Рецензия на монографию В.В. Шапошника




Чикина Валентина Андреевна

I курс, 8 группа

st050405@student.spbu.ru

Рецензия на монографию В.В. Шапошника

«Иван Грозный: Первый русский царь» [1]

Монография Вячеслава Валентиновича Шапошника посвящена исследованию деятельности одной из самых загадочных фигур российской и мировой истории. Во введении автор монографии указывает читателю на двусторонность личности Ивана IV. Труды некоторых историков называли его одним из самых выдающихся деятелей русской истории, а другие напротив находили в его деятельности корень современных проблем в России. Одни считали его умным, дальновидным правителем, другие – деспотом, тираном. По словам автора, многие исследователи полагают, что в действиях Ивана IV было преследование лишь личных целей, а не государственных. С самого начала прочтения данного труда хочется узнать мнение самого автора на данную тему.

Автор монографии указывает на то, что против идеализации деятельности Ивана IV первым выступил со своей статьей С.М. Дубровский после смерти И.В. Сталина. Очередная переоценка фигуры царя произошла после «перестройки». Очень ярко негативное отношение к Ивану Грозному показал в своем труде А.Л. Янов. Очень ценен тезис автора монографии: «Оценка Ивана IV и его роль в истории России зависит как от эпохи, в которой работает историк, так и от его собственных убеждений и предпочтений»[2].

Первая глава монографии посвящена изучению правления Василия III, отца Ивана IV. Семейная жизнь великих князей никогда не была спокойной. Первая жена Василия III Соломония Юрьевна не могла родить ребенка. Церковные правила развод запрещали, а Василий III понимал, что нуждается в наследнике. Поэтому, согласно официальной версии, Соломония постриглась в монахини. Однако, автор монографии видит другую версию, более правдоподобную: Соломония пострижена насильно. Дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих заметках подчеркнул, что Соломония «надевает куколь против воли»[3].

Через некоторое время супругой Василия III стала Елена Глинская. Князь настолько сильно влюбился в нее, что даже стриг бороду несмотря на осуждения церкви. 25 августа 1530 года Елена родила сына, названного Иваном. Интересно отметить, что согласно летописи, в момент рождения прогремел страшный гром. Быть может это и не легенда и выдумка. Рождение Ивана IV повлекло за собой амнистию, щедрую милостыню от государя. Младенец с самых первых дней был на воспитании у мамки Аграфены Челядниной. Через два года у Ивана родился брат, но он был отсталым, как выяснилось позднее. Жизнь Василия III подходила к концу, и перед смертью он совещался с боярами и дьяками о судьбе государства. Им он заявил, что передает бразды правления сыну Ивану. Приближенные были призваны верно служить новому правителю. Иван перед самой смертью был благословлен крестом митрополита Петра. Перед смертью, как сообщает летопись, Василий был пострижен и получил имя Варлаам.

Вторая глава освещает правление Елены Глинской. Иван IV, будучи трехлетним ребенком, править не мог. Был создан регентский совет, состав которого очевидно был изложен в духовной грамоте Василия III. В.В. Шапошник говорит о том, что эти документы до нас не дошли и вероятно были уничтожены в XVI веке, поэтому можно располагать только знаниями летописей. Правительственная деятельность полностью была осуществлена от имени малолетнего князя. Иван IV фигурирует во всех документах. В правление Елены происходило широкое строительство городов и укреплений. Была проведена денежная реформа. Княгиня Елена умерла совсем молодой, и ходили слухи об ее отравлении. Иван IV на всю жизнь запомнил смерть матери и неуважительное отношение на похоронах бояр, особенно Михаила Тучкова.

Третья глава рассказывает о боярском правлении. Последующие десять лет сопровождались постоянными убийствами и интригами. За власть боролись боярские группировки. Интересный момент, подчеркнутый автором: благодаря нелестным письмам и воспоминаниям Ивана Грозного в историографии сложилось мнение о плохом правлении Шуйских, которое ухудшало ситуацию в государстве. По мнению автора, «политика Василия и Ивана Шуйских отвечала интересам страны»[4]. Однако, в этот период все делалось без участия юного князя. Это вероятнее всего его раздражало. В воспоминаниях А.М. Курбского содержится информация о том, что бояре стремились ублажать князя, чтобы расположить его к себе. Там же написано о том, что мальчик рос жестоким. Шла серия опал и помилований в окружении Ивана IV. Это можно объяснить приближением родственников со стороны матери к Ивану IV, к реальной власти. Казни 1546 года позволили Глинским этого достичь, что повлекло за собой большее расхищение страны, нежели во время правления других боярских группировок.

В 1547 году произошел переломный момент в жизни великого князя и всего государства – он пожелал жениться. Согласно словам автора, это решение исходило от митрополита Макария, а не от Ивана IV. Невеста была найдена в Москве. Это была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. За несколько дней до венчания по необъяснимым причинам состоялась казнь сверстников – князей Ивана IV.

16 января 1547 года произошло венчание на царство. А меньше чем через месяц состоялась и свадьба. По специальным росписям «разрядам» исследователям удалось узнать имена участников свадебной церемонии. Почетные места выделялись Глинским.

В апреле начались пожары, но самым страшным оказался пожар 21 июня. Для всех жителей Москвы он запомнился надолго. Огромные по площади жилые районы были разрушены. Горели произведения искусства, в частности – росписи Андрея Рублева. Митрополит Макарий чудом спас и себя, и икону Богородицы. Сложилось представление о том, что это было Божиим наказанием за грехи. От власти были отстранены Глинские – закончилось боярское правление.

Пятая глава рассказывает о новых людях, которые оказались рядом с семнадцатилетним царем. Ими были: митрополит Макарий, священник Сильвестр («Феникс из пепла великого московского пожара»[5]), Алексей Федорович Адашев, родственники со стороны жены Захарьины. Эти люди и составили Избранную раду. Термин был введен А.М. Курбским.

Шестая глава рассказывает о проектах реформ, которые были предложены в последующие годы. К примеру, выходец из Пскова Ермолай высказывался на счет облегчения судеб крестьян. И.С. Пересветов критиковал боярское правление и призывал к одиночному правлению Ивана IV, предлагал ввести «правый суд» и провести кодификацию законов. Единства по поводу преобразований в стране не было, но одна сфера – церковная – требовала изменений. Поэтому началась череда церковных реформ.

Была проведена канонизация большого числа лиц. Сочинялись церковные службы новым святым. Важное значение имеет в истории Стоглавый собор 1551 года. Его цели были нравственными, финансовыми и политическими. Решения Собора доводились до населения рассылкой уложения Стоглава. Началась борьба с ересью.

Девятая глава рассказывает о реформах, которые сопровождали церковные. В 1550 году был издан Судебник – свод законов, который предусматривал усиление централизованной власти. Было проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядром армии стало дворянское ополчение. Составленное Уложение о службе регламентировало службу с 15 лет. В 1550 году было создано стрелецкое войско.

Десятая глава подробно описывает взятие Казани (1552) и Астрахани (1556). Присоединение означало для государства очень многое. Ногайская орда и племена башкир признали свою зависимость. Сибирский хан стал вассалом России. Территория страны значительно расширилась. Все течение Волги стало подконтрольным, стало быть, улучшилась торговая политика. Россия стала многонациональным государством.

После присоединения Казани и Астрахани Россия обратила внимание на Балтику. Были выдвинуты намерения взятия Ливонии. Поводом для начала войны послужила неуплата Ливонским орденом дани. Тем временем Иван IV тяготился правлением Избранной рады. В 1560 году были удалены из состава правительства Сильвестр и Алексей Адашев. В своем письме Курбскому Иван IV объяснил это тем, что «любимцы» принимали решения в тайне от него. В России наступило новое время. Иван IV начал править сам.

В это время умерла жена Ивана Грозного. Он не собирался оставаться вдовцом. В 1561 году состоялась свадьба с Марией Темрюковной. В этот же период произошло введение опричнины. Оно, согласно словам автора, было продиктовано противоречиями между правительством, стремлением Ивана IV к неограниченному самовластию и охотой самостоятельности духовенства. Опричнина способствовала закрепощению крестьян. Голод, мор и безлюдье городов. Осложнялись позиции на военном поприще.

В 1566 году митрополит Афанасий ушел с кафедры. В.В. Шапошник изложил интересную мысль о том, что уход Афанасия с кафедры не связан с недовольством репрессивной политикой, ведь как раз весной террор прекратился и были предприняты шаги к укреплению страны. Его место занял игумен Соловецкого монастыря Филипп Колычев. Он стал известен тем, что не боялся говорить правду в лицо царю и обличать его в жестокости.

Пятнадцатая глава повествует о Новгородском разгроме. Это был опричный поход Ивана IV на Новгород в 1569 – 1570 года. Он сопровождался массовыми убийствами. Всего было казнено 116 человек. Под Московские казни попали приближенные царя, опричники. Это было апогеем. Опричная политика не устраивала многие слои населения, небоеспособность войска ослабило положение государства.

В 1575 году Иван Грозный отрекся от царства и сделал правителем царевича Симеона Бекбулатовича. Территория страны в его царствование была поделена на части: одна часть была под номинальным управлением татарского царевича, а другую получил в удел Иван IV.

Восемнадцатая глава рассказывает об окончании Ливонской войны. По итогам войны северо-западные земли России были обезлюжены. Территории Ливонии были поделены между Швецией, Данией и Речью Посполитой. Война, продолжавшаяся двадцать пять лет, закончилась поражением для России.

Вторая половина XVI века ознаменована бедствиями и ухудшениями положения страны. Разгар эпидемий и голода сопровождалось нападением крымского хана в 1571 году. Москва была сожжена и разграблена. Все это подорвало окончательно, по мнению автора, экономику страны.

Двадцатая глава описывает последние годы царствования Ивана Грозного. Семейные дела были к концу жизни совсем усложнены. Осенью в 1581 году в Александровской слободе умер старший сын Ивана. Автор монографии сообщает, что смерти предшествовала десятидневная болезнь Ивана Ивановича. Но факт ссоры между родственниками не исключен. Смерть наследника была горем Ивана IV, и он в очередной раз хотел отречься от престола и уйти в монастырь. Второй сын Федор был слабоумным. Закрепление за ним престола стало главной заботой Ивана Грозного в последние годы жизни. Согласно летописям перед смертью Иван Грозный был в бессознании. Духовник Феодосий Вятка постриг умирающего в монахи под именем Иона. Дж. Горсей в своих записках о России писал: «митрополиты, епископы, и другая знать стекались в Кремль, отмечая как бы дату своего освобождения»[6]. Пятидесятилетнее правление Ивана IV Грозного закончилось.

Двадцать первая глава рассказывает о статусе царя, об отношении людей к новому положению государя. А так же повествует о библейских царях Израиля. Двадцать вторая глава говорит о том, как понимали и оценивали царскую власть русские книжники.

Фигура Ивана Грозного всегда является предметом полемики, рассуждений и исследований. До сих пор многие факты из биографии царя являются необоснованными или неизвестными науке. Пожалуй, одна из самых интересных эпох описана в данной монографии В.В. Шапошника. Автор находит в правлении Ивана IV основу для будущей Смуты. Бесспорно, есть вина Ивана Грозного. Однако, не стоит забывать об эпидемиях и неурожаях, которые нанесли больший урон для жизни людей. Всегда дискуссионным является вопрос о начале Ливонской войны. Нужна ли она была России? По мнению автора, войну следовало закончить ранее. В.В. Шапошник считает, что винить одного Ивана Грозного в потрясениях и падении статуса России нельзя. Очень интересной и правильной кажется позиция автора монографии относительно введения обязательной службы Иваном IV.

Иван Грозный, по мнению историка, лишь довел до конца задумки своих предшественников. Его по праву можно назвать создателем Русского государства. Основной целью царя, которую автор весьма полно обосновал, было создание Русского Православного Царства. Стоит признать, что зерно правоты в этом было.

Монография В.В. Шапошника является фундаментальным биографическим трудом, который заслуживает прочтения и анализа каждого человека, который интересуется своим Отечеством. Пожалуй, можно отнести данную книгу к лучшим историческим источникам по данной теме. Через биографию одного человека В.В. Шапошник смог передать историю целой эпохи, переломного момента истории нашей Родины.

 

 


[1] Шапошник В.В. Иван Грозный: Первый русский царь. СПб., 2006.

[2] Там же. С. 10.

[3] Там же. С. 15.

[4] Шапошник В.В. Иван Грозный: Первый русский царь. СПб., 2006. С.42.

[5] Шапошник В.В. Иван Грозный: Первый русский царь. СПб., 2006. С. 81 – 82.

[6] Шапошник В.В. Иван Грозный: Первый русский царь. СПб., 2006. С. 370.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: