Сцепление с мокрой дорогой




Шкала сцепных показателей шин на мокрой дороге также состоит из 7 классов – от G до A. Разность между ними была определена путем измерения тормозного пути шины на мокрой дороге со скорости 80 км/ч и составляет от 3 до 6 м. В данном случае также понятно, что наилучшим сцеплением с мокрыми покрытиями будут обладать шины, имеющие сравнительно «мягкие» сорта резиновой смеси, а также достаточно глубокие водоотводящие канавки для предотвращения развития такого опасного явления, как аквапланирование. На сегодняшний день в Европе стандартизирована процедура проверки сцепных свойств на мокрой дороге только для легковых шин. Методика стандартизации шин для коммерческого и грузового транспорта будет определена позже.

Уровень внешнего шума

По уровню шума, производимого при движении автомобиля, шины условно разделены на 3 категории. Наименее «шумные» шины будут иметь обозначение в виде пиктограммы с одной звуковой волной, наиболее «шумные» - с тремя волнами. Чем ниже уровень шума шин, тем более комфортно управлять автомобилем. Очевидно, что шины из более «твердых» сортов резиновой смеси, а также шины с более глубоким и расчлененным рисунком протектора (универсальные, зимние, внедооржные) будут «шуметь» громче. Сегодня в Европе действуют нормы, ограничивающие шум, издаваемый шинами при движении автомобиля со скоростью 80 км/ч, на уровне 72-84 децибел (dB). Для сравнения уровень шума при разговоре равен 40 dB, а шум в 120 dB (рев взлетающего реактивного самолета) может привести к необратимому повреждению слуха.

Новая маркировка будет обязательна на территории всех стран Евросоюза для всех шин, предназначенных для легковых автомобилей, за исключением некоторых шин «узкой специализации»:

  • восстановленных (наварных) шин;
  • профессиональных внедорожных («грязевых») шин;
  • гоночных шин;
  • зимних шипованных шин;
  • шин, предназначенных для запасных колес;
  • шин с посадочным диаметром менее 10 дюймов и более 25 дюймов;
  • шин категорий скорости А1-А8 и B-E (до 80 км/ч);
  • шин, предназначенных для автомобилей с датой первой регистрации до 1 октября 1990 г.

Одной из первых нововведение поддержала компания Goodyear. По мнению ее специалистов, новая маркировка будет способствовать улучшению коммуникаций между производителем (продавцом) и конечным покупателем шин. Это выгодно всем – и потребителям, и социально ответственным компаниям, которые к тому же только рады подтвердить соответствие своих изделий высоким заявленным свойствам, достигнутым благодаря применению последних научных открытий в области материалов и технологий.

 

Таблица индексов скоростей

Индекс максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом. Ниже приводится расшифровка наиболее часто применяемых индексов скорости.

 

Условное обозначение Максимальная скорость, км/ч
L  
M  
N  
P  
Q  
R  
S  
T  
U  
H  
V  
W  
Y  
Z свыше 240

 

 

Таблица индексов нагрузки

Индекс допустимой нагрузки, LI(или индекс грузоподъемности, также называют коэффициентом нагрузки) - это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Мах Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Полная таблица индексов грузоподъемности выглядит следующим образом..


LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg
                           
  46,2                 201<      
  47,5                        
  48,7           1550<            
                           
  51,5                        
                           
  54,5                        
                           
                           
                           
  61,5                        
                           
                           
                           
                          >69000
                           
                           
                           
  77,5           2430<            
  >80                        
  82,5                        
                           
  87,5                        
                           
  92,5                        
  95<                       97500<
  97,5                        
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                      >37500    
                           
                           
                           
                           
                           

 

Маркировка дисков

В маркировке колесного диска должно быть следующее:

  • товарный знак производителя;
  • дата изготовления (неделя и год, например 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года);
  • номер плавки;
  • допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты);
  • клеймо контролирующего органа(по-русски ОТКМ,многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно- цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством);
  • отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних раковин) и, конечно, типоразмер.

Например, 5,5Jx15H2 ET30 — что это значит?

5,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.

15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом — дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.

J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...).

Иногда на диске указывают диаметр расположения отверстий крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4 (это, впрочем, видно и так).

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус» — с этим нельзя ошибаться.


 

Группировка дисков

  • Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.

Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
Достоинства:
- невысокая цена;
- довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
Основные недостатки:
- большая масса,
- невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
- невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.

 

  • - По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

- Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
Недостатки:
- Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
- Во- вторых,и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

- Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг.Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым нет равных.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.

Как подобрать диски.

Если вы определились с типом диска (литой или кованный и т. д.), то теперь нелишне будет определиться со следующими моментами.

Ширина обода.

Запомните! Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.

Предупреждение! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: