Измайловский пр., 7а, угол Троицкого пр.
(арх. Василий Петрович Стасов)
Полное историческое наименование – Собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Белый собор с огромным голубым куполом и бронзовыми на нем звездами виден за 20 км от города и считался в Петербурге одним из самых высоких и больших (вмещал 3000 человек). Он был возведен специально для Измайловского полка (третьего по старшинству в гвардии) на месте сначала часовенки, а затем деревянной церкви (автор неизвестен).
В 1740-х гг. на берегу Фонтанки расположились слободыгвардейских полков – Преображенского, Семеновского и Измайловского. По традиции для каждого полка строился свой храм. В них не только молились, но и хранили военные реликвии.
Лейб-гвардии Измайловский полк был сформирован в селе Измайлово под Москвой 22 сентября 1730 году по приказу императрицы Анны Иоанновны, дочери Иоанна Алексеевича, родного брата императора Петра I. Вскоре полк был переведен в Петербург и расквартирован в деревне Калинкиной, неподалеку от устья Фонтанки.
После перевода полка в Петербург для него 12 июля 1733 г. в деревне Калинкиной, освятили походный храм-шатер с образами, написанными «на лазоревом атласе» московским иконописцем И.Г Адольским. Зимой шатер убирали, и молиться солдаты и офицеры ходили в приходские храмы.
Когда полку отвели новое место, выше по реке, церковь в 1742 г. перенесли в деревянную солдатскую казарму, но уже 1 июля 1754 г. архиепископ Сильвестр заложил, а 1 июня1756 г. освятил для измайловцев отдельный пятиглавый храм; с приделом мч. Иоанна Воина. Он был выстроен из дерева по образцу церкви в селе Керстово близ Ямбурга (ныне Кингисепп) — имении Фёдора Дубянского,духовника Императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила полку вышитые ею воздуха, покровы и золоченые серебряные сосуды. Характерной особенностью храма была расстановка куполов по образцу украинских пятикупольных церквей, представляющих в плане равноконечный крест. Купола этих церквей поставлены над ветвями креста по сторонам света. Иконы для этого храма написал известный мастер М.Л. Колокольников.
|
Новая церковь была холодной, поэтому теплая по-прежнему размещалась в «светлицах». Здесь, после очередного переноса, она была 8 ноября 1813 г. заново освящена и получила новый иконостас.
За семьдесят лет здание сильно обветшало. И когда холодный храм сильно пострадала при наводнении 1824 г. — вода в ней стояла «вода стояла на три аршина» (на уровне двух метров) – решено было построить каменный храм. Работа была поручена архитектору В. П. Стасовус указанием принять за образец пострадавший храм.
В 1828-1835 гг. рядом с обветшавшей церковью архитектор Василий Петрович Стасов возвел собор в стиле высокого классицизма. В день Святой Троицы, 13 мая 1828 г., митрополит Серафим заложил его в присутствии Императрицы Марии Феодоровны и Цесаревича. Отсюда и название — собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, больше известный как Измайловский собор. Над местом закладки был поставлен «величественный царский намет, а окружность сего места была покрыта красным сукном и ковром».
Хотя четыре года спустя здание было вчерне готово, его освящение задержалось из-за восстановления сорванного бурей 23 февраля 1834 г. купола и затянувшейся внутренней отделки. К тому же Николай I повелел А.Е. Егорову, В.К. Шебуеву, А.И. Иванову, Н.А. Майкову и В.К. Сазонову переписать некоторые образа заново.
|
25 мая 1835 г., накануне Троицы, митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил трехпрестольный храм, поражавший внутри простором и обилием света и стоивший казне 3 млн. руб. Он вмещает 7000 молящихся и имеет боковые приделы во имя св. Иоанна Воина и равноап. Марии Магдалины. Колокола были повещены под западным куполом.
Умело сочетая приемы традиционного русского зодчества и формы классицизма, архитектор В. П. Стасов разработал удачный проект. Крестообразный в плане, собор увенчан мощным пятиглавием. Малые купола расположены нетрадиционно для русской архитектуры — на концах равноконечного креста (в целом повторяя композицию деревянной церкви). Высота собора — около 80 метров. Как отмечали современники, его бронзовые звезды на голубого цвета куполах видны были за пределами Петербурга.
Измайловский собор строился на личные средства царя Николая I, так как он являлся шефом Измайловского полка.
К освящению Император подарил яшмовые сосуды в золотой оправе и дарохранительницу из яшмы в виде храма с колоннами из розового агата.
Руководствуясь принципами стиля ампир, В.П. Стасов использовал в отделке искусственный белый мрамор, покрыв им колонны и пилястры.
Монументально выглядят шестиколонные коринфские портики, торжественна сама гладь стен собора, оттененная наверху широким скульптурным фризом, включающим фигуры ангелов, гирлянды и воинские доспехи. В нишах его западного фасада установлены статуи архангелов Михаила и Гавриила, исполненные по моделям скульптора С. И. Гальберга. Их суровые лица и сдержанные позы вполне соответствуют военному значению храма. На балюстраде вокруг башен малых куполов высятся чугунные треножники-символы вечного огня.
|
Внутри здание задумано просто, но эффектно, поражает простором и обилием света. В интерьере применены спаренные коринфские колонны, поставленные перед пилонами, поддерживающими своды и купол. Облицованные белым искусственным мрамором, они придают особенную нарядность помещениям храма, способного вместить 3 тысячи человек. Оригинально была решена Стасовым и форма резного иконостаса, сооруженного в виде закругленной стены. Его вырезала охтинская мастерская Тарасова. Сень над престолом поддерживали четыре коринфские колонны, образующие полуротонду. Большинство икон написал художник Н. А. Майков с помощниками. Образа для боковых приделов были взяты из прежнего храма. Скульптурный фриз исполнили С. И. Гальберг и И. Леппе.
Стены и своды собора были расписаны живописцами из Ростова Великого Т. И. Медведевым и выпускником Академии художеств А. И. Травиным.Плащаницу написал А. И. Иванов.
Из первоначальной церкви происходили: атласный иконостас Адольского, редкая по иконографии икона «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 г.) с частицей св. мощей. Одной из самых чтимых икон было «Успение», которую несколько раз видела во сне одна из прихожанок.
В 1865 г. на фабрике Никольс и Плинке для храма была сделана трехъярусная бронзовая люстра весом 300 пудов; в 1872 г. по Высочайшему повелению из Исаакиевского собора переданы образа работы Т.А. Неффа и Д. Бузато.
На стенах храма висели мраморные доски, на которых были высечены имена погибших в сражениях офицеров Измайловского полка. На стенах собора висели трофейные турецкие знамена — знак доблести и мужества офицеров и солдат Измайловского полка, проявленных ими в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.
Здесь же хранились знамена полка, флаги и ключи от турецких крепостей и мундиры Августейших шефов. К святыням храма принадлежали иконы XVII века и образ «Христос — Великий Архиерей », писанный для первой, деревянной, церкви. Под сводами собора как-то особенно обостренно воспринимались слова Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
В память об этой войне 12 октября 1886 г. у здания собора, на проспекте, был открыт памятник, созданный по проекту акад. Д.И. Гримма из 108 турецких пушек, составленных в пять ярусов, и увенчанный фигурой Славы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках работы П.И. Шварца.
На семиметровом гранитном пьедестале памятника были укреплены бронзовые доски с выбитыми на них перечнем сражений и наименованиями войсковых частей, участвовавших в войне. Два столба, составленных из трофейных пушек, стояли на Измайловском проспекте. Триумфальный монумент открывал лично император Александр III.
В 1894-1895 годах напротив собора (на углуИзмайловского пр. и 1-й Красноармейской улицы) по проекту С. П. Кондратьева была построена часовня св. Александра Невского (оформленная в стиле ампир) в память спасения императорской семьи в Борках, где произошло крушение поезда.
Белый с золотом иконостас для нее вырезал П. С. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин. В целом интерьер часовни отличался благородной простотой линий.
Здание Свято-Троицкого собора вместе со зданием казарм Измайловского полка, расположенным вдоль проспекта с тем же названием, придало монументальный характер этому району города. Величественность созданного Стасовым храма рождала в памяти прекрасные образы новгородских Софийского и Георгиевского соборов.
В Троицу на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой; в первый Спас крестный ход шел для водосвятия на Фонтанку, в Успенье — по окрестным улицам. Каждый год, 12 октября, в присутствии всего полка служилась заупокойная литургия в память о кровопролитном бое при Горном Дубняке, решившем участь Плевны.
В 1870 г. при соборе действовало благотворительное общество с богадельней, приютом и бесплатными квартирами; с 1912 г. – Братство православного воспитания детей.
15 февраля 1867 г. в соборе венчался Ф.М. Достоевский с А.Г. Сниткиной. 6 ноября 1894 г. здесь отпевали А.Г. Рубинштейна.
В 1828-1856 гг. настоятелем служил прот. Иоанн Антипович Назаров, известный законоучитель, очень ценимый императорской семьей. Последним (с 1911 г.) перед революцией настоятельствовал прот. Василий Николаевич Грифцов.
Последующая судьба Свято-Троицкого собора сложилась менее благополучно. В 1920—1930-х годах его интерьер серьезно пострадал в результате многочисленных актов вандализма. Памятник Славы, который в 1925 г. хотели заменить монументом декабристам, отправили в январе 1930 г. на переплавку. Собор же22 апреля 1938 г. закрыли (существовал проект его сноса или переделки в городской крематорий).
Во время Великой Отечественной войны храм получил повреждения от попаданий вражеских снарядов. Его отремонтировали в 1952-1953 гг. Здание, охраняемое государством как памятник архитектуры, было превращено в склад. В 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида собора, его интерьер находился в плачевном состоянии.
В 1969 г. перед собором установлен бюст арх. В.П. Стасова работы скульптора М.Т. Литовченко-Аникушиной, постамент спроектирован Ж. М. Вержбицким.
Летом 1990 г. собор возвращен верующим, и в сентябре в нем начались богослужения и реставрационный ремонт, который еще не окончен.
Летом 1990 года собор был возвращен верующим. Вскоре в нем начались реставрационные работы. Одновременно возобновились и богослужения. В 2000 г. завершена реставрация часовни. Закончено восстановление памятника Славы. Его торжественно открыли в октябре 2005 года (фигура исполнена 3.Церетели).
26 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. Собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет. Восстановление было намечено закончить в 2010 г.
Святыни
В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы.
Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г. У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie's и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.
Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи - преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.
В соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В храме находится уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.
Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ - келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика. Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.
В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть в соборе и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.
Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица. Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Всецарица».
Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».