МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВО «МГГУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА:
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДЗАЩИТА
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Профиль «Психология образования»
Методические рекомендации
Составители: Синкевич И.А., канд. педагог. наук, доцент, доцент, зав. кафедрой психологии Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Храпенко И.Б., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2015 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич |
ВВЕДЕНИЕ
Написание курсовой работы направленно на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования», и формирование их готовности к самостоятельному проведению научных исследований через освоение такой формы организации учебно-познавательной деятельности как выполнение студентами научно-исследовательской работы по конкретной теме. Курсовая работа представляет собой исследовательскую работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. Курсовая работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у студентов первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
|
Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Курсовая работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
|
· готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);
· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).
В процессе обучения студенты, обучающиеся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиль «Психология образования», выполняют исследования в рамках двух курсовых работ на 2 и курсах. Тематика курсовых работ представлена в приложении.
Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание курсовой работы. Содержание курсовой работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них. Исходя из того, что курсовая работа – это лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущая к поступлению в магистратуру, аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, она не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова.
Целью разработанных методических рекомендаций является оказание помощи студентам, обучающимся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования», при написании курсовых работ и их успешной аттестации. В методических рекомендациях определен весь процесс подготовки курсовой работы от выбора темы до ее публичной предзащиты. Рассмотрены общие требования к содержанию, структуре, объему, отражены вопросы научного руководства и контроля процесса выполнения работы со стороны выпускающей кафедры.
|
Авторы желают студентам, обучающимся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиль «Психология образования», успехов и уверены, что знания и теоретические навыки, полученные во время обучения в вузе, обязательно помогут им в дальнейшей практической работе.
Курсовая работа как форма представления результатов
Исследования
Курсовая работа (КР) – это исследовательская работа, которая представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиля «Психология образования». Курсовая работа как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:
· совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;
· обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;
· формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;
· приобретение умений и навыков практической психологической работы.
В процессе проведения научных исследований студенты по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования» должны овладеть следующими умениями:
· работать с основной научной литературой по проблеме;
· последовательно излагать сущность рассматриваемых вопросов;
· интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;
· владеть стилем научного изложения (уровень языковой грамотности);
· грамотно оформлять рукописи (научного текста);
· определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;
· обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного исследования или психологической коррекции;
· формулировать выводы и психолого-педагогические рекомендации;
· вести дискуссию на предзащите курсовой работы.
Задачи и требования к выполнению курсовых работ по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования» определяются кафедрой психологии. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы научных исследований, представленных в курсовых работах:
1. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов. Квалификационные признаки:
· постановка конкретной задачи эмпирического исследования;
· характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки;
· представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.
2. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Квалификационные признаки:
· характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;
· характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;
· изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.
3. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.). Применяется комплекс признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в КР. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Основное содержание представленной к предзащите научной работы может быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.).