Бородинский хлеб.
Задание 1.
Восстанови текст, расположив его части в правильном порядке.
Впиши последовательное расположение букв в строку ответа.
А. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и
ушла в монастырь. Там она создала рецепт бородинского хлеба.
Это был поминальный чёрный хлеб — в память о всех героях России,
погибших в бою с армией Наполеона.
Б. Мы испытываем глубокое уважение к хлебу: «Хлеб — всему голова»,
«Там и рай, где хлеба край».
Нас с детства приучают уважительно, бережно относиться к хлебу.
В. Рецепт его приготовления придумала монахиня
одного из подмосковных монастырей, Маргарита Тучкова,
жена блестящего молодого генерала Тучкова. Он трагически погиб
в бою с французами на Бородинском поле,
на исходе лета — 26 августа 1812 года.
Его героическое поведение во время боя
описал в романе «Война и мир» Лев Толстой.
Г. Бородинский хлеб у нас любимый. Его аппетитная корочка посыпана
кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус.
Ответ:_______________________
Задание 2. Ниже даны варианты названий данного текста. Какой
из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста?
Впиши букву в строку ответа.
А. «Хлеб- всему голова».
Б. Память о героях
В. История создания бородинского хлеба.
Г. Преданное сердце.
Ответ ___________________
Задание 3. Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится
к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта
в строку ответов.
1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.;
сахара - 20 г.; соль - 20 г.
2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной
(обдирной);
32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г.
сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина.
3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана;
дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г.
4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки;
сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов.
Ответ__________________
Задание 4. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б.
Утверждение А (ДА), Б (НЕТ)
|
Задание 5. Перед вами портреты братьев Тучковых, участников
Отечественной войны 1812 года. Который из них был мужем
Маргариты Тучковой? Впиши его имя в строку ответов.
Дайте своими словами обоснование своей точки зрения,
при этом используя то, что сказано в одном из текстов или во всех трёх текстах.
Н. А. Тучков (1-й), генерал-лейтенант
В Отечественной войне 1812 года принимали участие четверо братьев
Тучковых. Все они были генералами. Николай Алексеевич Тучков
участвовал в русско-шведских войнах 1788—1790 и 1808—1809 годов,
а также Швейцарского похода и кампании 1807 года.
В войну 1812 года в армии Барклая де Толли Тучков-первый
командовал 3-м пехотным корпусом. Принимал участие
в отступлении русской армии от Вильно до Бородина.
Корпус Тучкова сражался с корпусом Понятовского у деревни Утица
на Старой Смоленской дороге. Утицкий курган несколько раз
переходил из рук в руки.Курган был отбит у французов в контратаке.
Возглавивший контратаку генерал Тучков был смертельно ранен.
За три часа до этого был убит его брат Александр Тучков 4-й.
После трех недель мучений скончался в Ярославле
и был погребен в Толгском монастыре.
|
А. А. Тучков (4-й), генерал-майор
Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне,
Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был
произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении.
Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году
под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом
Ревельского полка.
В 1807 году воевал под начальством Багратиона.
Участвовал в битве под Фридландом.
В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях,
был произведен в 31 год в генерал-майоры.
Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады,
входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой
Н. А. Тучкова 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли
бригада встретилась с врагом в бою под Витебском.
Последним боем Александра Тучкова стало Бородино.
У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона.
Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына,
в которую входила бригада А. А. Тучкова, с марша вступила в бой.
Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат,
Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.
Ответ. Имя_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Изучив карту Бородинского сражения и материал текстов 2 и 3,
соотнеси места сражений с именами братьев Тучковых. Впиши имя
возле соответствующей буквы в строке ответа.
Ответ:
А________________________
Б__________________________
В__________________________
Г________________________
|
Рекомендации к оцениванию.
Задание 1.
Ответ: Б,Г,В,А – 1 балл.
Другие варианты ответов-0 баллов.
Задание 2.
Ответ: В– 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.
Задание.3
Ответ: Рецепт №2– 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.
Задание.4
Ответ: 1-А, 2-Б,3-Б – 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.
Задание 5. 3 балла
1 балл- если названо только имя - Александр - без аргументации.
2 балла –если в аргументах ученика использован материал текстов
(молодой генерал Тучков, младше брата Николая на 16 лет,
в 31 год- генерал-майор, погиб на Бородинском поле
в возрасте 35 лет;
или- Николай Тучков на поле Бородина был ранен, а не убит;
умер в возрасте 51 года, т.е. назвать его «молодым» генералом нельзя - или синонимичные выражения)
3 балла- если к вышеназванным аргументам с опорой на текст ученик
добавит имя князя Андрея Болконского, героя романа
Л.Толстого «Война и мир».
Другие варианты ответов -0 баллов.
Задание. 2 балла
Ответ:
Б - Николай Тучков -– 1 балл
В - Александр Тучков – 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов
Задание 1-2- доступ и извлечение - проверяют навыки, связанные
с поиском, отбором и сбором информации.
Задание 3-4 - интеграция и интерпретация-, т.е. проверяется
способность использовать информацию текста
(переработка прочитанного для понимания текста).
Задание 5-6-- размышление и оценка - сопоставить
данные предложенных текстов, уловить мысль автора,
найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке
ответа, исходя из личных представлений о мире.