Курсовая работа как форма представления результатов




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА:

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДЗАЩИТА

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Профиль «Психология образования»

Методические рекомендации

Составители: Синкевич И.А., канд. педагог. наук, доцент, доцент, зав. кафедрой психологии Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Храпенко И.Б., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии   Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2015 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич  

ВВЕДЕНИЕ

 

Написание курсовой работы направленно на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования», и формирование их готовности к самостоятельному проведению научных исследований через освоение такой формы организации учебно-познавательной деятельности как выполнение студентами научно-исследовательской работы по конкретной теме. Курсовая работа представляет собой исследовательскую работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. Курсовая работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у студентов первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Курсовая работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

· готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

В процессе обучения студенты, обучающиеся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиль «Психология образования», выполняют исследования в рамках двух курсовых работ на 2 и курсах. Тематика курсовых работ представлена в приложении.

Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание курсовой работы. Содержание курсовой работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них. Исходя из того, что курсовая работа – это лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущая к поступлению в магистратуру, аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, она не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова.

Целью разработанных методических рекомендаций является оказание помощи студентам, обучающимся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования», при написании курсовых работ и их успешной аттестации. В методических рекомендациях определен весь процесс подготовки курсовой работы от выбора темы до ее публичной предзащиты. Рассмотрены общие требования к содержанию, структуре, объему, отражены вопросы научного руководства и контроля процесса выполнения работы со стороны выпускающей кафедры.

Авторы желают студентам, обучающимся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиль «Психология образования», успехов и уверены, что знания и теоретические навыки, полученные во время обучения в вузе, обязательно помогут им в дальнейшей практической работе.


Курсовая работа как форма представления результатов

Исследования

 

Курсовая работа (КР) – это исследовательская работа, которая представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профиля «Психология образования». Курсовая работа как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:

· совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;

· обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;

· формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;

· приобретение умений и навыков практической психологической работы.

В процессе проведения научных исследований студенты по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования» должны овладеть следующими умениями:

· работать с основной научной литературой по проблеме;

· последовательно излагать сущность рассматриваемых вопросов;

· интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;

· владеть стилем научного изложения (уровень языковой грамотности);

· грамотно оформлять рукописи (научного текста);

· определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;

· обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного исследования или психологической коррекции;

· формулировать выводы и психолого-педагогические рекомендации;

· вести дискуссию на предзащите курсовой работы.

Задачи и требования к выполнению курсовых работ по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,профилю «Психология образования» определяются кафедрой психологии. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы научных исследований, представленных в курсовых работах:

1. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов. Квалификационные признаки:

· постановка конкретной задачи эмпирического исследования;

· характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки;

· представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.

2. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Квалификационные признаки:

· характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;

· характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;

· изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.

3. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.). Применяется комплекс признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в КР. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Основное содержание представленной к предзащите научной работы может быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: