Подготовительная группа.




Тема: Методика формирования представлений и понятий о пространстве у детей дошкольного возраста.

 

 

II младшая группа.

Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме.

 

Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

 

Этому учат детей в повседневной жизни, во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях.

 

В начале учебного года надо проверить, знают ли малыши названия частей своего тела, лица. Только после этого можно учить их определять направление, ориентируясь от себя. Например, впе­ред - значит лицом ко мне, сзади - значит за спиной и т.д.

 

Занятия.

Детей надо знакомить с названиями обеих рук (одновременно) и различными их функциями.

Например, на занятиях рисованием ребенка учат левой рукой придерживать лист бумаги, чтобы он не скользил по столу, а правой держать карандаш. На занятиях ап­пликацией он учится правой рукой держать кисточку, намазывать то, что наклеивает, а левой придерживать, промокать тряпочкой. На физкультурных, музыкальных занятиях детей учат ориенти­роваться от себя: «Пошли вперед, повернулись назад. Оля, встань впереди. Сережа, встань позади Оли».

 

Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.

 

Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.

 

Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?».Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит ко­локольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребе­нок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его

 

Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

 

Средняя группа.

Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении.

Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа

- «Найди спрятанную игрушку»(ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Чтобы ее найти, входящему указывают направление «Иди от стола, до ковра, от ковра поверни направо, сделай три шага и там ищи!»)

- «Куда пойдешь и что найдешь».

Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.

 

Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа

- «Куда бросим мяч?»(«Брось мяч тому, кто стоит перед тобой», «Брось мяч тому, кто стоит слева от тебя».

- «Что изменилось?»)

- «Угадай, что где находится» и т.д.

 

Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

 

Старшая группа.

Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

 

Новая задача - обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Коля».

 

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани - окно, над головой Тани - лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

 

В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит»,

«Что изменилось?»,

«Найди похожую»,

«Расскажи про свой узор».

 

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию. Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

 

В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

 

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

 

Подготовительная группа.

Закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

 

Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

 

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении.

Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: