По спецкурсу: Расследование преступлений в сфере экономики




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»

 

КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ

 

 

У Т В Е Р Ж Д А Ю

 

Начальник кафедры криминалистики подполковник полиции

 

А.А. Рытьков

«25» января 2013 г.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по спецкурсу: Расследование преступлений в сфере экономики

специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» (очная форма обучения)

Тема № 2: Расследование мошенничества в экономической сфере и связанных с ним механизмов преступной деятельности

 

Подготовил: доцент кафедры криминалистики, к.ю.н., доцент полковник полиции Пилявец В.В.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «25» февраля 2013 г.

Протокол № 15.

 

Калининград

 


ВРЕМЯ - 2 часа

МЕСТО – лекционный зал

 

Целевая установка занятия:

1. Дидактические цели, задачи:

- представить обучающимся теоретический материал по рассматриваемой теме, в доступной для них форме;

- дать систему понятий по темам дисциплины, разъяснить принципиальные подходы к характеристике механизма преступной деятельности в экономической сфере и сформировать представление о методике расследования определенного преступления в сфере экономики.

- актуализировать опорные знания по криминалистике и обратить внимание обучающихся на уже формирующийся у них практический опыт;

- закрепить, углубить знания по ранее изученному материалу, в том числе и по другим дисциплинам (уголовному процессу, уголовному праву);

- обеспечить усвоение обучающимися основных категорий, понятий, закономерностей, правил, методик, прослеживающихся в рассматриваемом теоретическом материале;

- продолжить формировать некоторые из специальных и общенаучных умений таких как: работа с учебной, научной, периодической и справочной литературой, умение конспектировать, умение составлять логические цепочки, схемы, а также умение планировать свой ответ и др.

2. Задачи развития познавательных способностей и умений обучаемых (мышления, воли, памяти и др.):

- развитие способностей к анализу, выделению главного, существенного: обучение составлению планов, тезисов, конспектов, структурно-логических схем и т.п.;

- формирование способности аргументировано доказывать свою точку зрения;

- развитие способностей сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- для развития речи обучаемых: сочетание фронтальной беседы с индивидуальным устным ответом на заданные в ходе лекции вопросы;

- для развития у обучаемых познавательных интересов: проведение связи между изучаемым материалом и практической деятельностью ОВД.

3. Воспитательные цели, задачи:

- воспитание у обучаемых общегражданских качеств: патриотизм, непримиримость к нарушению закона и др.;

- воспитание у обучаемых профессионально значимых качеств: справедливость, юридическая грамотность, взаимопомощь, внимательность, наблюдательность, умение слушать других и др.;

- обучение работе в коллективе;

- формирование ответственного отношения к исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению законности и исполнительской дисциплины, скрупулезности, педантичности – качеств необходимых при сборе криминалистического материала;

- формирование у обучаемых осознания необходимости избранной специальности и чувства гордости за нее.

Методы обучения и приемы их реализации:

Объяснительно-иллюстративный – объяснение учебного материала с иллюстрацией ключевых моментов в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, фотоизображений, видеопрезентации и т.п.

Репродуктивный - эвристическая и сократическая беседы.

Формы учебной работы:

Фронтальная – беглый опрос по основным вопросам темы с целью приведения обучаемых в активное «стартовое» состояние, активизации мыслительной деятельности.

Групповая – представление лекционного материала для всей группы обучаемых, побуждение обучаемых к ответам на вопросы, адресованные всей группе.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. Доска, мел.

2. Ручки, конспекты, рабочие учебные программы по криминалистике.

3. Видеопрезентация, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Введение

2. Криминалистическая характеристика мошенничества. Обстоятельства, подлежащие установлению.

3. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя.

4. Особенности тактики первоначальных следственных действий.

5. Особенности тактики последующих следственных действий.

6. Заключение.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Криминалистика: учебник / под общ. Ред. А.Г. Филиппова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 835 с.

2. Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций /О.Я. Баев. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.

3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 944 с.

4. Волков Е.А. Расследование мошенничества / Е.А. Волков. – М., 1996.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

5. Волохова О.В. Современные способы совершения мошенничества: особенности выявления и расследования/ О.В. Волохова. – М., 2005.

6. Журавлев С.Ю. Расследование экономических преступлений/ С.Ю. Журавлев. – М., 2005.

7. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова [и др.]; отв. ред. Н.М. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 816 с.

8. Ищенко Е.П., Топоркова А.А. Криминалистика: Учебник / под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2007. – с.

9. Большая юридическая энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 688 с.

10. Криминалистика: информационные технологии доказывания. Учебник для вузов / под редакцией В.Я. Колдина. – М.: Зерцало-М, 2007. – 752 с.

11. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. – 3-е изд., пепераб. и доп. - Москва: Изд-во Юрист, 2007. – 781 с.

Введение

Особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Период коренного изменения экономики нашего общества ознаменовался появлением новых и ростом как новых, так и ранее существовавших преступлений в сфере экономической деятельности. Расследование их представляет собой достаточно трудную задачу прежде всего потому, что данная категория относится к так называемой "беловоротничковой" преступности, иными словами, они совершаются профессионально подготовленными людьми с достаточно высоким интеллектом, располагающими необходимыми средствами и возможностями для реализации своих преступных замыслов. Трудность определяется также и тем, что не накоплен достаточный опыт, отсутствуют надежные методики расследования, мало еще следователей, подготовленных должным образом. Расследование этой категории требует знания экономики, финансового дела, бухгалтерского учета, банковской деятельности, новых судебно-экономических экспертиз.

В восьмом разделе действующего Уголовного кодекса России (преступления в сфере экономики) в главе 22 — преступления в сфере экономической деятельности — содержится 32 статьи, посвященные различным преступлениям, относящимся к данной категории. Естественно, рассмотреть их все представляется весьма затруднительным. Поэтому преступления, именуемые налоговыми, выделены, как достаточно злободневные, в отдельную лекцию. В данной же лекции нами будут изложены особенности наиболее значимых преступлений.

 

ВОПРОС ЛЕКЦИИ № 1. Криминалистическая характеристика мошенничества. Обстоятельства, подлежащие установлению

Закон (ст. 159 УК РФ) определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Введенный в заблуждение потерпевший сам передает мошеннику те или иные ценности либо права на них. Это затрудняет работу по раскрытию и расследованию таких преступлений.

Среди обстоятельств, отягчающих ответственность (помимо общих для преступлений против собственности), фигурирует использование своего служебного положения (п. "в" ч. 2). От мошеннического хищения закон отличает причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ст. 165 УК). В таких случаях нет непосредственного изъятия имущества у собственника или иного владельца — имущественная выгода извлекается путем неуплаты должного. С криминалистической точки зрения это то же мошенничество, отличающееся от последнего лишь непосредственным объектом преступного посягательства, а также формой получения имущественной выгоды. Эти различия очень несущественно влияют на методики расследования двух названных видов преступлений.

Непосредственным предметом преступного посягательства при мошенничестве чаще всего бывают:

- деньги,

- различные вещи (например, ювелирные изделия),

- ценные бумаги,

- жилые помещения,

- транспорт и иные предметы, имеющие материальную ценность.

Способ мошенничества состоит из действий по подготовке к преступлению, а также по совершению и сокрытию преступления, охватываемых единым умыслом. Чаще всего подготовку к совершению мошенничества составляют следующие действия:

· получение необходимой информации о предмете или об объекте мошенничества;

· вхождение в доверие к собственнику или иному обладателю прав на имущество;

· приобретение подлинных и поддельных документов;

· подбор соучастников и распределение ролей;

· приготовление транспорта.

Выделяют так называемые «традиционные» и новые способымошенничества. Прежние, "традиционные" способы мошенничества:

Ø «шулерство » - обман при игре в карты;

Ø " фармазонство " – продажа поддельных драгоценностей, т. е. продажа изделий из стекла и цветных металлов под видом драгоценных камней и изделий из благородных металлов;

Ø «подкидка » - когда преступники подкидывают жертве кошелек с деньгами или пустой кошелек, а затем, обвинив его в краже, выманивают имеющиеся у потерпевшего деньги;

Ø «разгон », или самочинный обыск, - незаконное проведение обыска в жилище якобы работниками правоохранительных органов с последующим хищением имущества под предлогом изъятия;

Ø продажа жертве вещевой " куклы " – например, вместо телевизора в коробке из-под него жертве вручают кирпичи;

Ø «мнимое представительство » - когда преступник участвует в сделке как одна из сторон, не имея на это никаких полномочий;

Ø реализация поддельных ценных бумаг; к этой же группе способов относится обман при размене наличных денег или выдаче сдачи с крупной суммы («ломка »).

Встречаются случаи незаконного получения различных компенсаций и выплат из пенсионного фонда, бюджетов различных уровней, например, в виде выплат «жертвам» террористических актов.

В современных условиях традиционные формы мошенничества уступили место гораздо более опасным видам, причиняющим неизмеримо более значительный, в том числе и материальный, ущерб потерпевшим: различные виды банковских мошенничеств, изощренные способы использования подложных документов и т. п. К новым относятся способы, применяемые последние 15-20 лет. Таковыми являются:

Ø «лохотрон » - хищение денежных средств граждан под видом беспроигрышных лотерей;

Ø «бизнес-клубы » - хищение денежных средств под видом участия потерпевших в предпринимательской деятельности в качестве «партнеров »; при этом необходимо внести определенную сумму денег и пригласить новых участников.

С развитием рынка стали возможны мошенничества с жилищем, причем как на стадии инвестирования в строительство, так и на стадии совершения сделок с готовыми квартирами, домами и т.п. При этом преступники продают квартиры двум разным лицам, под видом одного жилья продают другое, под видом строительства домов собирают денежные средства и похищают их, не выполнив условия договора, и т.д.

В последнее время довольно распространены так называемые «недружественные поглощения », или захват предприятий получившие название «рейдерство ». Так, преступники подделывают различные уставные документы предприятия, протоколы собраний акционеров, инспирируют судебные процессы с целью введения своих соучастников в руководство предприятием или объявления его банкротом с последующим получением его в собственность.

Формы мошенничества весьма разнообразны. Одним из распространенных случаев является незаконное получение по подложным документам различных выплат: пенсий, пособий и др., обманное получение различных выплат одним лицом вместо другого, обращение в свою пользу денежных средств по фиктивным трудовым соглашениям и т. п.

Определяющим криминалистическим признаком мошенничества служит способ его совершения, который в конечном счете сводится к обману или злоупотреблению доверием обманутого лица или организации. В любом случае этот способ направлен на получение имущественной выгоды.

Отдельно следует выделить мошенничество, совершаемое с использованием компьютерных средств в сфере высоких технологий. К таковым можно отнести, в частности, создание в интернете сайтов-ловушек, действующих, например, под видом интернет–магазинов. Жертве предлагается оплатить несуществующий товар по безналичному расчету, перечислив средства на специальный счет, либо сообщить данные кредитных карт с последующим хищением со счетов денежных средств («фишинг »).

Чаще всего мошенничества совершаются в общественных местах, что дает преступнику возможность беспрепятственно скрыться с места преступления. Кроме того, местами преступлений могут быть различные организации, где совершаются и регистрируются сделки или выдаются соответствующие документы.

При совершении мошенничества почти всегда образуются «идеальные следы », то есть жертвы и очевидцы могут запомнить внешность мошенника, способ его действий, место и время совершения преступления и иные обстоятельства. Нередко имеются и материальные следы мошенничества: предметы и документы, переданные преступником пострадавшему; рукописные записи в документах, представленных преступником в различные организации; копии документов, удостоверяющих личность участников сделки; подлинные и поддельные документы; клише печатей и штампов. Специфические следы в виде электронных записей образуются как в компьютерных средствах, используемых преступниками, так и в компьютерных средствах иных лиц, например, у провайдера услуг связи, в кредитных организациях и т.п.

Лица, совершающие «традиционные» мошенничества, как правило, ранее судимы, имеют необходимый преступный опыт. Действуют они в основном в составе групп. Мошенники обладают внушающей доверие внешностью, умеют войти в контакт с будущей жертвой, зачастую хорошо образованы, обладают необходимыми психологическими знаниями.

Для совершения мошенничества в сфере высоких технологий преступник должен обладать навыками пользования компьютерными средствами, программированием; группы мошенников в таких случаях нередко имеют международный характер.

Потерпевшими выступают граждане, либо добросовестно заблуждающиеся, под влиянием мошенников, либо желающие воспользоваться услугами посредников из своей личной заинтересованности. В первом случае потерпевшими являются пенсионеры, граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, получить товары и услуги надлежащего качества, не разбирающиеся в праве и правоотношениях, и т.д. Во втором случае жертвами выступают лица, желающие незаконно обогатиться, алчные, пренебрегающие нормами права и морали, имеющие намерение получить определенные блага в обход устоявшихся правил. Практически всегда потерпевшие ведут себя активно, способствуя мошеннику в совершении преступных действий.

При расследовании мошенничества установлению подлежат следующие обстоятельства.

1. Прямой умысел на совершение мошенничества.

2. Способ мошенничества.

3. Роль потерпевшего в расследуемом событии, т.е. в чем состояли его действия при передаче имущества либо права на имущество.

4. Наличие соучастников, роль каждого в совершении преступления: распределение ролей, функции каждого соучастника, способ связи между ними, сплоченность группы, распределение дохода между членами и др.

5. Характер и размер вреда, причиненного преступлением.

6. Объективные и субъективные условия, способствовавшие совершению мошенничества: несовершенство законодательства в области регулирования сферы оборота имущества либо прав на него; отсутствие обязательного лицензирования отдельных видов деятельности; ненадлежащее исполнение должностными и иными лицами своих служебных обязанностей и др.

Из особенностей криминалистической характеристики мошенничества вытекают те основные элементы предмета доказывания, которые должны быть установлены:

а) по субъекту — кто совершил преступление; если оно носит групповой характер, кто являлся членом преступной группы и как распределялись между ними обязанности по подготовке, совершению и сокрытию преступления, кто именно из членов группы непосредственно входил в доверие потерпевшему; не привлекался ли виновный ранее за хищение или вымогательство;

б) по субъективной стороне — действия с прямым умыслом, наличие этого умысла у всех членов преступной группы;

в) по объекту — характер и размер имущества, полученного мошенническим путем, или содержание имущественного права; размер совокупного ущерба, причиненного преступлением;

г) по объективной стороне — способ мошенничества, неоднократность подобных посягательств в прошлом, какими способами они совершались, не использовалось ли виновным свое служебное положение, в чем это заключалось.

Распространенность мошеннических посягательств, значительный материальный ущерб, причиняемый многими из них, наличие у мошенников коррумпированных связей среди властных структур обусловливают необходимость широкого использования в борьбе с ними средств и рекомендаций криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности, важность обнаружения мошенничества оперативным путем.

После рассмотрения 1 вопроса лекции преподаватель подводит итог, отвечает на возникшие у аудитории вопросы и переходит к рассмотрению следующего вопроса лекции.

ВОПРОС ЛЕКЦИИ № 2. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования

И действия следователя

Поводом к возбуждению уголовного дела выступают в основном заявления граждан о совершенном в отношении них мошенничестве. Кроме того, если объектом мошенничества является предприятие или организация, поводами являются сообщения различных организаций и учреждений о попытках совершения незаконных сделок, регистрации незаконно приобретенного права на имущество, проведенных финансовых операциях и т.п. Иногда признаки таких преступлений выявляются сотрудниками ОВД.

Если объектом посягательства стало юридическое лицо любой формы собственности, следует выдвинуть версию об использовании в мошеннических целях должностными лицами своего служебного положения. Причем такое использование возможно работающими не только на объекте посягательства, но и в других организациях или учреждениях, связь которых с объектом стала либо элементом способа преступления, либо была необходимым условием совершения мошенничества.

Доследственную проверку необходимо проводить лишь в тех случаях, когда нет ясности в вопросе о наличии или об отсутствии в действиях того или иного лица признаков мошенничества. Естественно, при несомненности преступного характера действий тех или иных лиц, например при обнаружении поддельного документа, необходимо немедленно решать вопрос о возбуждении уголовного дела и задержании мошенников с поличным.

При проверке сообщения о преступлении можно выдвинуть три типичные проверочные версии:

Ø имеет место мошенничество при обстоятельствах, указанных заявителем;

Ø мошенничества нет; имеет место законная сделка, а заявитель добросовестно заблуждается;

Ø мошенничества нет; имеет место оговор заявителем другого лица из личной заинтересованности.

Объяснения очевидцев должны содержать такие сведения, оценка которых в совокупности с другими материалами позволит сделать вывод об их достаточности для возбуждения уголовного дела или отказа в его возбуждении. Практически всегда в ходе доследственной проверки проводятся специальные внепроцессуальные исследования, с помощью которых устанавливаются подлинность оттисков печатей, штампов и других реквизитов документов, исполнители рукописных текстов и т.д.

Собранный проверочный материал, поступивший следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должен содержать:

Ø заявление лица о совершенном мошенничестве и его объяснение:

Ø объяснения очевидцев;

Ø предметы и документы, переданные мошенником заявителю;

Ø справки о проведении специальных предварительных исследований;

Ø рапорт работника органа дознания, содержащий сведения, которые позволяют сделать вывод о наличии события и признаках его противоправности.

На первоначальном этапе расследования мошенничества складываются следующие типичные следственные ситуации.

1. Имеется достаточная информация о лице, совершившем преступление, либо оно задержано с поличным или сразу после совершения мошенничества. Есть также сведения о предмете преступного посягательства, материальном ущербе, потерпевшем и возможных свидетелях и т.д. В этой ситуации следователь после задержания подозреваемого осуществляет:

Ø его личный обыск;

Ø изъятие одежды и находящихся при нем предметов и документов, их осмотр;

Ø допрос потерпевших и свидетелей, выемку находящихся при них предметов и документов, переданных преступником;

Ø предъявление подозреваемого для опознания;

Ø допрос подозреваемого;

Ø осмотр места происшествия;

Ø получение образцов для сравнительного исследования

Ø и назначение судебных экспертиз и др.

2. Имеется достаточная информация о лице, совершившем мошенничество, но мошеннические действия замаскированы под законную сделку. Для этой ситуации характерна последовательность следственных действий, аналогичная предыдущей. При этом значительно расширяется круг лиц, в том числе должностных, которых необходимо проверить на причастность к преступным действиям, и возрастает количество документов, подлежащих изъятию и изучению с точки зрения их соответствия нормативным правовым актам, правильности отражения хозяйственной деятельности предприятия и т.д.

3. Необходимой информации о лице, совершившем мошенничество нет, хотя имеется некоторая информация о факте и обстоятельствах преступления. В таких случаях следователь допрашивает потерпевшего и свидетелей, изымает находящиеся при них предметы и документы, переданные преступником; осматривает место происшествия; получает образцы для сравнительного исследования и назначает судебные экспертизы. Параллельно проводятся ОРМ, направленные на установление и задержание мошенника, в частности составляется субъективный портрет преступника, осуществляется проверка по учетам и т.п. ОРМ заключаются в поиске виновных с участием потерпевшего или свидетелей-очевидцев, ориентировании других органов милиции, изучении аналогичных способов мошенничества по архивным и приостановленным делам.

После рассмотрения 2 вопроса лекции преподаватель подводит итог, отвечает на возникшие у аудитории вопросы и переходит к рассмотрению следующего вопроса лекции.

 

ВОПРОС ЛЕКЦИИ № 3. Особенности тактики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: