(Спасо-Преображенский собор)
Преображенская пл. 1
На том месте, где сейчас стоит Преображенский собор, находилась съезжая изба лейб-гвардии Преображенского полка, который квартировал близ Литейного двора. 25 января 1741 г. ночью сюда приехала цесаревна Елизавета Петровна. Она обратилась с краткой речью к собравшимся там гвардейцам. Елизавета просила о поддержке ее прав на престол.
Офицеры и гренадеры откликнулись на призыв дочери Петра и направились с ней в Зимний дворец. Так произошел дворцовый переворот, в результате которого Елизавета Петровна взошла на российский трон.
Через две недели, посетив гвардейский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии велела выстроить на месте съезжей избы каменный трехпридельный храм.
9 июня 1743 сама Императрица заложила здание по проекту Михаила Григорьевича Земцова. До окончания строительства полк молился в своей походной церкви, которая с 1722 до 1739 помещалась в «особой светлице» на Мойке, «где был Хвостов мост» В ней находился ценный иконостас, позже переданный в церковь Чесменского дворца.
После смерти Земцова строительными работами руководил Пьетро Антонио Трезини, в 1745 изменивший проект, «чтобы главы делать против глав соборной церкви Успенья» в Москве. Через три года после этого началась внутренняя отделка, и 5 августа 1754 г. архиепископ Сильвестр в присутствии Императрицы освятил собор одного из самых знаменитых полков императорской России.
Здание являло собой образецстиля барокко. Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Б. Растрелли золоченый пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа под наблюдением И. Я. Вишнякова написал известный художник М. Л. Колокольников.
В 1796 г. храм был объявлен собором всей русской гвардии, а три года спустя получил приход.
Один из приделов собора освящен во имя Климента — папы римского и Петра — архиепископа александрийского, в день памяти которых был совершен дворцовый переворот с участием гвардейцев, приведший на престол Елизавету Петровну.
8 августа 1825 г. в храме случился пожар. Однако церковную утварь и большую часть икон спасли солдаты.
Восстановление собора было поручено архитектору Василию Петровичу Стасову. Он придал ему строгий ампирный облик, хотя и использовал старые стены.
Накануне престольного праздника, 5 августа 1829 г., ровно через 75 лет после первоначального, состоялось новое освящение собора митрополитом Серафимом. К этому дню Николай I, который в престольный праздник всегда лично посещал собор, подарил ковчег и потир из яшмы, а также украшенные драгоценными камнями ризы.
По рисунку В. П. Стасова был сделан четырехъярусный белый с золотом иконостас. Образа для него написали видные художники того времени: Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егоров.
Стены и своды по эскизу Шебуева расписали Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Безсонов. Мастер А. Дипнер сделал из золоченой бронзы пятиярусное паникадило.
В 1830-1832 гг. вокруг собора по проекту Стасова была сделана ограда из трофейных турецких пушек, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В Преображение 1832 эту ограду освятил митрополит Серафим.
В 1854 г. на башне собора установлены куранты, привезенные из Англии.
В 1850 переделками в соборе занимался В.П. Львов, который отделал пилоны искусственным мрамором. При ремонте в 1875 акад. Д. Н. Мартынов и Ф. М. Седов украсили паруса и стены новой фигуративно-орнаментальной росписью. В 1886 И. Б. Слупский выстроил в ограде часовню с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе, сработанном в мастерской М. Н. Игумнова.
Осенью 1916 г. с восточной стороны планировалось начать по плану С. О. Овсянникова (хотя конкурс выиграли С. Б. и В. И. Савицкие) постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.
В соборе хранилось много реликвий. В 1831 г. великий князь Михаил Павлович подарил храму икону Божией Матери Иерусалимской с мощами св. Георгия Победоносца и частицей Креста Господня; в 1872 г. великий князь Николай Николаевич-старший — камень с горы Фавор, который позже вложили в икону «Преображение». Кроме того, в соборе хранился напрестольный крест-мощевик 1660 года и несколько вещей начала XVIII века — серебряные кресты и чеканный потир. После смерти Александра I в собор была передана его икона Смоленской Божией Матери.
В 1845 мастерская известного ювелира Ф. А. Верховцев; изготовила великолепный оклад из серебра для напрестольного Евангелия, в 1859 — серебряную одежду для престола, весившую 10 пудов, а в 1865 — бронзовую гробницу для плащаницы.
Поскольку собор был полковым, то ряд предметов в нем было связан о с военной историей России: серебряный богемский кубок, подаренный в 1813 г. командиру полка графу Остерману-Толстому, трофейные турецкие знамена, сабля Александра II, бывшая на нем в день покушения, императорские мундиры. В 1925 г. все они были переданы в Артиллерийский музей. На стенах висели бронзовые доски с именами павших в сражениях офицеров.
С 1871 при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и Августейший шеф полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. В 1912 было открыто Братство трезвости и целомудрия. В Красносельском лагере у полка была своя деревянная церковь св. Александра Невского, где служил причт собора. Ктитор в собор назначался из заслуженных офицеров полка.
В храмовый праздник около собора по традиции проходил большой базар, где «всевозможные торговцы и торговки предлагали сотовый мед, налитый в большие деревянные корыта, яблоки, груши, разные ягоды, книжки духовного содержания, детские безделушки и т. п.». Свои праздники отмечали в соборе петербургские болгары.
Последним настоятелем собора служил прот. Петр Васильевич Троицкий. Прихожанином долгие годы был известный духовный писатель Е.Н. Погожев (Поселянин), живший на Моховой улице, 8, и расстрелянный в 1931 в тюрьме на Шпалерной.
Храм не закрывался, состоит под охраной государства как памятник архитектуры и находится в отличном состоянии. И хотя большинство его прежних святынь были изъяты после революции, но их местозаняли новые из закрытых церквей.