Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда




 

За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти невротические симптомы - компромисс между влечением и внутренней цензурой "Я". Как компромисс Фрейд рассматривал сновидения, оговорки, остроты и т.д. Он поставил в психологии проблему: есть или нет общие психические механизмы в виде символов между нормальными и патологическими психическими процессами. Установить эту связь и доказать ее оказалось сложнее, чем опровергнуть Фрейда. Кроме того, за преувеличение роли "либидо" в формировании психики человека. Его пансексуализм вызвал наибольшую критику, в том числе и со стороны его учеников. Между тем, именно пансексуализм Фрейда является едва ли не главной причиной невероятного влияния его теории за пределами психологии и, прежде всего, в искусстве. В пансексуализме Фрейд распахнул мир человеческого “душевного подполья” и поэтому стал для художников “своим", близким, узнанным. Его взгляды находят, так или иначе, отражение в философских размышлениях самих художников. Так, Ф.М. Достоевский писал о сексуальных переживаниях, что здесь “... по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии (сознательным желаниям, намерениям), нечто всегдашним, разожженным угольком в крови пребывающее... ” (Соч.: В 10 т. Т.5.М., 1985. С.491). Или у Л.Н. Толстого читаем в “Воскресении” (Повести и рассказы. С.273): “Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая, спрашивали: “Можешь любить меня? ” - и отвечали: “Могу" и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужные формы, влекло их друг к другу”.

Лучшим методом применения в педагогике и психологии идей З. Фрейда было бы глубокое постижение его философии путем изучения основных положений психодинамического подхода к человеку. Овладение психодинамическим способом мышления откроет педагогу целые психологические миры, такие как комплекс, сублимация, проекция, психологическая защита, катарсис и др. Мыслить психодинамически означает учитывать влияние бессознательных психических сил, взаимодействующих динамически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения большей или меньшей адаптации.

Понимание природы и значения неосознаваемых процессов в психике человека поможет осмыслить уникальные решения и компромиссы, взгляды и позиции, которые демонстрирует человек. Психодинамическое мышление осуществляет широкий охват внутреннего мира человека, его порывы, чувства, влечения, фантазии, одновременно наделяет педагога терпимостью и увлеченностью, способностью и готовностью выслушивать, узнавать и даже резонировать с людьми способами, которые сами по себе являются психотерапевтическими и обладают колоссальной воспитательной энергией.

 


Гений З. Фрейда

 

... Человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них... (З. Фрейд).

Фрейд был первым психологом - теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности. Фрейд полагал, что базовое формирование личности происходит к концу пятого года жизни, а в последующие годы развиваются уже базовые структуры. Развитие происходит на основе четырех источников напряжения: процессов физиологического роста; фрустраций; конфликтов; угроз. Под влиянием огромного разнообразия исходящих из этих источников напряжений, личность находится в постоянном движении, поиске новых способов редукции напряжения. Этим положением объясняется стремление развивающей педагогики создать проблемную ситуацию и систему противоречий в учебном процессе.

Педагогика в свое время стыдливо отмахнулась от Фрейда, который вскрыл душевное подполье и попытался объяснить, почему “лучшее вижу, хвалю, но, к дурному - влекусь”. В психоаналитической теории заложены громадные теоретические ценности, которые станут достоянием научной практики. К примеру, педагогические средства должны быть направлены на то, чтобы использовать, скрытые в бессознательном, возможности и способности. До тех пор, пока педагогическая психология будет ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы не найдем ключ к воспитанию и развитию личности. Фрейд показал, что в структуре здоровой психики содержатся болезненные элементы, проявляющиеся в “патологии обыденной жизни". Человек по природе своей антисоциален. Он устремлен к реализации своих стремлений, влечений, желаний, страстей. А общество - это враждебное окружение, которое контролирует поток желаний и препятствует их осуществлению. Не потому ли воспитательные цели не реализуются, а нормы культуры не выполняются? Но если и выполняются, то в борьбе между желаемым и должным. Как принцип удовольствия согласовать с принципом реальности? Через психологические защиты - механизмы глубокой психической мотивации.

Ближайшие причины воспитательного эффекта скрыты в бессознательном. Но, процессы, начинающиеся в бессознательном, находят продолжение в сознании. И, наоборот, многое в рациональных действиях вытесняется в бессознательное. Признавая роль бессознательного в развитии и обучении, преподаватель и психотерапевт должен так организовать сознательные процессы, чтобы вызвать процессы бессознательные. Методы, формы, стили, технологии, которыми владеет психолог, педагог, - есть проводники в бессознательное. Надо относиться к бессознательному, как фактору, который призван помочь нам понять самих себя, смягчить болезненные противоречия между индивидуальными склонностями и требованиями культуры, которые несет с собой развитие цивилизации.

Меняются формы общения, критерии оценки социального опыта, отношения к индивидуальности, рациональности. То обстоятельство, что есть “”ОНО", и есть конфликт, между “ОНО” и “СВЕРХ - Я”, заставляет искать компромиссные формы поведения. Необходимо учиться компромиссу, согласию.

Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Он оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Это влияние проявляется через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", "Восемь с половиной", "Аморкорт", "Репетиция оркестра", "Джинджир и Фред"), И. Бергмана ("Осенняя соната", "Фани и Александр"), в прозе А. Мердок ("Дикая роза"), в произведениях М. Булгакова, живописи С. Дали и др. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, просто обыденную жизнь в Европе и Америке просто невозможно. Представления о его психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры ХХ века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно даёт ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни (З. Фрейд)..

Вопрос о том, что новое внес Фрейд в объяснение личности один из самых интересных в науке. Хотя - с другой стороны, нет сколько-нибудь образованного человека, который бы не имел самого общего представления о психоанализе и его создателе. Термин “психоанализ” имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии,

2) метод терапии личностных расстройств,

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Психическое не сводимо к сознанию. Сознание не является сущностью психического, а только его качеством, как какие-либо иные качества.

Гений Фрейда и одновременно трагизм его творчества заключается в том, что он значительно опередил свою эпоху, обратив внимание на клинические проявления, для раскрытия природы которых, психология, нейрофизиология, психотерапия были совершенно не подготовлены. Активность бессознательного была открыта в условиях отсутствия теории бессознательного. Но вопросы, которые поднял Фрейд в этой неизведанной, странной сфере оказались не только понятными широкому кругу интеллектуальной элиты, но и, как ещё раз показал ХХ век, никогда не переставали волновать человека и культуру. Это вопросы Жизни и Смерти, влечений, любви, сновидений, удовольствий, психопатологий, творчества и многих других. Международное распространение психоанализа стало неоспоримым фактом его научного признания, эвристической ценности и клинической эффективности.

"человечество никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях Сверх-Я продолжает жить прошлое, традиция расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через Сверх-Я, оно играет значительную независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни" (З. Фрейд).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: