Задание № 1 А. Камю о культуре высказывался так: «Есть в мире движущая параллельно смерти и принуждения еще одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей — культура»
Как Вы думаете, что в действительной культуре может выступать основанием для столь оптимистичного взгляда на культуру? Возможен ли другой взгляд?
Задание № 2 Культура включает в себя компоненты материально-технологического, социального, духовного свойства. Выберите из ниже перечисленных те пять факторов существования культуры, которые Вы бы отнесли к духовным:
1) производство и воспроизводство материальных основ жизни общества;
2) философские идеи и осознанное стремление к достижению социального идеала;
3) технологии производства и социального управления;
4) мифологическое и художественное творчество;
5) институты политической власти;
6) право, как регулятор социальных отношений;
7) религиозное мировоззрение;
8) поиск научной истины;
9) нравственные ценности;
10) форма государственного устройства.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 32 Наука и её основные ценности
План
Введение
1. Понятие и специфика научного знания. Генезис научного знания.
2. Строение научного знания: понятие научной проблемы, гипотезы, теории. Научный метод и его виды. Проблема научной истины.
3. Научное знание как ценность общественной жизни.
4. Наука в современном мире и противоречия ее развития. Нравственные основания научного поиска или «новый этос» науки.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2001. - С. 175-183.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.2. - М.: Политиздат, 1989. - С.359-415.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 188-208.
4. Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 466-514.
5. Современная философия науки. - М.: Наука, 1994. – 254 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 32
Задание № 1 Леонардо да Винчи полагал, что «истинные науки те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидения своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно подвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, то есть числа и меры».
На какие особенные свойства науки обращает внимание в данном высказывании один из ярких представителей Ренессанса?
Задание № 2 Какие из перечисленных ниже характеристик отражают специфику научного знания:
1) в основе научного знания лежат различные мнения множества людей о том или ином явлении действительности;
2) научное познание — сфера человеческой деятельности, в основе которой стремление человека к установлению объективного истинного содержания;
3) в науке имеет ценность открытие и приращение нового знания;
4) в процессе научного поиска человек реализует свои глубоко индивидуальные чувственно-эмоциональные и субъективные особенности;
5) наука оперирует результатами и обобщениями фактического и экспериментального материала, выраженного в соответствующих теориях, принципах и законах;
6) наука ограничивается выдвижением научных предположений, гипотез, стремится к «открытому» для споров состоянию.
7) научному познанию свойственно четкое вычленение предмета исследования, метода научного поиска, общей теоретической установки ученого;
8) научное познание в отличие от содержания научного факта не может быть безаксиологичным, «по ту сторону добра и зла»?
Выберите пять правильных ответов.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 33 Философские проблемы техники
План
Введение
1. Техника как реальность человеческой жизни. Сущность и назначение техники.
2. Эволюция техники. Связь техники с видами преобразующей деятельности человека.
3. Взаимодействие науки и техники. Влияние техники на природу, культуру, общество, человека.
4. Глобальные последствия технической деятельности человека.
5. Нравственные, эстетические и обще гуманистические аспекты технического творчества.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2001. - С. 184-197.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.2. - М.: Политиздат, 1989. - С.283-287.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 461-492.
4. Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 515-522.
5. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. - №2 - С. 143-162.
6. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 221-338.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. - С.113-140.