспективного. Здесь указываются
2-3 основных вопроса, направленные на РР детей, которые требуют особого внимания

или связаны с появлением новых технологий. При составлении этого плана учитываются пожелание воспитателей. Утверждается на августовском педсовете.

3. Календарный план. Он составляется понедельно, учёт работы ведётся ежедневно и его
рекомендуется использовать начинающим воспитателям, т.к. в нём подробно
расписана работа по РР во всех режимных процессах (утренний приём, занятия,
прогулка, время игр и труда).

4. Но в настоящее время планирование образовательного процесса в д/у осуществляется
по программе «Пралеска» и основной вид планирования—тематическое. Оно может
быть представлено следующими видами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: