В процессе изучения нашей темы у нас накопился материал по символике[16], которую использовали художники разных эпох. Мы обобщили данные и занесли их в таблицу[17].
| Символы | Значение |
| Предметы, растения, животные, люди, греческие боги | |
| верблюд | Азия |
| обезьяна | сангвиники |
| лев | гнев |
| виноград | осень |
| Флора | лето |
| мешок денег, кошелек, сундук, гарпии с золотыми яблоками/шарами | алчность, жадность, скупость |
| терзание сердца змеей | зависть |
| всадник, падающий со своего коня; женская фигура со львом и орлом, павлином и зеркалом | гордыня |
| виола, лютня | музыка |
| Аристотель, весы, расцветшая ветвь, ящерица | логика |
| обезьяна с яблоком во рту | вкус |
| вол | леность |
| мужчина, поклоняющийся обезьяне, или с веревкой на шее | идолопоклонство |
| ворона, якорь | надежда |
| крест и чаша, нога стоит на кубе, свеча, шлем, рука на груди | вера |
| шлем, щит с изображением льва или быка, гераклова львиная шкура | храбрость / мужество |
| весы, меч, встреча с фигурой Мира | справедливость |
| старик, держащий череп | старость |
| резвящиеся дети | детство |
| агнец, вол | терпение |
| агнец | невинность |
| шутовской наряд, шут | глупость |
| голубь, сожжение доспехов, оружия или попрание их колесами повозки, встреча с фигурой Справедливости | мир |
| старуха с опущенной рукой, держащей камень | падение духа, бедность |
| ключ, собака | верность |
| журавль, лампа, дракон с яблоками Гесперид | бдительность |
| лев | царь |
| осёл | глупец |
| змея и чаша | медицина |
| сердце, пронзённое стрелой | любовь |
| кентавр | символ низменных страстей |
| Цвет | |
| зеленый | вечная жизнь, вечное цветение, цвет Духа Святого. |
| золотой | сияние Божественной славы, в котором пребывают святые |
| желтый или охра | высшая власть ангелов |
| белый | чистота и непорочность, причастность к божественному миру |
| черный | ад, максимальная удаленность от Бога, знак печали и смирения |
| голубой | цвет Богородицы, чистота и праведность |
| синий | величие, божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения |
| красный | царский цвет, власть и могущество |
| Жесты | |
| Рука, прижатая к груди | сердечное сопереживание |
| Две руки, поднятые вверх | моление о мире |
III Заключение.
Изучив приемы аллегории в живописи, мы: - глубоко изучили художественный прием аллегории в искусстве вообще и в живописи в частности; - сделали анализ современного понимания приема аллегории среди молодежи; - создали таблицу «Значение символов в аллегории живописи», помогающую изучению аллегории в живописи; создали каталог мировых художников и в том числе русских[18], применяющих аллегорию в своих полотнах. – провели эксперимент «Влияние полученной информации на понимание приема аллегории в искусстве живописи». Проделав эту работу мы сможем теперь самостоятельно определять черты аллегории в классических и современных живописных работах – гипотеза доказана.
Используемая литература:
1. Аллегория https://ru.wikipedia.org/wiki/;
2. https://xreferat.ru/47/5897-1-allegoriya-v-izobrazitel-nom-iskusstve.html;
3. Энциклопедия «искусство» т.1-3, М.; «Авента+»,[1]2000-2001г,. – 1875 с;
4. Литература https://xreferat.ru/47/5897-1-allegoriya-v-izobrazitel-nom-iskusstve.html;
5. https://www.//ifl.wl.dvgu.ru;
6. Куприна И.В. «Особенности древнерусской иконописи»https://www.russianedu.ru;
7. Смирнов В.Л. «О символах в искусстве / Язык и секреты живописи».https://www.portal-slovo.ru;
8. Мегаград https://www.mega-grad.ru;
9. Искусство. https://elephant.fotostrana.ru/banner/click/;
10. Вселенная. Пространство и время.https://vselennaya.kiev.ua/;
11. Шейнин Е.А. Энциклопедия символов.М.; «Торсинг»,2003 г., -590 с.;
12. Список Аллегорических фигур https://ru.wikipedia.org/wiki/;
13. «Русские художники», Энциклопедический словарь. СПб.; «Азбука», 1998, 864 с.: ил.;
Приложение.
Приложение I Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Приложение II Каталог живописных работ, выполненных в художественном приеме аллегории.
| Направление, стиль работы | Зарубежные художники | ||
| Творчество художника | Художественная работа | ||
| Христианская живопись | Джаккомо Беллини: Аллегория святилища Уфицы 1490-1500 г. | Аллегория чистилища |
|
| Джотто ди Бондоне, | Поцелуй Иуды |
| |
| Провостян | Христианская аллегория |
| |
| Содома | Аллегория целомудренной любви |
| |
| Возрождение | Джотто ди Бондоне, | Аллегория астрологии |
|
| Алекссандро- Аллори | Аллегория христианской церкви |
| |
| Франкен Франс младший | Пять чувств 1620 г. |
| |
| Себастьян Штоксфопф | Лето или аллегория пяти чувств 1633 |
| |
| Тициан Бахус и Ариадна | аллегория времени Времени возрождение |
| |
| Сандро Боттичелли: Аллегория храбрости; Весна | Рождение Венеры 1445-1510 Уфицы |
| |
| Джаккомо Беллини: Лживость или мудрость;Фортуна или меланхолия; Благоразумие или суета | Алчность или добродетель |
| |
| Полайоло: Аллегория веры; Аллегория любви; Аллегория надежды; Аллегория справедливости; Аллегория умеренности | Аллегория благоразумия |
| |
| Ян Брейгель Старший | Аллегория пяти чувств |
| |
| Питер Брейгель: Страна лентяев; Слепые; Падение Икара; Падение ангелов; Вавилонская башня; Битва карнавал и поста | Фламандские пословицы |
| |
| Иероним Босх: Сад земных наслаждений; Неизвестный; Воз сена; Война миров. | Корабль дураков |
| |
| Арчибальд Джузеппе: Адам; Адмирал; Аллегория Замок; Аллегория официант; Повар; Времена года: Зима; Весна; Лето Осень; Продавец овощей; Флора; Юрист | Аллегория знаний |
| |
| Просвещение (Барокко, Классицизм) | Элизабетта Сирани | Аллегория музыки Аллегория живописи |
|
| Давид Тернис младший: Искушение святого Антония | Аллегория благоразумия побеждающего земную суету |
| |
| Буше Франсуа Лэресс: Аллегория пяти чувств 1668 | Восхождение солнца 1753 |
| |
| Марк-Антоний Франческиний | Аллегория милосердия |
| |
| Рембрант Харментс ван Рейн | Святое семейство с ангелами |
| |
| Мура Франческо | Аллегория искусств |
| |
| Ричи Себастьяно | Аллегория Франции в образе Минервы |
| |
| Ромбоутс | Аллегория пяти чувств |
| |
| Рубенс Питер Пауэл | Союз Земли и воды |
| |
| Хосе де Рибера | Аллегория Истории 17 век испания |
| |
| Эль Греко | Аллегория Испанской пословицы. |
| |
| Романтизм | Ульям Блейк: Сотворение мира | Сострадание (принятие души) |
|
| Эжен Делакура: Лодка Данте 1822 | Свобода ведущая людей 28 июля 1830 |
| |
| Модерн | Стевенс | Аллегория ночи |
|
| Бугро: Рассвет | День |
| |
| Гюстав Моро | Мистический цветок (начало 20 века) |
| |
| Жан Дельвиль: Ангел света Прометей | Сокровища сатаны. |
| |
| Климт: Жизнь и смерть | Невинность |
| |
| А.Бенар | Остров блаженства |
| |
| Пабло Пикассо | Наука и милосердие 1897 |
| |
| Педро Америку | Ночь |
| |
| Поль Гоген | Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897 |
| |
| Авангард | Анри Руссо: Портрет Джозефа Бруммера | Война |
|
| Микалоюс Чюрлёнис: Rex Художественный смысл произведений живописи и литературы | Дружба |
| |
| Сальвадор Дали | Лицо войны |
| |
| Постмодерн и современные работы | Алексей Лыморёв (Киев) |
|
| Направление, стиль работы | Отечественные художники | |||
| Творчество художника | Художественная работа | |||
| Христианская живопись | Андрей Рублев | Троица (Икона) 1400-1410 г. |
| |
| Феофан Грек | Богоматерь Донская 1382—1395 |
| ||
| Симон Ушаков | Спас нерукотворный 1658 г. |
| ||
| Просвещение (Барокко, Классицизм) | Матвеев Андрей Матвеевич | Аллегория живописи 1725 г. |
| |
| Бельский Алексей Иванович | Аллегория астрономии 1757 г. |
| ||
| Неизвестный художник | Осязание и обоняние 18 век (Дворец Екатерины 1) Мозаичная картина. |
| ||
| Реализм и импрессионизм | Бейдеман Александр Егорович | Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии (Третьяковская галерея) |
| |
| Романтизм | Василий Васильевич Верещагин | Апофеоз войны 1871г. (Третьяковская галерея) |
| |
| Перов Василий Григорьевич | Тройка 1866 г. |
| ||
| Модерн | Константин Маковский Егорович: Аллегория живописи | Аллегория музыки |
| |
| Авангард | Алексей Донской | Аллегория добра и зла 1995г. |
| |
| Марк Шагал | Прогулка 1917 – 1918г. |
| ||
| Павел Николаевич Филонов | Симфония Шостаковича 1925г. |
| ||
| Кузьма Петров-Водкин | Купание красного коня 1912г. (Третьяковская галерея) |
| ||
| Постмодерн и современные работы | Алексей Донской | Портрет Дориана Грея |
| |
| Илья Глазунов | Возвращение блудного сына 1977 |
| ||
| Всеволод Иванов | Без названия |
| ||
| Иван Славинский | Девятый вал |
| ||
| Зоя Серебрякова | Аллегория лета. 1936-1937 |
| ||
| Владимир Гобозов | Мечтатели |
| ||
| Васильев Константин Алексеевич: Горят пожары Апостол Человек с филином | Струна |
| ||
| ||||
| Сафонкин: Револьвер, уговаривающий Ван Гога стать бессмертным 2010 г.Странности любви Мысли как птицы Повержение быкаТри светлых чувства: здоровье, любовь, счастье Разговор с птицами | Душа моя (Здиславу Бексинскому) |
Приложение III Анкета «Аллегория в живописи»
1.Какое изобразительное искусство вам знакомо:
1) Архитектура - 23%
2) Живопись – 66%
3) Графика – 28%
4) Скульптура – 14%
2.Каких из предложенных работ вы даёте предпочтение:
1)Левитан «Золотая осень» - 47%
2) Брюллов «Последний день Помпеи» - 46%
3) Верещагин «Апофеоз войны» - 14%
4) Малевич «Чёрный квадрат» - 15%
3. Сможете ли вы, сходу определить использовал ли художник приём Аллегории:
1)Да, всегда. - 25%
2) Нет – 29%
3) Незнаю, не пробовал – 47%
4. Верещагин в своей картине «Апофеоз войны», центральной фигурой сделал груду черепов. Как вы думайте, что он хотел об этом сказать:
1) Увековечить память погибшим – 20%
2) Показать ужасное, настоящее лицо войны – 56%
3) Предупредить человечество, что они могут истребить друг друга – 11%
4) Возможно у вас картина вызывает другие мысли. – 1 %
5.Хотите ли вы знать, какие художники использовали аллегорию в своих картинах:
1) Да – 93%
2) Нет – 7%.
Приложение IV. Технологическая карта № 1. Картины. 1 группа.

2 группа.

До изучения приёма аллегории:
| № Группы | Понимание образа | Видимость аллегории |
| 95% | 19% | |
| 100% | 24% | |
| Общий расчёт | 97% | 21% |
Технологическая карта № 2.
1.
2.
3.
4. 
5.
6.
7. 
После изучения приёма аллегории:
| Видение аллегории | Понимание аллегории |
| 75% | 12% |
[1] Приложение I
[2]Аллегория https://ru.wikipedia.org/wiki
[3] https://xreferat.ru/47/5897-1-allegoriya-v-izobrazitel-nom-iskusstve.html
[4]. Энциклопедия «искусство» т.1-3, М.; «Авента+»,[4]2000-2001г,. – 1875 с;
[5] Литература https://xreferat.ru/47/5897-1-allegoriya-v-izobrazitel-nom-iskusstve.html
[6] https://www.//ifl.wl.dvgu.ru
7 Куприна И.В. «Особенности древнерусской иконописи»https://www.russianedu.ru;
[8]. Смирнов В.Л. «О символах в искусстве / Язык и секреты живописи».https://www.portal-slovo.ru
[9] Приложение I Таблица-каталог «Художественный прием аллегории в живописи»
[10] Мегаград https://www.mega-grad.ru
[11] Искусство. https://elephant.fotostrana.ru/banner/click/;
[12] Вселенная. Пространство и время.https://vselennaya.kiev.ua/
[13] Приложение III
[14] Приложение IV (1)
[15] Приложение IV (2)
[16] Шейнин Е.А. Энциклопедия символов.М.; «Торсинг»,2003 г., -590 с.;
[17] Список Аллегорических фигур https://ru.wikipedia.org/wiki/;
[18] «Русские художники»,Энциклопедический словарь. СПб.; «Азбука», 1998, 864 с.: ил