Интолерантность в детско-подростковой среде




Формы и методы воспитания толерантности молодого поколения

 

Тема

Сначала мы рассмотрим понятие толерантности, а затем перейдем к формам и методам формирования этого качества.

Сегодня понятие "толерантность" является важнейшим словом в проблеме сохранения мира и достижения согласия между людьми.

Толерантность – сложный и противоречивый социальный феномен. Его смысловые и содержательные компоненты формировались многие годы.

В русском языке в обыденной речи толерантность понимается чаще всего как терпение, терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Русский народ в своих пословицах и поговорках высоко оценивал «терпение» и «терпимость»: «лучше самому терпеть, чем других обижать», «от того терплю, кого больше люблю», «стерпится, слюбится»,

Однако если мы рассмотрим синонимы т ерпения – «стойкость», «непреклонность», «выносливость», «долгая выдержка», мужество, безропотность и т.п., то увидим, что они не отражают сути слова «толерантность».

Более того, слово «терпимость» может означать прямо противоположное – подчинение, покорность, страдание. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску, внешнее сдерживание своего отношения («я его едва терплю») к чему-либо или кому-либо.

Что же означает слово «толерантность»?

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Слайд – определение толерантности

Стремясь найти альтернативные варианты перевода, авторы чаще всего выделяют тот или иной элемент толерантности: принятие, уважение, понимание, открытость, доверие, миролюбие, договоренность, плюрализм, терпение, терпимость, справедливость, ненасилие, нейтралитет.

В сфере человеческих взаимоотношений толерантность проявляется через: (слайд)

снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, расположенность к другим, готовность к примирению, готовность к сотрудничеству, умение мириться с чужим мнением, уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, норм, верований.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

П ринимать другого не так-то легко. Не только другого, но сложно принимать и самих себя.

Принимать что-то - это давать право этому быть.

Принимать Другого — это давать ему право быть таким, какой он есть.

Принимать чувства Другого — это давать им право (внутри себя давать право!) существовать внутри другого человека. Давать право другому человеку иметь именно те чувства, которые он имеет.

Принимать — это не осуждать. Это внутри себя согласиться с тем, что и такое тоже не только может быть, но и должно существовать, раз оно существует.

Принятие — это полное внутреннее согласие с тем, что есть.

При этом, «толерантность – не обязательно принятие чужой точки зрения, но обязательное ее рассмотрение.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Слайд - виды толерантности

Основными видами толерантности, если исходить из статуса, являются: половая толерантность, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая, социальная, имущественная, профессиональная, конфессиональная, политическая, региональная и другие.

Интолерантность

Противоположным значению слова «толерантность» является слово «интолерантность».

Всем людям, как правило, свойственно ставить себя в центр «вселенной» и рассматривать окружающих через призму ценностей своей социальной группы, своей культуры, себя самого. И это само по себе не плохо. Без «здорового» этноцентризма не сможет сформироваться патриотизм, этническая, национальная и личностная идентичность.

Однако некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают низшими ценностями, нормами и обычаями в сравнении с традициями «их» культуры. В более наивной форме абсолютного этноцентризма вообще люди убеждены, что «их» традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

Интолерантность основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.

Интолерантность может проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до умышленного уничтожения людей.

Проявления нетерпимости: (слайд)

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование;

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий;

• расизм;

• ксенофобия;

• национализм;

• фашизм;

• империализм;

• эксплуатация;

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование;

• изгнание;

• сегрегация;

• репрессии.

В нашем обществе интолерантность – вполне распространенное явление. Мы сталкиваемся с ее проявлениями в автобусах, магазинах, на улицах. Они выражаются, как мы уже говорили, в раздражении, невежливости, нетерпении и т.д.

Пример за рулем (когда я получила права и стала водить машину, то сталкиваюсь с проявлением нетерпимости со стороны других водителей, если, например, медленно еду или, что еще хуже, заглохла в неположенном месте - на перекрестке).

На улице, в магазине, в любом другом общественном месте если мы кого-нибудь нечаянно задели, что скорее всего услышим в свой адрес фразы: «Ты что, слепая (или слепой)?». Если не услышали с первого раза информацию, то: «Ты что, глухой?». Если показали неловкость, то: «Ты что – инвалид?», «Ты больной?»…

Инвалиды

Об отношении к этой категории людей я хотела бы сказать отдельно несколько слов.

Скажу сразу, что люди с инвалидностью чаще всего достаточно остро реагируют на подобные проявления. Какая разница, слепой человек или нет, нужно уважительно относиться друг ко другу, невзирая ни на какие факторы, будь то пол, статус, возраст или наличие инвалидности.

По данным социологических исследований, проведенных мной по проблеме интолерантности населения Мурманской области к людям с ограниченными возможностями здоровья, было выявлено, что:

- Лица с инвалидностью практически в 100% случаев сталкиваются с проявлениями интолерантности через оскорбления и насмешки, пренебрежение и игнорирование.

Источниками проблемы являются незнание особенностей данной категории людей и их заболеваний, неумение общаться с ними, наличие стереотипов, личностные предубеждения и многое другое.

Образ инвалида

Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется в представлениях о данной категории как о людях с максимально ограниченными возможностями, не представляющих социальной и личностной значимости.

Так, у чащиеся средних образовательных учреждений представляют человека с инвалидностью чаще всего как больного, увечного, неполноценного, ограниченного в возможностях (70,1%). Слайд

Это, как правило, констатация какого-либо лишения или ограничения, данная в том числе через отрицательные частицы «не» и «без».

В частности, 15,4% опрошенных воспринимает инвалида как ограниченного в возможностях индивида, 8,5% констатирует факт ограниченности через ассоциацию «в инвалидной коляске», 6,9% свои ассоциации основывает на различных словосочетаниях со словом «не может» (делать то, что здоровый; самостоятельно обеспечить свои потребности; жить полноценной жизнью; общаться; порадоваться жизни и др.); 3,9 % учащихся воспринимает инвалидов как нуждающихся (в общении; понимании; помощи, поддержке и др.). Кроме того, инвалид представляется как человек, который не ходит, страдает, неполноценный, имеющий отклонения, одинокий, с дефектом или недостатком, юродивый, который не радуется, не общается, не имеет будущего, обижен судьбой, является изгоем в обществе, ему не повезло в жизни и др. Если суммировать указанные ответы, то 45,5% респондентов инвалида воспринимает через физические недостатки, 26,7% - через моральные и душевные состояния и переживания.

Среди взрослого населения негативные оценки имеют 37,2% опрошенных.

Инвалид в их сознании беспомощный, одинокий, несчастный, нуждающийся в помощи, поддержке, больной, ущемленный, отсталый, ущербный, страдающий, неполноценный, ограниченный, являющийся обузой для окружающих, изгоем и др.

Сами инвалиды в большинстве своем полагают, что люди с инвалидностью ничем не отличаются от других (68,4%), ничем не хуже других (8,4%), он может все то же, что и здоровый (6,3%), в том числе, реализоваться профессионально (1,1%). Лишь 5,3% отметило, что это человек, который болен и то, что он всегда будет привлекать к себе внимание (1,1%).

Интолерантность в детско-подростковой среде

Итак, в ходе исследований было выявлено, что наиболее интолерантны (в данном случае по отношению к инвалидам) дети и подростки. Действительно, в детско-подростковом возрасте люди особенно склонны к нетерпимости по отношению друг к другу.

Все это указывает на то, что при работе с детьми необходимо особое внимание уделять формированию способности понимать себя и других людей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: