Знакомство детей старшего дошкольного возраста с термином «предложение».




В старшей группе детей учат членить предложение на слова и составлять

предложения из слов, т.е. проводить анализ и синтез предложений.

В основу знакомства детей с предложением легли различные варианты игр

«Живые слова», где дети выступают в роли слов.

Обучение начинается с 1 варианта игры «Живые слова»:

- Дети, вы умеете играть с игрушками? А знаете ли вы, что со словами тоже можно

играть? Эта игра «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто

хочет быть словом? (выходят трое). Теперь это дети- слова. Ты, Маша, слово

«деревья» (закрепить).Таня- слово «покрыты», а Света- «снегом».

Наши слова стоят по порядку (слева- направо). Маша называет слово и даёт руку

Тане, Таня- Свете. Давайте прочитаем предложение: «Деревья покрыты снегом».

Таким образом, на первом занятии детей знакомят с игрой и её правилами: громко

и правильно назвать своё слово; запоминать и находить своё место среди других;

при последовательном назывании слов, каждый предыдущий ребёнок назвав себя,

берёт за руку следующего за ним.

На втором занятии рекомендуется провести игру «Хор». Воспитатель до занятия

учит нескольких детей произносить слова предложения не последовательно, а

одновременно.

Например: Марина искала малину (по 3 слога).

Сани едут сами (по 2 слога).

По сигналу воспитателя каждый одновременно произносит каждый своё слово. Вы поняли, что сказали дети- слова? Почему? Как нужно сказать, чтобы было понятно? (последовательно называя все слова).

Вывод: было не понятно, потому что дети сказали все вмести сразу все слова. На этом же занятии вводится термин «предложение». Дети называют: «Марина искала малину», а воспитатель уточняет, что дети сказали предложение. Это термин вводится без определения, как и термин «слово».

На последующих занятиях проводятся другие варианты игр «Живые слова». Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель вызывает троих детей. Я назову только два слова: Саша будет словом «папа», Толя- «купил». А каким словом будет Серёжа вы должны придумать сами. В конце зачитываются разные варианты предложения.

Дидактическая игра «Узнай слово»

В этой игре дети должны угадать третье слово, так как воспитатель говорит его шёпотом только тому ребёнку, который это слово обозначает. Дети называют разные слова, пока не отгадают слово.

Дидактическая игра «Угадай, какое слово заблудилось»

Здесь дети учатся ставить слова по порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу. Желательно, чтобы в набор слов входил и предлог.

Например: «лежит», «норы», «лиса», «около». Живым словам нужно найти своё место.

 

 

32. Звуковой анализ слова на занятиях по грамоте.

С детьми старшего дошкольного возраста проводят занятия по грамоте. Одной из

важнейших задач обучения грамоте является обучение детей проведению

звукового анализа слова.

Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове:

установление различительной роли звука; выделение основных характеристик

звука.

Для проведения звукового анализа слова используется следующий

наглядный материал:

1. картинка- схема звукового состава слова (демонстрационная и
раздаточная);

2. фишки разного цвета: фишки белого или серого цвета используются на
первоначальном этапе обучения детей; фишки красного цвета- для
обозначения гласных звуков; синие- для определения твёрдых согласных;
зелёные- для определения мягких согласных. Одна фишка чёрного цвета-
для обозначения ударного гласного звука.

3. полоски- схемы или графические схемы для 4 и 5- звуковых слов
(демонстрационные и раздаточные).

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с анализа трёх звуковых слов.

На этом этапе воспитатель и дети работают серыми фишками. После того, как на первых шести занятиях разберут все трёх звуковые слова, на следующем занятии воспитатель вывешивает все картинки- схемы трёх звуковых слов и просит детей найти звук, который можно пропеть, протянуть, который состоит только из одного голоса (мак, дом, лук, дым, лес, кит). Такие звуки называются гласными, их 6 (а, о, у, ы, и, э) и обозначаются эти звуки фишками красного цвета. На следующем занятии воспитатель предлагает для звукового анализа первое четырёх звуковое слово- «роза».

После разбора слова «роза» знакомим детей с ударным гласным звуком и вводится фишка чёрного цвета.

На следующем занятии для звукового анализа детям предлагается сразу два слова: «луна» и «лиса».

Вначале проводится звуковой анализ слова «луна», затем «лиса». После этого, воспитатель обращает внимание детей на то, какой первый звук в слове «луна»? (л). Как он произносится? (твёрдо, грубо).

А какой звук в слове «лиса»? (л"). Как он произносится? (мягко, ласково). В средней группе звуки лил" называют звуками- братцами: л- большой, л'- маленький. В старшей группе большого братца называем твёрдый согласный звук, маленького братца- мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук обозначаем фишкой синего цвета, а мягкий согласный звук- фишкой зелёного цвета. Выделяют следующие этапы проведения звукового анализа слова:

1. Вывешивается картинка- схема; называется слово, звуковой анализ
которого будут проводить.

2. Произносится слово с последовательным интонационным выделением
каждого звука в слове. Указка задерживается под интонационно
выделенным звуком.

3. Повторное чтение слова с интонационным выделением каждого звука.
Вначале интонационно выделяется 1 звук, затем этот звук называется
изолированно, даётся его качественная характеристика, потом этот звук
обозначается фишкой соответствующего цвета. Аналогично обозначаются
все остальные звуки в слове.

4. определение ударного звука и обозначение его фишкой соответствующего
цвета.

5. Закрепляются знания детей об анализируемом слове. Сколько звуков
слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Какой первый звук?
Назовите ударный гласный. Игра «Живые звуки».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: