Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие




Факторы, определяющие работоспособность студентов можно разделить на три основные группы:

1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других);

2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие);

3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)

Высокая работоспособность обеспечивается при условии, когда жизненный ритм согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее учебный труд.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями своей работы, ее организацией и другими причинами.

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу.

Период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями.

Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности - имеет продолжительность – 1,5-3 часа. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности.

Третий период полной компенсации. В этом периоде появляются начальные признаки утомления, которыекомпенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, при которой нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

В шестом периоде, при условии дальнейшего продолжения работы, наблюдается резкое снижение работоспособности.

Изменение физической работоспособности студентов в течение недели характеризуется тем, что в начале недели наблюдается период врабатывания, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели отмечается процесс ее снижения. Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней.

Характерными особенностями работоспособности студентов по семестрам и в целом за учебный год является то, что в начале семестра наблюдается периода врабатывания до 3-3,5 недель, с постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяца. С началом зачетной сессии, на фоне продолжающихся учебных занятий и сдачи зачетов работоспособность начинает снижаться.В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.

В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.

Изменение умственной работоспособности, как и динамика физической работоспособности, характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: