Лекция: Великая схизма 1054 года.
Раскол христианской церкви, также Великое разделение или Великая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.
Впервые отношения между Востоком и Западом вошли в фазу открытой конфронтации в IX веке при патриархе Константинопольском Фотии и папе Римском Николае I. Так называемый Фотиевский раскол длился с 863 по 867 год. Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи. В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества. Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы. В церковном плане Южная Италия исторически населенная греками относились к юрисдикции Константинополя. Вселенский патриархат имел тут две митрополии и одну архиепископию в своем подчинении. Однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. Завоеватели притесняли местных и требовали ввести в церковной практике латинский обряд. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий в ответ на это закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. При этом его сакелларий Никифор изъял из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Затем Михаил Керуларий составил послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое.
|
Различия между византийцами и латинянами можно разделить на две категории: богослужебно-бытовую и вероучительную.
Вот их краткий перечень:
I. Различия богослужебные и бытовые:
1) Латиняне постились по субботам, греки нет.
2) Латиняне совершали евхаристию в Великий пост, что для греков было совершенно недопустимым.
3) На Западе было принято употреблять в пищу кровь. Византийцы видели в этом нарушение решений апостольского собора (Деян.15).
4) Византийцы, бывающие на Западе, часто могли видеть клириков с оружием в руках и даже клириков, принимающих участие в битвах. Представители восточных церквей видели в этом нарушение целого ряда канонов множества соборов, в том числе и Вселенских, запрещающих клирикам не только проливать кровь, но и вообще служить в армии и брать в руки оружие.
5) Восточные клирики носили бороды, западные брились. На Западе и на Востоке были различные формы тонзуры для клириков: на Востоке лишь выбривали на затылке «гуменцо», а на Западе подбривали волосы и снизу, делая некое подобие тернового венца Христова.
|
6) На Востоке приходские священники были женатыми. На Западе, настаивающем на целибате, это считалось грехом.
7) По законам Византийской империи допускался развод, но не позволялось более трех последовательных браков. На Западе развод исключался совершенно, зато количество последовательных браков в случае смерти одного из супругов не ограничивалось вовсе.
8) На Востоке по окончании Евхаристического канона в Чашу добавлялась теплота (горячая вода) обычай, неизвестный на Западе.
9) В римской литургии отсутствовала эпиклеза - воззвание к Святому Духу после слов Христа при освящении Даров. На Востоке эпиклеза считалась неотъемлемой частью Евхаристического канона.
10) На Западе появился обычай использовать для Евхаристии опресноки. На Востоке, где использовался только квасной хлеб, западный обычай казался еще одной иудаистической тенденцией.
II. Различия вероучительные:
1)Filioque – учение об исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Появление непосредственно в самом Символе веры термина «Filioque» (и от Сына) имело место в 681 году на Толедском соборе (Испания). Filioque было прибавлено в Символ веры как дополнительный аргумент для присоединения к Церкви ариан вестготов с полным отказом от арианства.
Однако ещё в IX—X вв. отношение Рима к Filioque было, по меньшей мере, неоднозначным. Например, папа Лев III в X в. велел начертать Символ веры на серебряных пластинах в соборе Св. Петра, но без этого слова. Впервые в Риме Filioque было присоединено к Символу веры во время торжественного пения Credo на коронации германского императора Генриха II в 1014 году, при папе Бенедикте VIII, что принято считать окончательным его введением в Римской Церкви.
|
2)Роль папы в Церкви. В римской эклезиологии (учение о Церкви) папа является викарием Христа и наместником апостола Петра – главой всей Церкви.
Послание патриарха Михаила было отправлено в Апулию и было адресовано всем латинским епископам и самому папе.
В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство в Церкви, после чего Лев решил послать легатов в Константинополь для улаживания спора.
В январе 1054 г. в Константинополь прибыли папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом. Они были приняты императором, а затем патриархом. Гумберт весьма невежливо вручил ему папское письмо. Оно было довольно заносчивым и недружелюбным по тону. Керуларий воспринял это как личное оскорбление и стал избегать общения с легатами папы.
В апреле, Лев IX умер. Следовательно, его легаты утратили всякую легитимность. Следующий папа был избран лишь через год. В такой ситуации патриарх Михаил Керуларий отказался вести переговоры, которые, с его точки зрения, потеряли всякий смысл. Император Константин Мономах сделал робкую попытку что-то наладить, но его усилия были заведомо безнадежны. Чувства все более накалялись. Гумберт чувствовал себя смертельно обиженным и решил действовать, как он считал нужным.
Рано утром 16 июля 1054 г. легаты вошли в Святую Софию. Шла проскомидия. Отпихивая растерявшихся диаконов, легаты вошли в алтарь и положили на престол грамоту об отлучении от Церкви патриарха Михаила Керулария и его последователей. После сего и в присутствии императора и вельмож легаты произнесли: «Кто упорно станет противиться вере святого римского и апостольского престола и его жертвоприношению, да будет анафема, да будет анафема, маранафа, и да не считается христианином кафолическим, но еретиком. Да будет, да будет, да будет!» Затем легаты, развернувшись, вышли из алтаря, отряхнули на пороге храма прах со своих ступней и направились торопливо к пристани. В столице начались народные волнения.
20 июля Михаил Керуларий собрал собственный собор. На нем за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации. Кроме того, собор выразил сожаление по поводу включения некоторыми церквами filioque в Символ веры и преследований, которым подвергается женатое духовенство. Однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась, так же как и другие спорные вопросы. Окружное послание патриарха сообщило о решениях собора предстоятелям всех поместных церквей. Так и произошло событие, которое впоследствии будет считаться началом раскола Церквей.
Имя папы Римского было изъято из константинопольских диптихов. Однако народное сознание того времени никак раскола окончательным не воспринимало: запрета на взаимное причастие не было, да и не могло быть, так же как и сослужения священников и архиереев двух половин христианства продолжались и после 1054 г. Имя Папы римского поминалось в диптихах других восточных Церквей (во всяком случае, иногда). В наших святцах есть западные святые, скончавшиеся после 1054 г. Более того, Русская Православная Церковь отмечает праздник перенесения мощей св. Николая в Бари. Норманнско-итальянские пираты похитили мощи святого в 1087 г. Очевидно, что этот местный итальянский праздник попал на Русь еще позже, но был воспринят как общехристианский и стал там отмечаться. Это неопровержимое свидетельство того, что разделение Церквей в то время еще не воспринималось как нечто свершившееся и окончательное. Сначала оно переживалось как временный разрыв между двумя кафедрами, каких бывало и раньше.
События 1054 года стали оцениваться как нечто чрезвычайно важное только с началом крестовых походов. Так, в 1098 году, во время Первого крестового похода крестоносцы захватив бывший византийский город Антиохию изгнали греческого патриарха и заменили его латинским. Через год, после взятия Иерусалима они также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола. Этот раскол достиг своего ясного очертания во время Четвертого крестового похода, когда в 1204 году когда латиняне захватили Константинополь и основали в Константинополе Латинскую империю и свою церковную юрисдикцию.