1. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой лечащих врачей по экспертизе трудоспособности, реабилитации, профилактике заболеваемости и инвалидности. Разрабатывать мероприятия по снижению заболеваемости и инвалидности.
2. Осуществлять консультации больных в сложных в отношении определения трудоспособности случаях в первые дни заболевания.
3. Проводить ежедневный контроль за обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности (справок) в первые 6 дней от начала ВН, соблюдением правил их оформления и выдачи.
4. Проводить совместно с лечащим врачом после личного осмотра больного продление временной нетрудоспособности свыше 6 дней, но не более,10 дней; при длительной временной нетрудоспособности проводить регулярные осмотры в зависимости от тяжести заболевания, но не реже 1 раза в 10 дней.
5. Выдавать совместно с лечащим врачом листок нетрудоспособности (справки) больным, находящихся в стационаре, в пределах установленных сроков, матери по уходу за больным ребенком в стационаре, отцу или другому члену семьи, при госпитализации матери, осуществляющей уход за ребенком до 3-х лет в установленном порядке.
6. Своевременно выявлять и направлять на ВКК больных, нуждающихся в медицинской реабилитации, организовывать и контролировать ее проведение.
7. При длительной временной нетрудоспособности совместно с лечащим врачом направлять амбулаторных и стационарных больных на ВКК через один, два и три с половиной месяца от начала временной нетрудоспособности, а также осуществлять направление на МРЭК, в т.ч. из стационара не позднее установленных сроков.
8. Своевременно выявлять признаки инвалидности и направлять амбулаторных и стационарных больных на ВКК с целью последующего направления на МРЭК сразу после выявления признаков инвалидности.
9. Проводить анализ качества работы врачей отделения по экспертизе трудоспособности с определением количества случаев и дней временной нетрудоспособности, средней длительности случая при различных заболеваниях (травмах).
10. Проводить экспертную оценку качества лечебно-диагностического процесса и реабилитации у всех больных, направленных на МРЭК для продления лечения.
11.Проводить систематический контроль и разбор наиболее часто встречающихся ошибок в выдаче, продлении и оформлении листков нетрудоспособности (справок), сроков временной нетрудоспособности, своевременности направления на МРЭК, обоснованности продления временной нетрудоспособности с санкции МРЭК.
12.В МСЧ организовывать проведение анализа ЗВУТ и инвалидности у различных цеховых врачей и разрабатывать мероприятия по их снижению.
13.Совместно с лечащим врачом решать вопросы о необходимости санаторно-курортного лечения и выдачи санаторно-курортной карты.
14.Проводить мероприятия по повышению квалификации врачей отделения по вопросам экспертизы ВН и реабилитации.
Лечащий врач обязан.
1. На основании данных всестороннего медицинского освидетельствования больного, исходя из степени выраженности функциональных нарушений, характера и течения патологического процесса, выполняемой работы, условий труда решать вопрос о временной нетрудоспособности в случаях заболеваний и травм, необходимости ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет в случае болезни матери, а также получения отпуска по беременности и родам.
2. Выдавать листок нетрудоспособности (справки о временной нетрудоспособности), в пределах б дней единовременно или по частям. Продление листков нетрудоспособности (справок) сверх этого срока проводится лечащим врачом совместно с заведующим отделением, а при его отсутствии с заместителем главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности или по медицинским вопросам или по амбулаторно-поликлинической помощи, либо с главным врачом
3. Устанавливать дату явки на прием.
4. Представлять больного в любой срок временной нетрудоспособности на консультацию заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе нетрудоспособности на ВКК в неясных и конфликтных случаях.
5. Представлять совместно с заведующим отделением длительно болеющих на ВКК через один, два и три с половиной месяца от начала ВН и больных, имеющих признаки стойкой утраты трудоспособности независимо от продолжительности болезни, для решения вопроса о направлении их на освидетельствование в МРЭК.
6. Направлять совместно с заведующим отделением больных на МРЭК после проведения всего комплекса диагностических, лечебных и медико-реабилитационных мероприятий и заключения ВКК о необходимости такого направления в любой период от начала временной нетрудоспособности.
7. Изучать временную нетрудоспособность за последние 12 месяцев по данному или родственным заболеваниям.
8. Фиксировать в дневниках медицинской карты амбулаторного больного объективные данные, послужившие основанием для выдачи листка нетрудоспособности (справки), назначенные диагностические, лечебные и оздоровительные мероприятия, рекомендуемый режим, номер листка нетрудоспособности (справки), отметки о его продлении или закрытии. В листке учета временной нетрудоспособности медицинской карты отмечать дату выдачи листка нетрудоспособности, первичный диагноз, а при закрытии - окончательный диагноз и срок временной нетрудоспособности.
9. Организовывать контроль за соблюдением больным предписанного режима не позднее первых 3 дней с момента освобождения от работы (с привлечением участковой сестры, страхделегатов). Делать отметки в листке нетрудоспособности при нарушении больным режима, предписанного врачом.
10. Своевременно выявлять больных, нуждающихся в проведении реабилитации, и направлять их на ВКК.
11. Давать рекомендации о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, лечении в санатории-профилактории и диетическом питании.
12. Проводить ежедневный учет количества выдаваемых листков нетрудоспособности и анализировать сроки временной нетрудоспособности при основных заболеваниях, а также структуру (причины) временной нетрудоспособности на своем участке.
13. Анализировать первичный выход на инвалидность и причины наступления стойкой утраты трудоспособности у больных участка.
14. Проводить шифровку закрытых листков нетрудоспособности.
15. Анализировать ЗВУТ и инвалидность в прикрепленных предприятиях и совместно с хозяйственными и профсоюзными органами принимать участие в разработке мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и инвалидности.
Заместитель главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности обязан.
1. Организовать выдачу листков нетрудоспособности (справок) во всех медицинских подразделениях учреждения, в том числе в приемных покоях больниц, пунктах неотложной помощи, травматологических пунктах и др. в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности.
2. Консультировать сложных в отношении определения трудоспособности больных, решать все вопросы экспертизы трудоспособности с лечащим врачом, не имеющим заведующего отделением.
3. Консультировать обоснованность выдачи, продления, закрытия листков нетрудоспособности, сроков временной нетрудоспособности, используя разные формы контроля, в том числе учет ежедневно выдаваемых листков нетрудоспособности по врачам и отделениям, регулярный просмотр медицинских дел амбулаторных и стационарных больных, личный осмотр больного, планово-контрольные ВКК, проверка выполнения режима на дому.
4. Контролировать в стационаре обоснованность госпитализации с учетом состояния трудоспособности, своевременность госпитализации, активность сроков временной нетрудоспособности по госпитализации, своевременность направления длительно болеющих на ВКК стационара, в отделение реабилитации и на МРЭК, своевременность выписки больных из стационара, вынесения экспертной рекомендации выписанным больным.
5. Организовывать работу ВКК в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах, являясь ее представителем, составлять график ее работы, обеспечивающий участие лечащего врача в представлении больного на ВКК.
6. Обеспечивать своевременное направление длительно болеющих в поликлинике и стационаре на ВКК и МРЭК и устанавливать сроки.
7. Курировать работу отделения реабилитации и своевременное выявление больных и инвалидов, нуждающихся в ее проведении, контролировать в процессе реабилитации сроки временной нетрудоспособности и их обоснованность, частоту и тяжесть инвалидности, эффективность реабилитационных мероприятий.
8. Организовать сбор оперативной информации о временной нетрудоспособности в амбулаторных учреждениях и стационаре с расчетом сроков временной нетрудоспособности у отдельных врачей, по специальности, при разных нозологических формах; определять должные значения показателей и их отклонения, намечать меры по устранению отклонений.
9. Организовать работу врачей и заведующих отделениями по изучению причин инвалидности у разных специалистов, проводить совместно с заведующими отделениями экспертную оценку медицинских дел всех больных, первично признанных инвалидами и направленных на МРЭК для продления.
10. Организовать работу врачей по изучению причин заболеваемости и инвалидности по предприятиям, совхозам, колхозам и совместно с руководителями указанных предприятий, профсоюзными организациями, санитарно-эпидемиологическими станциями, намечать меры по профилактике и снижению заболеваемости и инвалидности.
11. Обеспечивать постоянный контакт с МРЭК, участвовать в заседаниях по освидетельствованию больных в прикрепленной МРЭК в соответствии с графиком (не реже 3 раз в месяц) и выработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.
12. Организовывать врачебные конференции (не реже 1 раза в квартал, в том числе совместно с МРЭК не реже 2 раз в год) по вопросам состояния заболеваемости с временной нетрудоспособностью и первичной инвалидности, с разбором ошибок и дефектов в вопросах ЭВН и реабилитации, расхождений в решениях ВКК и МРЭК.
13. Организовывать мероприятия по обучению врачей амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров вопросам экспертизы нетрудоспособности и медицинской реабилитации, планировать повышение квалификации заведующих отделениями, обеспечивать своевременное изучение всеми врачами лечебно-профилактического учреждения действующих положений, инструкций, приказов, распоряжений по вопросам экспертизы трудоспособности, выдачи листков нетрудоспособности (справок) и реабилитации.
Проведение консультаций, консилиумов, клинико-патологоанатомических конференций, учебы с врачами, средним медперсоналом по повышению квалификации:
Проводить занятия по повышению профессионального уровня | Согласно плана Ежемесячно | Врачи отделения Медсестры | Зав.отделением |
Провести занятия по ООИ, ВИЧ,ВВИ,ВГ, ВТЭ, гемотрансфу-зиологии. | Согласно плана | Зав. отд Ст.медсестра | Зам. Гл.врача по медчасти |
Пройти усовершенствование и аттестацию 2 м/сестрам | Согласно плана | Зав.отделением Ст.м/с | Зам. Гл.врача по медчасти |
Контроль за трудовой и исполнительной дисциплиной | Постоянно | Зав.отделением | Зам. Гл.врача по медчасти |
Функции старшей медсестры отделения:
- руководство работой среднего и младшего персонала;
- контроль организации за больными;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием отделения;
- поддержание персоналом, больными и посетителями правил внутреннего распорядка; выписывание и доставка медикаментов из аптеки;
- контроль за хранением медикаментов;
- составление графика работы среднего и младшего медицинского персонала.
Противоэпидемические мероприятия, осуществляемые в отделении:
тщательная санитарная обработка беременных, раннее выявление заболеваний, соблюдение гигиены мед. персоналом и беременными, родильницами. Периодическая дезинфекция помещений, предметов ухода. Мытье и обработка рук, дыхательной аппаратуры.
Меры по профилактике ВБИ среди гинекологических больных, регламентирующие документы: выделение диагностической палаты в приемном отделении для температурящих больных (для уточнения диагноза); выделение изоляторов или боксов в детских и инфекционных больницах; проведение санобработки; порядок хранения вещей и выдачи больничной одежды, организация системы ухода за больными, система обработки шприцев и медицинского инструментария. Регламентирующим документом является: Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. № 2583 – ХII, в редакции от 16 мая 2006, № 109 – З.
В целях предупреждения инфекционных заболеваний в акушерском стационаре проводятся санитарно-гигиенические мероприятия, включающие в себя:
- своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями;
- своевременное обнаружение золотистого стафилококка и их санацию;
- применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля;
- пастеризацию грудного молока;
- организация централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов;
- использование методов и средств дезинфекции для обработки постельных принадлежностей, обуви и т. д.
Во всех помещениях родильного дома проводится влажная уборка, проветривание и облучение бактерицидными лампами не реже 2 раз в день.
Влажная уборка предродовых, родильных и послеродовых палат проводится 3 раза в день, а детских - 5-6 раз. Палаты убирает младшая медицинская сестра или санитарка. Для текущей дезинфекции рекомендуется пользоваться 1% раствором хлорамина, хлорной известью, диоцидом 1:5000, 3% раствором перекиси водорода с добавлением 0,5% растворов моющих средств. После влажной уборки палаты проветривают не менее 30 минут и облучают бактерицидными лампами. Одним из новых способов санитарно-гигиенической обработки помещений стало применение озона. Этот метод не уступает по эффективности обработке ультрафиолетовым излучением, так как обладает бактерицидной, противовирусной активностью.
Перед генеральной уборкой из палаты убирают постельное белье и сдают в прачечную, а матрацы, подушки и одеяла отправляют в дезинфекционную камеру. Проводят влажную уборку помещения и всего оборудования, затем распыляется дезинфицирующий раствор и помещение закрывают. Через 6-12 часов раствор смывают чистой водой. После уборки застилают кровати чистым бельем и проветривают помещение не менее 1-2 часов. Кровати во всех акушерских отделениях и палатах новорожденных должны иметь матрацы в клеенчатых обшивках, чтобы их можно было мыть дезинфицирующим раствором. Поверх простыни стелят подкладную клеенку, которую протирают дезинфицирующим раствором не менее 2 раз в день. Около каждой кровати находится индивидуальное судно, которое также дезинфицируется, а затем кипятится в специальном баке. Особые требования по выполнению правил гигиены предъявляются к сотрудникам акушерского стационара. Перед началом работы медицинская сестра принимает душ, надевает чистый халат, косынку, покрывающую все волосы, обувь, предназначенную только для работы в отделении. Халат и косынка меняются каждое дежурство. Для предупреждения распространения капельной инфекции обязательно ношение четырехслойной марлевой повязки, смена которой производится каждые 3 часа работы.
Санитарно-гигиенический режим в родильном доме: влажная уборка помещения, генеральная уборка с помощью дезсредств, обеспечение спецодеждой и бельем, соблюдение правил личной гигиены, врачебный контроль за здоровьем персонала, уход за больными, контроль санитарного состояния палат, соблюдение правил внутреннего распорядка.
Существующая в отделении (больнице) система контроля качества оказания медицинской помощи врачами-ординаторами:
Для оценки работы больниц и поликлиник за отчетный период (календарный год) обычно используют наборы определенных показателей. Они характеризуют деятельность медицинских учреждений. Можно выделить несколько групп показателей:
1. Показатели, характеризующие обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью.
2. Показатели нагрузки медицинского персонала.
3. Показатели, характеризующие материально-техническую, клинико-диагностическую и медицинскую оснащенность.
4. Показатели использования коечного и других фондов.
5. Показатели, характеризующие организацию и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, ее эффективность.
Схема организации контроля качества медицинской помощи предполагает определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или органе управления создается. Это будет один эксперт или комиссия. Определяется периодичность работы, объем контроля (источник информации), объем выборки для контроля, параметры оценки.
Методика контроля качества оказания медицинской помощи предполагает определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территориальное медицинское объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (1-я - зав. структурным подразделением, 2-ая - зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, 3-я - экспертная комиссия ЛПУ, 4-я - экспертная комиссия при городском управлении здравоохранения или при ТМО, 5-я - экспертная комиссия при управлении здравоохранения).
Характеристика преемственности в работе с женской консультацией и детской поликлиникой:
Женские консультации, не входящие в состав родильного дома или отделения больницы, прикрепляются к определенным акушерско-гинекологическим стационарам. Лучшей преемственности в работе сотрудников женской консультации и акушерско-гинекологического стационара способствуют система чередования работы врачей в стационаре и поликлинике; активное участие акушер-гинекологов в больничных и городских научно-практических и клинико-анатомических конференциях; передача друг другу подробной информации о состоянии здоровья женщин при госпитализации и выписке из стационара; организации в женской консультации консультативных приемов заведующими отделениями, научных сотрудников, доцентов и профессоров кафедр медицинских и научно-исследовательских институтов. Для взаимной информации работников женской консультации и акушерского стационара предназначена «Обменная карта», состоящая из трех отрывных талонов или страниц. В обменной карте излагаются сведения об особенностях течения беременности и родов, о состоянии здоровья женщины во время беременности и р послеродовом периоде, а также сведения для врачей детской поликлиники бо особенностях течения родов и состоянии здоровья ребенка при рождении и выписке из родильного дома. Участковый врач женской консультации выдает на руки беременной после первичного обследования обменную карту, заполняя ее первый талон «Сведения консультации о беременной». Второй талон «Сведения родильного отделения о родильнице» заполняют в акушерском стационаре перед выпиской родильницы и выдают его женщине для передачи в женскую консультацию. Третий талон «Сведения родильного отделения больницы о новорожденном» врачи акушерского стационара (акушер-гинеколог и неонатолог) вносят данные об особенностях течения родов, обследовании и состоянии новорожденного. При хорошей преемственности в работе женской консультаций и акушерского стационара облегчается госпитализация женщин, не прерывается динамическое наблюдение за беременными и гинекологическими больными, обеспечивается постоянная консультативная помощь врачам женской консультации, повышается их квалификация. Преемственность в работе сотрудников консультаций и детских поликлиник начинается с контакта сотрудников между участковым педиатром и акушером. Совместно наблюдая за беременной, они разрабатывают наиболее рациональный режим труда и отдыха, диету беременной с учетом питания плода в разные периоды внутриутробной жизни. Путем активного дородового и послеродового патронажа врачи женской и детской консультаций подготавливают беременную к родам, кормлению и выхаживанию новорожденного. В результате тесного контакта с акушером педиатр может своевременно обнаружить патологические изменения у новорожденного или учесть возможность их появления в результате воздействия вредных факторов на плод, а также вследствие серологической несовместимости, осложнений в родах и других причин. Для повышения эффективности преемственности в работе акушер-гинекологов и врачей других специальностей целесообразно 1-2 раза в год проводить конференции, посвященные вопросам перинатальной заболеваемости и смертности, с привлечением к участию в них акушер-гинекологов, педиатров, терапевтов и других специалистов.