Язык и стиль курсовой работы




Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Его наиболее характерной особенностью является формально-логический способ изложения материала.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

· последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

· противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, кроме того, к тому же);

· переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть);

· итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать).

В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)

На уровне целого текста для научной речи основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка, что обусловливает точность словесного выражения и, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Фразеология научной прозы также весьма специфична и призвана:

· с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания, например такие устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует что-либо»;

· с другой стороны, обобщать определенные понятия, являясь по сути дела, терминами (так например: «объем грузооборота», «колесные пары», «монополия железнодорожного транспорта»).

Рассмотрим грамматические особенности научной речи, также существенно влияющие на языково-стилистические оформление текста курсового исследования. С точки зрения морфологии следует отметить в нем наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.)

В научном тексте широко используются относительные прилагательные, поскольку в отличие от качественных они способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Научному изложению присущи также и чисто стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта КР, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину.

Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Используя их в тексте, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), или предполагаемый (видимо, надо полагать), или возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)

Научное изложение – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко, употребляется форма первого и совершенного не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа.

Авторское «я» как бы отступает на второй план. В настоящее время неписанным правилом стало, когда автор КР выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложения.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в тексте курсовой работы.

Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Так, практика показывает, что основные неясности возникают там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия. Главное при языково-стилистическом оформлении текста КР состоит в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых такие работы рассчитаны.

Краткость – третье необходимое и обязательное качество научного изложения, более всего определяющее ее культуру. Реализовать такое качество означает избежать ненужных повторов и излишней детализации. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста КР.

Повышение информационной емкости текста работы не исчерпывается указанными лексическими, морфологическими и синтаксическими способами. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала научной работы.

Для языково-стилистического оформления курсовой работы очень важно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, для чего необходимо достаточно хорошо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: