На практике, я решил проверить, на сколько студенты подвержены интернет-зависимости. В частности, было предложено пройти тест определяющий уровень интернет-зависимости своим одногруппникам. Тест был разработан профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг (приложение 1).
В тестировании приняло участие 30 студентов бюджетной группы ПО-21 в возрасте от 17 до 19 лет, из них женского пола -15 человек и мужского пола -15 человек. Результат данного исследования изложен в диаграмме 1:
|

В результате тестирования было выяснено:
1) потенциальные интернет-зависимые (имеют проблемы связанные с чрезмерным увлечением интернетом) – 7 человек;
2) имеют ярко выраженную интернет зависимость (использование интернета вызывают значительные проблемы) – 1 человек;
3) не имеют интернет-зависимости – 22 человека;
4) среди тестируемых, относящихся к потенциальным интернет-зависимым, большую часть составляют парни (4 человека);
5) интернет-зависимость имеет тестируемый мужского пола.
Для полноты практических данных о роли социальных сетей в Интернет-зависимости, студентам было предложено поучаствовать в эксперименте. Необходимо было отказаться от использования какой-либо социальной сети на 24 часа. Участие в эксперименте приняло 30 студентов. Для наблюдения за испытуемыми через каждые 2 часа проводился мониторинг из онлайна. Данные о времени провала и о количестве испытуемых проваливших испытание указанны в диаграмме 2:
|

Испытание провалило 7 студентов. Среди студентов, проваливших испытание: шестеро - относятся к группе потенциальных интернет зависимых, один – интернет зависимый (по данным теста по К. Янг).
Это показывает, что большинство интернет-зависимых студентов зависимы именно от соц.сетей.
По результатам теста К. Янг были отобраны испытуемые, с потенциальной интернет-зависимостью и уже с наступившей интернет-зависимостью. Их общее количество составило 8 человек. Им было предложено пройти 2 теста для определения уровня общительности и самооценки (приложение 2, 3) Результаты потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов были сравнены с общим результатом по группе.
1. Тест на уровень общительности (Приложение 2).
Таблица 1. Результаты тестирования «Определение уровня общительности»
Яковлев С. | Коннов Я. | Галиев 3 | Чернова О | Нуркаева Л | Шарафутдинов Д | Галиев И. | Синагулова А. | Средний рез. по группе | |
Результат |
Диаграмма 3. Результаты тестирования «Уровень общительности»
Из результата теста на уровень общительности видно, что количество балов у потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов - больше среднего, это показывает на их некоммуникабельность. В результате этого новые знакомства могут выбить их из колеи и вывести из равновесия, что впоследствии может привести к плохому настроению и нервным срывам.
2. Тест на уровень самооценки (приложение 3).
Таблица 2.. Результаты тестирования «Определение уровня самооценки»
Яковлев С | Коннов Я. | Галиев 3 | Чернова О | Нуркаева Л | Шарафут-динов Д | Галиев И. | Синагулова А. | Средний рез. по группе | |
Результат |
Диаграмма 3. Результаты тестирования «Уровень самооценки»
Результаты теста на уровень самооценки показали, что уровень самооценки у потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов ниже среднего. Это означает что, скорее всего они недовольны собой, что их мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями.
Далее была сравнена средняя успеваемость потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов, со средней успеваемостью студентов, не имеющих интернет-зависимость.
Средняя успеваемость у потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов – 3.8 балла. Средняя успеваемость у студентов, не имеющих интернет-зависимость – 4.4 балла.
Диаграмма 4 Средняя успеваемость студентов
Это показывает, что успеваемость у потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов – ниже, чем у студентов, не имеющих интернет-зависимость. Скорее всего, это вызвано нехваткой времени на учебу вследствие большого количества времени, затраченного на интернет.
Для сравнения провел такой же эксперимент в коммерческой группе ПО-22 и сравнил с результатами в бюджетной группе ПО-21. Результаты сведены в таблицу 3 и показаны на диаграмме 4.
Таблица 3. Сравнение результатов эксперимента в бюджетной и коммерческой группе
гр ПО-21 (30 человек) | Гр ПО-22 (28 человек) | |
Средняя успеваемость интернет-зависимых студентов | 3,8 | 3,1 |
Средняя успеваемость у студентов, не имеющих интернет-зависимость | 4,4 | 3,8 |
Количество человек не выдержавших 24 часа без общения в соц.сетях | ||
Количество потенциально интернет-зависимых и интернет-зависимых студентов |
Диаграмма 5.Сравнение результатов эксперимента в коммерческой и бюджетной группах
Заключение
Интернет-зависимость это совершенно новое заболевание во всех планах. Оно относится к виду нехимических аддикций, а значит, имеет психологический характер. Из этого следует, что для лечения интернет-зависимости не нужны всевозможные лекарства, а только лишь консультации у психолога или психотеропевта.
Студенты составляют подавляющие большинство среди пользователей, вследствие чего наибольшие случаи интернет-аддикции наблюдаются именно среди студентов. 91% инетрнет-зависимых используют интернет в качестве общения, следовательно, интернет-зависимые студенты относятся к типу киберкоммуникативных зависимых.
Студенты формируют основную массу пользователей интернет, по ряду причин: во-первых, студенты испытывают постоянную потребность в информации; во-вторых, интерес к поиску нужной информации, стремление к знаниям, самообразованию; в-третьих, большой недостаток времени из-за большого количества времени, затраченного на учебу. Частое использование интернета, легкость в обращении, знакомствах и общении в сети, доступность к большому объему информации, и огромному количеству возможностей и развлечений в сети являются главными причинами интернет-аддикции в студенческой среде.
Из практических данных стало понятно, что интернет-аддикции в большей степени подвержены студенты мужского пола. Большинство интернет-зависимых – зависимы от социальных сетей (киберкоммуникативная зависимость).
В следствии интернет-аддикции у студента могут возникнуть проблемы в учебе, коммуникации с другими людьми, может понизиться уровень интеллекта и самооценки а главное, все это создает большие проблемы в жизни. Поэтому зависимому человеку необходимо вернуться в реальную жизнь. Для этого подойдет все, что нравится, увлекает, вызывает позитивные чувства. У кого-то это спорт, у других – творчество, увлекательная работа, хобби, любовь. В этом нелегком процессе важна поддержка близких людей, а при необходимости и психологическая помощь
В результате исследования гипотеза подтвердились.
Используемая литература
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. С.Ю.Циркин Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста // Питер, 2004. — С. 561. — 896 с
3. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. 2005. № 1. С. 65-77.
4. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
5. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
6. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.
7. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. // СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
Материалы с сайтов:
8. https://cyberkop.ru/?p=773
9. https://ru.wikipedia.org/wiki
10. https://www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article3-print.htm
11. https://flogiston.ru/
12.https://www.rusmedserv.com/
13.https://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/10/29/150978
14.https://www.gazeta.spb.ru/31282-0/
15.https://www.narcom.ru/cabinet/online/104.html
16.https://www.erudition.ru/referat/ref/id.34555_1.html
17.https://www.bestreferat.ru/referat-205658.html
18.https://www.vevivi.ru/best/Profilaktika-Internet-zavisimosti-u-studentov-ref140535.html
Приложения