Приложение 2 Карточка № 2.




Технологическая карта урока

Предмет, класс: информатика и ИКТ, 9 класс

Линия стандарта: Обработка текстовой и числовой информации.

Тема урока Понятие табличного документа. Объекты табличного процессора.
Цели урока · Обучающая: научиться основным файловым операциям; хорошо ориентироваться в среде табличного процессора; овладеть основными приемами редактирования и форматирования информации, занесенной в ячейки; вносить формулы. · Развивающая: владеть понятиями и терминологией связанной с обработкой числовой информации; умение сосредоточиться и правильно организовать свое время при выполнении тренировочных упражнений. · Воспитательная: умение быстро переключаться с одной деятельности на другую; быть сдержанным при фронтальной работе учителя с классом.
Тип урока Комбинированный урок (объяснение нового материала + практическая работа)
Общие методы обучения Словесные, наглядные, практические
Формы обучения Фронтальная (коллективная) Индивидуализированная
Оборудование и основные источники информации 1) Интерактивная доска, компьютеры, локальная сеть 2) Рабочая тетрадь. 3) Презентация «Для урока 1 » 4) Электронный тест «Обработка текстов »
Предварительная подготовка Подготовить презентацию «Для урока 1 », рабочие тетради, и электронный тест «Обработка текстов» ( эл. учебник Соколовой) - «Заготовки для практикума/Тесты/Обработка текстов/testtext.htm»; файл «Экспресс-опрос » (Приложение 1) подготовить для демонстрации на экране.
Внутрипредметные связи Урок показывает возможности компьютера при создании, хранении и обработке числовой информации. Перекликается с разделами «Логика», «Алгоритмика и основы программирования»
Межпредметные связи Математика, все точные науки.
Домашнее задание Р/т – основные формулировки; задания 8-12 (11* - необязательное) (стр. 10-13)

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося (ожидаемый ответ) Сопровождение
· Организация начала занятия(1мин)   · Повторение пройденного материала (8 мин)     · Контроль, выставление оценок (1 мин) -Здравствуйте! Ребята. Садитесь. Оформление журнала. Объявление темы урока. -Перед тем, как мы приступим к новой теме, давайте еще раз повторим то, о чем мы говорили на прошлых уроках. Я предлагаю вам фронтальный экспресс-опрос. (Приложение 1) -И пробежимся по тесту (электронный тест «Обработка текста» Объявить оценки за Индивидуальную работу № 3 (итоговую).     Поочередно у доски отвечают на вопросы.     Один у доски выполняет тест. Ответы: 2, 3, 1, 3, 3 На экране блоками высвечиваются вопросы.     На экране высвечивается тест.
· Актуализация знаний (беседа 1 мин)   · Подготовка к основному этапу урока (беседа 1 мин)     -Из истории развития компьютеров мы помним, что прежде всего компьютеры научили обрабатывать числа. Актуальна ли эта тема сейчас? Подтвердите примерами. -Да, вы правы. А поэтому необходимо владеть терминологией, умениями обрабатывать числовую информацию с помощью компьютера, обеспечивая тем самым экономию времени. Это и есть главные цели нашего урока. (Презентация «Для урока 1») -Конечно, трудно представить сферу человеческой деятельности, где не приходилось бы в той или иной мере работать с числами – бухгалтерия, медицина, социология, статистика, образование, ….   Слайд 1
Основной этап урока: Повторение пройденного ранее материала чередуется с введением новых знаний (фронтальная форма работы 13 мин). -В младших классах нам уже приходилось обрабатывать числовую информацию с помощью компьютеров. Надо освежить знания и дополнить их новыми.   Учащиеся поочередно зачитывают текст слайда 2 Слайд 2
  -На примере ТП Microsoft Excel рассмотрим назначение, основные возможности, интерфейс ТП.   Слайд 3
    Текст слайда зачитывает ученик. Слайд 4
  -Давайте поработаем с р/т. Откройте ее на стр. 10 и впишите основные объекты документа MS Excel. Заполняют пустые клетки аналогичной таблицы в р/т Слайд 5
  -А теперь дополним определение Рабочего документа Excel, вписав необходимые слова и словосочетания Восстанавливают по слайду определение Рабочего документа в р/т. Слайд 6
  -Этот слайд поможет разобраться с элементами рабочего поля. -Диапазон ячеек –это… (тест слайда). Далее пройтись по ссылке-стрелочке, рассмотреть плакат Комментируя с места, учащиеся вписывают недостающие слова. Слайд 7
  -Ячейки таблицы могут содержать следующие типы данных:… (текст слайда). Пройтись по ссылке-стрелочке, рассмотреть плакат. -обратимся вновь к р/т – запишем основное свойство ЭТ.   Слайд 8
  -Всегда ли в ячейке таблицы мы видим ту информацию, которую в нее занесли? -Верно, давайте условимся …(текст слайда) Прокомментировать таблицу: - В случае ввода формул, выведется формула, если таблица находится в режиме отображения формул, выведется вычисленное значение, если таблица находится в режиме отображения значений, а сообщение об ошибке – в случае, когда вычисление по формуле невозможно (например деление на 0). -Нет, это зависит от режима, в котором находится таблица Слайд 9
  -Поговорим о правилах записи формул (текст слайда)   Слайд 10
  -При записи формул очень важно знать о последовательности выполнения действий (текст слайда)   Слайд 11
  Рассмотреть на примере два режима таблицы.   Слайд 12
  -А теперь попробуйте ответить на вопросы -В ячейках А1 и В1 появится 1 -Не изменится. -В ячейку В1 надо занести 0. Слайд 13
· Организация самостоятельной работы (1мин) · Закрепление знаний и способов действий (индивидуальная форма 10 мин) -Тренировочные упражнения выполните за компьютером. Каждый следующий слайд я буду задерживать на экране около 3-х минут. Пересаживаются за рабочие станции и выполняют задание слайдов 14-17. Слайд 14
  При необходимости помогает учащимся.   Слайд 15
      Слайд 16
      Слайд 17
  -И напоследок, давайте разберем задание из демоверсии ГИА за 2009 год -Выполним последовательно действия. В ячейке А2=2*4=8, в ячейке В2=8+6=14, в ячейке С1=8+14=22, и, наконец, в ячейке С2=22*2+14=56 Ответ: 56. Слайд 18
Контроль и выставление оценок (2 мин) Объявить оценки за урок. Можно компьютерные работы нескольких учащихся, попросить сохранить в сетевой папке; вывести на экран и оценить    
· Подведение итога урока (1мин) · Домашнее задание (1 мин) Подводится итог урока (текст сдайда) Р/т – основные формулировки; задания 8-12(11*-необязательное) (стр. 10-13)   Записывают задание в дневник

Приложение 1

Экспресс-опрос по теме: «Обработка текстовой информации».

1. Дайте определение текстовой информации и текстового процессора.

2. Продолжите: Редактирование – это……

3. Вместо многоточия вставьте названия клавиш:

1) удаление символа справа от курсора осуществляется клавишей <…>;

2) удаление символа слева от курсора осуществляется клавишей <… >;

3) для соединения двух строк в одну используется клавиша <…>, перед нажатием которой курсор устанавливается в конец первой соединяемой строки;

4) клавиша <…> делит один абзац на два в том месте, где установлен курсор.

4. С выделенным фрагментом могут быть выполнены следующие действия: ……

5. В каком их перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

1) Синица на море пустилась:она хвалилась, что хочет море сжечь.

2) Синица на море пустилась:она хвалилась, что хочет море сжечь.

3) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь.

4) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь.

6. Продолжите: Форматирование – это……

7. Перечислите пять основных действий при форматировании текста.

8. Ориентация страницы бывает: …….

9. Перечислите типы выравнивания текста.

10. Опишите известные вам способы создания таблиц в текстовом документе.

11. Какие начертания могут иметь символы одного шрифта?

12. Устройство печати - …….

13 Что такое Гипертекст?

14. Сферы применения гипертекста?

Фыввапролджэ ячсмитьбю. Йцуеннг шщзхъфыв апролд жэ ячсмить. Йцукенг шщзхъ фыва про лджэ ячс митьбю. Йцукенгшщ щзх. Пролджэ авыва прол джэяч смит йцу тьбюыва ролджээ.
Фыввапролджэ ячсмитьбю. Йцуеннг шщзхъфыв апролд жэ ячсмить бювапро Йцукенг шщзхъ фыва про лджэ ячс митьбю. Йцукенгшщ щзх. Пролджэ авы.
15. Даны два фрагмента текста. В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

 

 

Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 126.

1. начертание шрифта (прямое, курсивное)

2. насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный)

3. размер шрифта

4. межстрочный интервал

5. величина абзацного отступа

6. величина дополнительного вертикального интервала между абзацами

7. выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)

Ответ: ______________


 
 

Технологическая карта урока

Предмет, класс: информатика и ИКТ, 9 класс

Линия стандарта: Обработка текстовой и числовой информации.

Тема урока Ввод формул, абсолютные и относительные ссылки, встроенные функции.
Цели урока · Обучающая: научиться записи формул в Excel; хорошо ориентироваться в среде табличного процессора; овладеть основными приемами редактирования и форматирования информации, занесенной в ячейки. · Развивающая: иметь представление о возможности построения диаграмм и графиков в Excel; анализировать и сравнивать абсолютную и относительную адресацию в формулах; владеть понятиями и терминологией связанной с обработкой числовой информации; умение сосредоточиться и правильно организовать свое время при выполнении тренировочных упражнений. · Воспитательная: умение быстро переключаться с одной деятельности на другую; умение работать в парах, проявляя взаимопомощь, быть ответственным за работу команды.
Тип урока Комбинированный урок (объяснение нового материала + практическая работа)
Общие методы обучения Словесные, наглядные, практические
Формы обучения Фронтальная (коллективная) В группах (в паре)
Оборудование и основные источники информации 1) Интерактивная доска, компьютеры, локальная сеть 2) Рабочая тетрадь. 3) Презентация «Для урока 2 » 4) Раздаточный материал «Карточка № 2»  
Предварительная подготовка Подготовить презентацию «Для урока 2», раздаточный материал «Карточка № 2» (Приложение 2)
Внутрипредметные связи Урок показывает возможности компьютера при создании, хранении и обработке числовой информации. Перекликается с разделами «Логика», «Алгоритмика и основы программирования»
Межпредметные связи Математика, все точные науки.
Домашнее задание Р/т – основные формулировки; задания 13-17 (стр. 14-15).

 

 

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося (ожидаемый ответ) Сопровождение
· Организация начала занятия(1мин)   · Повторение пройденного материала (4 мин)   · Организация письменного контроля (5 мин) -Здравствуйте! Ребята. Садитесь. Оформление журнала. Объявление темы урока. Фронтальный опрос по формулировкам из конспекта р/т комментированная проверка заданий 8-12, разбор у доски задания 11*.     Раздать индивидуальные Карточки № 2 (в 4-х вариантах) для самостоятельной работы по пройденной теме (Приложение 2)     Принимают участие в перекрестном опросе. Комментируют письменную часть д/з. Один ученик разбирает на доске доп. задание 11*. (Добавить в ячейку Е1 р – полупериметр треугольника, в ячейки А2, В2, С2 вносятся размеры треугольника, в ячейку D2 – формулу Герона, а в ячейку Е2 – формулу полупериметра р = (а + в + с) / 2)     На листах выполняют задание из карточки, сдают на проверку.         Электронная доска готова к работе.
· Актуализация знаний (беседа 1/2 мин)   · Подготовка к основному этапу урока (беседа 1/2 мин)     - На прошлом уроке мы выяснили, что по-настоящему эффективную электронную таблицу можно создать, снабдив ее большим количеством разнообразных формул, способных обрабатывать числовую и другую информацию. -Итак, сегодня мы подробнее остановимся на принципах относительной и абсолютной адресации в формулах; поговорим о встроенных функциях; рассмотрим возможности ТП в построении диаграмм и графиков.   Слайд 1
Основной этап урока: Повторение пройденного ранее материала чередуется с введением новых знаний (фронтальная форма работы 13 мин). -Вспомним главное о формулах в Excel   Зачитывают текст из рамок на слайде Слайд 2
  -Относительные ссылки - …(текст слайда) Для наглядности результат копирования рассмотреть, пройдясь по ссылке-стрелочке на слайде, с необходимым комментарием выполнить задания (после выполнения каждого следующего возвращать документ в исходное состояние): 1. Скопировать А1:С1 в А2:С2 (за маркер); затем скопировать С2 в Е2(копированием из контекстного меню, вставка - Enter) 2. Копировать С1 в D1(за маркер) 3. Копировать С1 в D2:D4(копированием из контекстного меню, вставка - Enter) 4. Переместить А1:С1 в С2:Е2 (выделить блок и перетащить за рамку)     Наблюдают за происходящим на экране Слайд 3
  -Абсолютные ссылки – это… (текст слайда). Пройтись по ссылке–стрелочке (слайд 4), выполнить последовательно упражнения 1-3 (на листах 1-3 соответственно, текст упражнений прописан). Сначала учащимся предлагается отвечать на вопросы в упражнениях, затем учитель, выполняет каждое и либо подтверждает ответ ученика, либо указывает на ошибку. Наблюдают за происходящим на экране   Рассуждая, предугадывают результат. Слайд 4
  -Формулы, кроме имен ячеек, чисел, знаков действий могут содержать функции. Далее по слайду. Пройтись по ссылке–стрелочке (слайд 5), выполнить последовательно упражнения 4-5 (на листах 1-2 соответственно, текст упражнения 4 прописан) В дополнение к заданию построить график функции. В упражнении 5 в таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира - заполнить пустые клетки в таблице (зеленую, коричневую, синюю ячейки), показывая работу встроенных функций: МИН, МАКС, СРЗНАЧ. Затем построить диаграммы: круговую (по названиям озер и их площади); столбчатую (по названиям озер и их глубине); линейную-график или с областями (по названиям озер и их высотой над уровнем моря). Наблюдают за происходящим на экране Слайд 5
  -Интересный результат можно получить при использовании в формулах условных функций. Далее по тексту слайда. -Попробуйте привести пример использования таких функций.       -При создании в ТП тестов или кроссвордов для оценивании результатов. Слайд 6
  - Но запись условной функции не обходится без логических выражений, используя которые надо знать, что… (текст слайда). Для наглядной демонстрации, пройтись по ссылке–стрелочке (слайд 7), решить задачу: по исходной информации – фамилия абитуриента, его оценки за три экзамена и проходной бал – заполнить формулами ячейки из диапазонов Е3:Е8 (сумма баллов) и F3:F8 (зачисление). Формула в ячейке F3 задается с помощью условной функции: ЕСЛИ(И(Е3>=$C$1;B3>3): «Да»; «Нет»). Расшифровывается так: если сумма баллов >= проходному баллу и оценка по математике > 3 (т.к. математика – профилирующий), то абитуриент зачислен, иначе (т.е. если не выполняется хотя бы одно из двух условий) абитуриент не зачисляется. Далее, в ячейке F9 с помощью функции СЧЕТЕСЛИ(F3:F8; «да»), определить количество поступивших. Перейти в режим отображения значений, посмотреть результат. Наблюдают за происходящим на экране Слайд 7
· Организация самостоятельной работы (1мин) · Закрепление знаний и способов действий (работа в парах 10 мин) -Теперь вам самим предстоит попробовать. Работать будете парами – соседними столами. Один – открывает слайды 8-10 презентации, координирует действия другого, который, в свою очередь открывает документ Excel и выполняет работу. Пересаживаются за рабочие станции и выполняют задание слайдов 8-9. Работают в парах. Слайд 8
  При необходимости помогает учащимся. Формула в ячейке Е3 =D3 * С$1 Слайд 9
      Слайд 10
  -Результат (примерный) самостоятельной работы на слайде 11.   Слайд 11
Контроль и выставление оценок (4 мин) Объявить оценки за урок. Можно компьютерные работы нескольких учащихся, попросить сохранить в сетевой папке; вывести на экран и оценить   На экране высвечиваются работы некоторых учащихся
· Подведение итога урока (1/2мин) · Домашнее задание (1/2 мин) Подводится итог урока (текст сдайда) Р/т – основные формулировки; задания 13-17 (стр. 14-15).   Записывают задание в дневник Слайд 12

Приложение 2 Карточка № 2.

Вариант 1.

1.Следующие математические выражения запишите в виде формул для ЭТ.Предварительно решите вопрос о размещении используемых в формулах переменных в ячейках таблицы.

1) (x+y)z

2)

2. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, имея ввиду, что х - С2, y - А5, z – A1, k – A2, m – D12, n – D3, t – B2, f – C5, p – B5, q – F4,s – A4.

1) C2+A5/3

2) A1^(2+3*A2)/(A1+B2)*(14*B2)/25

________________________________________________________________

Вариант 2.

1.Следующие математические выражения запишите в виде формул для ЭТ.Предварительно решите вопрос о размещении используемых в формулах переменных в ячейках таблицы.

1) 0,8x+0,9y-xy

2)

2. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, имея ввиду, что х - С2, y - А5, z – A1, k – A2, m – D12, n – D3, t – B2, f – C5, p – B5, q – F4,s – A4.

1) (C2+A5)/3

2) A1*A2/(D12*D3)

______________________________________________________________________________________

Вариант 3.

1.Следующие математические выражения запишите в виде формул для ЭТ.Предварительно решите вопрос о размещении используемых в формулах переменных в ячейках таблицы.

1)(x+z)y+0,1x

2)

2. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, имея ввиду, что х - С2, y - А5, z – A1, k – A2, m – D12, n – D3, t – B2, f – C5, p – B5, q – F4,s – A4.

1) C2/(A5+3)

2) B2^2-D3^5

________________________________________________________________

Вариант 4.

1.Следующие математические выражения запишите в виде формул для ЭТ.Предварительно решите вопрос о размещении используемых в формулах переменных в ячейках таблицы.

1) (x-z)z+xy

2)

2. Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, имея ввиду, что х - С2, y - А5, z – A1, k – A2, m – D12, n – D3, t – B2, f – C5, p – B5, q – F4,s – A4.

1) A1*A2/D12*D3

2)C5*B5/A5^2+B2^2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: