Цель: учить детей избавляться от вредных привычек, развивать речь, память; воспитывать заботу о здоровье и культурном поведении дома и в обществе.




Беседа «Долой вредные привычки»

Привы чка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. (Большая советская энциклопедия)

Таким образом, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.

Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Вредные привычки детей – навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.

Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:

· сосать пальцы,

· грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;

· ковырять в носу;

· ябедничать;

· обманывать сверстников и старших;

· брать чужие вещи;

· быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора и компьютера;

· сквернословить;

· курить, пить, употреблять наркотики.

Младшие школьники знают почти все вредные привычки. Наличие привычки грызть и сосать ручки (карандаши) отмечают у себя 10 первоклассников и 7 третьеклассников. Третья часть взрослых признаются, что в детстве тоже имели такую привычку, а некоторые из них продолжают до сих пор грызть ручки и карандаши. Большинство из них подтверждает, что и у их детей эта привычка есть. Больше половины опрошенных родителей сказали, что их дети периодически «тащат» карандаши и ручки в рот. Но в тоже время треть мам и пап считают эту привычку неопасной.

Таким образом, мы видим, что у третьеклассников меньше процент тех, кто грызет карандаши. Это позволяет говорить о том, что, взрослея, дети могут избавиться от этой привычки. Возникнув в детстве, эта вредная страсть у кого-то исчезает, а у кого-то нет. Также можно отметить неодинаковое отношение взрослых к этой проблеме.

Психологи считают, привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера.

Одной из главной причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего, матери, родных и близких.

Другими причинами могут быть:

· желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;

· психологические или физические проблемы у ребенка;

· стремление избавиться от скуки или успокоиться;

· особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;

· подражание старшим или своим сверстникам и др.

·

Родители основными причинами существования этой вредной привычки считают беспокойство ребенка, его нервное напряжение. Волнение или дискомфорт ученик пытается снять тем, что тянет что-нибудь в рот. Пятая часть опрошенных взрослых объясняют сосание ручки попыткой ребёнка сосредоточиться на решении учебной задачи.

В младенческом возрасте малыши достаточно часто сосут пальцы, когда они голодны. Этим жестом они дают понять взрослым свою обеспокоенность или чувство голода. Стремление все исследовать, так же заложенное еще до рождения, толкает малыша погрызть и дотронуться до всего вокруг. Когда ребенок сосет палец, к нему приходит чувство безопасности и уверенности. По мнению врачей, эта привычка у детей должна исчезать к двум годам. Но исчезает она не у всех и перерастает в привычку грызть карандаши и ручки.

Есть и «народная» теория: если родители грызли карандаши, то и дети будут заниматься тем же самым, уж ничего не поделать. Но, по-моему, дети видят, что делают их родители и просто им подражают. Значит, искать причины нужно не в наследственности, а в своей распущенности.

«Не слюнявь ручку! Не грызи карандаш!», - наверняка в детстве многие слышали подобное от родителей или учителей. Можно не сомневаться, что и выдающиеся писатели и ученые, сочиняя или решая задачу, покусывали кончик карандаша. И все они запомнили, что совать в рот письменные принадлежности не следуют, поскольку это вредно. Но так ли это и почему?

Опрошенные нами родители, отмечают вредное влияние этой привычки. Больше половины считает, что вред наноситься здоровью детей, т.к. в организм попадает грязь с ручек и карандашей, а вместе с ней микробы и паразиты. С родителями согласны большинство учащихся.

Также ряд родителей переживают, что ребёнок может проглотить мелкие части ручки и подавиться ими. Ко всему прочему, человек любого возраста, сосущий ручку, выглядит некрасиво.

Сами учащиеся считают, что ручка (карандаш) во рту их только отвлекает от учебы, а вовсе не помогает сосредоточиться.

· Ребенок, сосущий кончик авторучки или карандаша, вносит к себе в полость рта дополнительную инфекцию. Это грозит ему такими заболеваниями, как стоматит, острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. Также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.

· Зачастую продают некачественные письменные принадлежности, которые содержат токсические вещества. Попадая в организм ребенка, они накапливаются в печени.

· У ребенка, имеющего привычку грызть кончик авторучки или карандаша, могут однажды испортиться зубы (особенно если кончик авторучки из металла). Эмаль зубов, испытывая нагрузку, на какую она не рассчитана, довольно быстро разрушается, и тогда развивается кариес. Приходят проблемы, связанные с ним, - зубная боль, бессонные ночи, некрасивая улыбка, затруднения с пережевывание пищи, болезни желудка и т.п. Механическое воздействие карандашами, ручками, фломастерами и кисточками делает детские зубы неровными. В результате – испорченный прикус на всю жизнь.

Для большинства детей школа – это стресс, смена обстановки и нагрузки. Дети боятся сказать или сделать что-нибудь не так, особенно, если это вызывает насмешки у одноклассников или замечание учителя. Поэтому они всегда нервничают, когда им надо ответить или писать контрольную работу и не заметно для себя начинает грызть карандаши. Ребенок нервничает, переживает, а карандаш помогает ему снять нервное напряжение. Одна вредная привычка может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении.

Итак, большинство сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно, а иногда опасно. Значит, что с этим надо бороться. Но что делать и как избавиться от этой вредной привычки? Школьный психолог отмечает, что взрослым это сделать проще, так как они обладают развитой силой воли. У детей с этим проблема.

Способы избавления от данной привычки:

· Если причина в тревожности – снять стресс, волнение, успокоить ребёнка. Можно переключить внимание на что-то приятное, подбодрить, создать ситуацию успеха.

· Если ребенку тяжело учиться, он не справляется с домашним заданием, грызет карандаш, а в голове ни одной толковой мысли, родителям нужно ему помочь. Необходимо объяснить ему упущенную тему несколько раз, потренировать в самостоятельной деятельности. Ученик будет чувствовать себя намного увереннее и забудет про карандаш.

· Во время выполнения заданий необходимо следить, чтобы ребенок брал в руки карандаш или ручку только тогда, когда ему нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должна находиться в стаканчике или пенале.

· Необходимо проводить беседы с ребенком, указывая на неэстетичность данной привычки. Мягко и без криков приучать к самоконтролю, с юмором и любовью делая замечания. Помнить о собственном примере в данном вопросе.

· Во время занятий можно переключить внимание ребенка на игру, сменить на время вид деятельности, атмосферу.

Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, и человек уже не может отказаться от того, чтобы не тянуть письменные принадлежности в рот, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а преодолевать именно эту привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.

Если не справиться с этим на определенном этапе, в более позднем возрасте эта привычка может перерасти в другие более вредные привычки или нанести вред организму ребенка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: