Игры с этнокультурной спецификой




Приветствие

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Время проведения: 10 минут.

Этапы игры:

1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах

Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Упражнение "Опасный пунш".

Цель: заставить участников почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе.

Время проведения: около 30 минут

Этапы игры:

1. Объявить цель упражнения.

2. Раздайте текст Конкретного примера и Вариантов ответов. Попросите людей прочесть их и в индивидуальном порядке за 10 минут выстроить возможные ответы в порядке повышения вероятности (1 – низший бал, 5 - высший).

3. Попросите всех разбиться на небольшие группы (допустим, по 3 человека в каждой) и сравнить баллы; на это отводится 10 минут.

4. Соберите всех на пленарную сессию. Раздайте Комментарии и приступите к их обсуждению.

5. Обсуждение предложенных материалов.

- Согласна ли большая часть участников с Комментариями? Да? Нет? Почему?

- Как еще прокомментировали бы участники Вводную?

- Что нового узнали они о работе с людьми, воспитанными в различных культурных условиях?

6. Организуйте общую дискуссию о диетических и прочих ограничениях, известных членам группы. Испытывали ли они когда-нибудь неловкость, не имея возможности выбрать пищу, питье и форму поведения по собственному вкусу? К какому компенсаторному поведению они прибегали? Как можем мы научиться сами и научить окружающих быть более чуткими к нуждам других людей, основанным на иных культурных ценностях?

Текст Кейс-стади

Ахмед недавно эмигрировал в Австралию и нашел себе место менеджера в довольно маленькой, конкурентоспособной частной компании, выпускающей электронное оборудование. Он очень толковый, симпатичный человек, и в компании считают, что им повезло с ним.

В прошлое воскресенье его пригласили на барбекю по случаю заключения нового крупного контракта. Угощение было обильным - там были "ангелы на конях" и другие экзотические закуски, всевозможные салаты, ромовые бабы и целый поросенок, зажаренный на вертеле. Спиртное лилось рекой - пиво, различные крепкие напитки и пунш, щедро сдобренный водкой.

Генеральный директор, организовавший барбекю в собственном саду, старался всячески угодить Ахмеду. Он знал, что Ахмед стойко выдержал культурный шок, вызванный переездом в другую страну, что он хочет обзавестись друзьями и старателен в работе. Однако сегодня Ахмед был невыносим.

Для начала он прибыл один и ни словом не обмолвился о своей жене, хотя генеральный директор знал, что он женат, и был заранее уверен, что Ахмед возьмет жену с собой, чтобы представить ее присутствующим. Затем Ахмед, который по собственному признанию, был страшно голоден, отказался что-либо есть или пить и через 20 минут, коротко извинившись, ушел с вечеринки. Более того - свой следующий рабочий день Ахмед провел в том же дурном настроении. Генеральный директор начал думать, что Ахмед так и не сможет прижиться. Что же, в конце концов, с ним стряслось?

ВАРИАНТЫОТВЕТОВ

Ответ А.

Когда Ахмед увидел, что все его коллеги пришли на вечеринку со своими женами, он был оскорблен тем фактом, что его жену не пригласили официально.

Поставьте ваш балл.

Ответ Б.

Ахмед не взял с собой жену, потому что его брак был на грани распада; именно поэтому он держался столь неприветливо.

Поставьте ваш балл.

Ответ В.

Ахмеда оскорбило присутствие секретарш и прочего обслуживающего персонала, так как он думал, что вечеринка предназначена только для менеджеров.

Поставьте ваш балл.

Ответ Г.

Культурный шок, который переживал Ахмед, был сильнее, чем казалось его шефу. Он чувствовал себя настолько не в своей тарелке, что не мог расслабиться и радоваться жизни.

Поставьте ваш балл.

Ответ Д.

Ахмед - мусульманин. Когда он увидел, что на столе нет ничего, что он мог бы съесть или выпить, то ушел, так как был сильно голоден. Он понимал, что поступает невежливо, а на следующий день держался напряженно потому, что не знал, как ему объяснить суть проблемы и в то же время не "раздуть" ее.

Поставьте ваш балл.

Текст

КОММЕНТАРИИ

Гипотеза А.

Это маловероятно. Ахмед скорее счел бы неуместным брать жену на "фирменную" вечеринку, каким бы неформальным ни было торжество. Он провел на вечеринке слишком мало времени, чтобы разобраться, кто из гостей был служащим компании, а кто - нет.

1балл

Гипотеза Б.

Это возможно, хотя у нас нет доказательств. Содержание Конкретного примера показывает, что причина недовольства Ахмеда больше связана с тем, что происходило на вечеринке.

2 балла

Гипотеза В.

Это возможно, однако Ахмед, независимо от соблюдения иерархии на его прежнем рабочем месте, - человек сообразительный. У него было время оценить сравнительную неформальность обстановки в австралийских офисах. К тому же весьма вероятно, что он слышал, как секретарши обсуждали предстоящую вечеринку в течение рабочей недели.

3 балла

Гипотеза Г:

Похоже, что Ахмед действительно пережил на вечеринке культурный шок, но какого рода? Мы знаем, что он прочно обосновался на новой работе и ценился компанией. Вряд ли он, приняв приглашение, почувствовал себя настолько нежеланным гостем, что ему пришлось вскоре уйти - особенно притом, что опекать его взялся сам генеральный директор. Что же разгневало его так, что он продолжал сердиться даже на следующий день?

4 балла

Гипотеза Д.

Это самое правдоподобное объяснение. Правоверные мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь. Если у Ахмеда возникла хоть капля сомнений насчет состава закусок (и в самом деле – "ангелов на конях" готовят с беконом), салатов или пунша, то он и не стал к ним прикасаться. Более того - он мог оскорбиться тем, что его хозяева с таким пренебрежением отнеслись к его культурным взглядам и религиозным убеждениям. Сегодня австралийцы, устраивая вечеринки (а они - известные мясоеды), чаще готовят специальные вегетарианские блюда, так как население Австралии становится все более многонациональным.

5 баллов.

 

Из предложенного списка выберите и выделите, пожалуйста, 15 качеств, которые на Ваш взгляд наиболее полно и точно характеризуют русских, англичан, американцев, японцев, немцев и др. представителей нашей республики (национальности могут быть выбраны по Вашему усмотрению).

 

Импульсивные Серьезные Терпеливые
Выносливые Эгоистичные Целеустремленные
Скромные Духовные Злоупотребляющие алкоголем
Раскованные Адаптирующиеся Стремящиеся к успеху
Гордые Гуманные Дисциплинированные
Оптимистичные Медлительные Предприимчивые
Патриотичные Непреклонные Общительные
Сильные Консервативные Независимые Подавленные Непоседливые Конкурирующие Агрессивные Трудолюбивые Прогрессивные Сдержанные Искренние Вежливые Неприветливые Безответственные Прагматичные Упрямые Аккуратные Индивидуалистичные Отзывчивые Гостеприимные Честные Недоверчивые Скрытные Подозрительные Приверженные порядку Бережливые Добрые Заносчивые Жалостливые Деловитые Озлобленные Доверчивые щедрые Обладающие чувством юмора Равнодушные к окружающим Обладающие чувством собственного достоинства
Жестокие Замкнутые Энергичные Настойчивые Предпочитающие материальные ценности
Послушные Скрытные Пассивные Беспечные Добросовестные Ленивые Уверенные в себе     Бесхозяйственные Дружелюбные Эмоциональные

Проанализируйте Ваши собственные стереотипы.

Попробуйте обобщить мнение группы и обсудите получившиеся типичные портреты.

 

Факторы

Формирование толерантности во взаимоотношениях детей, подростков и молодых людей зависит от ряда факторов.

Во-первых, от уровня самооценки. Адекватная самооценка способствует становлению и развитию толерантных взаимоотношений. Учащиеся с такой самооценкой, как правило, самокритичны, самостоятельны, целеустремленны. Отклонения в самооценке изменяют способ общения человека с окружающими, ведут к переоценке своих способностей, высокомерию, недооценке мнений и достоинств других.

Во-вторых, от адекватности восприятия информации. Стойкая тенденция к повышению уровня толерантности к своим сверстникам проявляется у школьников, обладающих навы­ками адекватного восприятия информации, и снижается у тех, кто информацию толкует не адекватно.

В-третьих, от степени тревожности личности, отражающей внутреннее состояние, отношение к себе, другим людям и действительности. Если ребенок не уверен в себе, недоверчив к другим, замкнут, безынициативен, малообщителен, или напротив, сверхобщителен, назойлив, озлоблен, то это может негативно сказываться на отношении к другим людям.

В-четвертых, от степени оптимистичного восприятия себя и окружающего мира.

В-пятых, от владения навыком выражать несогласие, аргументировать отказ от сотруд­ничества, нежелательной деятельности.

В-шестых, от положительного отношения к изучению собственного «Я», выявлению своих возмож­ностей и их дальнейшей реализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: