КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ




(по рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

 

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 

Вид ошибки Примеры
Г1 Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
Г2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3 Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
Г4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Г5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
Г7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Г8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Г9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Г10 Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Г12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

 

Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Грамматические ошибки могут быть двух видов:  
  1. Словообразовательные. Нарушена структура слова: "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм".
  2. Морфологические. Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся: а) ошибки в образовании форм существительных: "облеки", "англичаны", "два знамя", "на мосте", "Гринев жил недорослью", "Он не боялся опасностей и рисков", "Во дворе построили большую качель". б) ошибки в образовании форм прилагательных: "Один брат был богатей другого", "Эта книга более интереснее". в) ошибки в образовании местоимений: "Я пошел к ему", "ихний дом". г) ошибки в образовании глагола: "Он ни разу не ошибился", "Мама всегда радовается гостям", "Вышев на середину комнаты, он заговорил", "В дальнем углу сидел улыбающий ребенок". д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: "Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее".

Существительное

 

  • Неправильный выбор падежного окончания: облак и вм. облак а, выбор а вм. выбор ы, с повидл ой вм. с повидл ом, без рельс вм. без рельс ов, нет врем я вм. нет врем ени;
  • Неверный выбор падежа: удивляюсь его сил ой вм. удивляюсь его сил е; жажда к слав е вм. жажда слав ы; мечта к свободе вм. мечта о свободе.
  • Существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -у (а не -а). Примеры ошибок: Ни слух а ни дух а вм. Ни слух у ни дух у; С мир а по нитке вм. С мир у по нитке.
    Существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание -у, в случае объектного значения – окончание -е: Деревья в вишнёвом сад у (НЕ в сад е!); Декорации в “Вишнёвом сад е ” (НЕ в сад у!).
  • Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: радости жизни, животные жиры): В партизанском движении (НЕ в партизанских движениях!) участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание (НЕ понимания!) русской природы.
  • Несочетаемость форм управления: Обнародована петиция, подписанная свыше миллиона граждан вм. Обнародована петиция, подписанная свыше, чем миллионом граждан.

 

Прилагательное

 

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки: Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).

 

Числительное

 

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров.; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, трое зайцев вм. три зайца.
  • Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе): в обеих (НЕ в обоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.

 

Местоимение

 

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него.
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вм. Для неё нет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

 

Глагол

 

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу), я должен убедить (а НЕ я убежу).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива): результаты подытож ива лись (а НЕ подытож ивова лись)
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно: Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
    Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

 

Причастие

 

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-): исслед оваем ый процесс вм. исследу ем ый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕ нарождающего!) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих!) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего (НЕ господствующего!) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированная рукопись редактором вм. отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад. Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

 

Деепричастие

 

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
    Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив...)
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: