ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ




ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Существенное значение для понимания характерных черт политической культуры в той или иной конкретной стране имеет использование разработанных в науке подходов к типологии политической культуры. Эти подходы могут быть самыми различными: в зависимости от уровня общественного развития, характера господствующих в обществе социально-экономических отношений, различий в политической ориентации большинства населения страны, отношения к социальному прогрессу и преобразованиям, по признаку «равенства – неравенства» человека в обществе и др. Использование каждого из подходов определяется не только конкретным характером и задачами исследования, но и идеологической позицией автора.

Большинство учёных, занимающихся исследованием политической культуры различных исторических эпох уделяют главное внимание анализу взглядов, оценок, поведения. В рамках такого подхода выделяют следующие типы политической культуры: архаическую, элитарную, представительскую, культуру высокой гражданственности.

Первая из них (архаическая) являлась господствующей во времена античности. Она отличалась отсутствием дистанции между общностью и государством, высоким уровнем коллективизма, активностью индивидов при решении общих, в том числе и политических проблем.

Вторая (элитарная) доминировала в эпоху Средневековья. Её характерными чертами были появление дистанции между гражданским обществом и государством, резкое ослабление чувства коллективизма, отстранение основной части общества от решения политических дел, низкий уровень его политической активности.

Третий тип (представительская) стал складываться с наступлением Нового времени. Его отличительными признаками являются возникновение опосредованных форм связи между гражданским обществом и политической системой, сочетание индивидуалистских и коллективистских форм поведения, более высокая, чем при элитарной политической культуре, степень политизации общества.

И, наконец, главными чертами формирующегося в последние десятилетие четвёртого типа (политическая культура высокой гражданственности) является слияние гражданского общества и политической системы, а также высокий уровень политической активности граждан во всех сферах общественной жизни. Однако на пути к этому слиянию и активности делаются только первые шаги.

Для анализа и сравнению политических культур как в странах Европы и США, так и в России чаще всего используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

- приходская культура, не вычленяющая политический аспект, характеризующаяся отсутствием интереса к политической жизни;

- подданническая культура, лояльная власти, ориентирующаяся на действующую политическую систему, сочетающаяся со слабым участием граждан в её функционировании;

- активистская культура, выражающаяся в широком и разнообразном участии граждан в политической жизни.

Сейчас в России реальной активистской культуры нет. Высокий рейтинг президента – это просто доминанта подданнической культуры, которая ни о чём не говорит в плане успехов власти. А культура участия замыкается, мы сами подвергаем себя цензуре, мы сами начинаем думать, что участие невозможно.

Что касается деления политической культуры по другим признакам – классовым, идеологическим, национальным, религиозным, то оно используется в исследованиях, посвященных действующим лицам общественных отношений и определятся как пролетарская, крестьянская, буржуазная и т.д.

Помимо универсальных типов политической культуры складываются и существуют так называемые субкультуры. Они характерны для отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики. Их отличают специфические взгляды и предпочтения людей на явления власти, отношение к правящим элитам, образцы участия в управлении, контроле и организации политической жизни.

Субкультуры могут отличаться друг от друга как по принципиальным так и менее значимым чертам и оттенкам. Примерами субкультур, формирующихся на незначительных различиях в политических ориентациях и действиях граждан, могут служить стили политического мышления и поведения жителей Москвы и Краснодарского края или Татарстана и Хабаровского края. В качестве существенно расходящихся субкультур можно назвать нормы и ценности активности жителей национальных районов Северного Кавказа – Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и областей Центральной России или стили политического поведения жителей индейских резерваций, афроамериканцев и белого большинства США.

Развитие теории политической культуры, повышение уровня политических знаний, расширение масштабов и совершенствование форм политического участия населения должно быть предметом первостепенного внимания и заботы властей каждого демократического государства, заботящегося о будущем своей страны, укреплении её силы и могущества, процветании экономики, повышении качества жизни простых людей. Рост политической культуры населения, особенно молодёжи, не просто образовательная задача, а неотъемлемая составная часть общественного прогресса. Это вытекает из функций политической культуры. Главными из них являются:

1. Воспитательная (социализирующая ). Она способствует выработке определённых установок, ориентаций политического сознания и поведения, создаёт социальную базу политической системы.

2. Регулирующая (регулятивная). Она проявляется в том, что политическая культура оказывает воздействие на поведение людей, партий, организаций, восприятие политических событий, оценку лидеров и т.д.

3. Стабилизирующая. Она способствует сохранению существующей общественной системы.

4. Коммуникативная. Через политические традиции, стереотипы политического сознания она передаёт господствующие ценности новым поколениям.

5. Прогностическая. Суть её заключается в прогнозировании характера и особенностей развития политического процесса, поведения партий, лидеров.

Черты политической культуры населения в каждой стране не являются раз и навсегда данными. Они подвергаются не только частичным, но и радикальным изменениям в зависимости от меняющейся обстановки. К главным факторам формирования, развития и смены политических культур относятся следующие:

- общественные перевороты (социальные и политические революции), в результате которых устойчивые системы политических обычаев, установок, ориентаций и норм поведения трансформируются или заменяются другими;

- характер внешних отношений страны. Существование постоянной угрозы иностранного вторжения способствует формированию одного отношения к институтам власти, отсутствие такой угрозы – совсем другого отношения. Традиции завоевательной политики формируют политическую в одном направлении, традиции миролюбивой политики – в другом;

- острота текущей социальной и политической. Если она протекает в особо острых формах, то запечатлевается в политической литературе как наиболее естественный метод решения общественных противоречий;

- динамика культурных процессов в целом мир ценностей, устойчивые образцы поведения;

- взаимосвязь и взаимодействие с политической системой (влияние органов власти, СМИ, школы, общественных организаций и движений).

Внутренним источником политической культуры является по-человечески мучительный и даже алогичный поиск личностью гражданских позиций и ориентиров, постепенное отфильтрованные и отбрасывание чуждых взглядов и суждений, медленное апробирование и закрепление тех или иных форм участия индивида в управлении государством. В процессе становления политической культуры неизбежны и даже естественны многочисленные противоречия между убеждениями и поступками гражданина, его идеалами и конкретными установками политического поведения, между мыслью и действием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: