(утраченный Сергиевский всей артиллерии собор)
Литейный пр., 6, угол ул. Чайковского (Сергиевской), 16
До 1932 года на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Его двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву, а в престольный праздник — служащих артиллерийского ведомства для торжественного богослужения.
История храма связана с возникшим в 1713 году Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 г. разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 г. для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 году во имя прп. Сергия. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она «маловместительная». Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления.
Освящение этого храма с двумя приделами и одноярусной колокольней произошло 24 сентября 1746 г. в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны архиепископом Феодосием (Янковским). Трехъярусный иконостас вырезал Л. А. Добрынин, а грек-иконописец написал в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом под резным золоченым балдахином были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762-1763 гг. был сооружен дополнительный теплый придел во имя Архангела Михаила.
В 1796 году был одобрен проект арх. Ф. И. Демерцова нового храма в виде базилики с тремя приделами и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб.
|
Храм представлял собой однокупольное здание, прямоугольное в плане. Собор был рассчитан на 2000 человек. С трёх сторон были устроены портики, с ионическими колоннами на гранитном основании. Купол был устроен на барабане с 12 окнами. Над западным входом была установлена четырёхугольная колокольня.
Уже 25 сентября 1798 г. в нем был освящен придел свт. Николая, а 5 июля 1800 г. митрополитом Амвросием — главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили «за простоту и строгое изящество».
В 1803 г. храм стал собором, в 1832 передан в военное ведомство и в 1835 г. стал называться собором гвардейской артиллерии.
В 1815 старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1870 акад. Н. А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах — две большие картины из жизни прп. Сергия.
В 1914-1916 гг. акад. Л. Н. Бенуа провёл расширение собора, увеличив с севера и юга существующие приделы и убрав хоры, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Большой синий купол и барабан были сделаны из бетона.
Обновлено было и внутреннее убранство. Художник А. Т. Платунов, при участии С. Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета; «Явление Божией Матери прп. Сергию» и «Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского». Лепные работы произвела мастерская А. Н. Савина. Для павших офицеров была создана в 1915 часовня-усыпальница. Из-за войны все работы завершить не удалось.
|
При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую — в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский.
Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздухов времен Елизаветы Петровны, подаренная гр. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ «Бог Саваоф», В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу.
Из святынь и утвари были примечательны:
· Серебряный ковчег в главном приделе в виде пятиглавого храма, поднесённый в 1841 году генералом А. Х. Эйлером;
· Тихвинская икона Божией Матери;
· Троицкая ризница - Облачение для 3 священников и 1 дьякона, подаренное в храм графом П. А. Зубовым. Оно было выполнено из парадных мундиров Екатерины II.
С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на ул. Фурштадтской, 19. ( С 1869 года при приходе, по инициативе княгини Е. Э. Трубецкой был создан Сергиевский приют для призрения бедных детей.)
В 1879 г., впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался народный хор.
|
В 1809—1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849-1870 — прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, а с 1892 до революции настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор «Вестника военного и морского духовенства».
В 1915 году для павших офицеров-артиллеристов рядом с собором была создана часовня-усыпальница. Из-за войны эти работы завершить не удалось.
Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 г. и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества былаПреображенский собор. На месте Сергиевского собора по проекту архитектора И. Ф. Безпалова возведено, с использованием прежних стен, административное здание, входившее в комплекс зданий ОГПУ-НКВД, занятое в последствии милицейским учреждением.(Сейчас - Информационный центр ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.) Здесь стояла в очереди на передачу А.Ахматова, о чем она писала в «Реквиеме». Поэтому недалеко был поставлен памятник Анне Ахматовой.
28 июня 2004 г. на здании (Литейный пр., 6.) открыта мемориальная доска в память о соборе (по проекту арх. В. Растеряева).