Правила дорожного движения и история их создания.




С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Правила дорожного движения известны каждому. А вот, как и когда они появились, знают не все. Я предлагаю совершить небольшой исторический экскурс и узнать, когда появились правила дорожного движения.

История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек перестал ходить и пересел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, скорости и количество транспорта были несравнимы с нынешними. Но нужно помнить, что дороги и улицы были тогда гораздо более узкие, извилистые и ухабистые. Во всяком случае, отзвуки тогдашних распоряжений властей на этот счёт до нас дошли.

Самые первые правила дорожного движения были введены ещё указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. Эти правила вводили улицы с односторонним движением, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» - наёмном паланкине.

В период гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла ещё больше. Во времена царствования Ивана III известны правила пользования почтовыми трактами с их ямской гоньбой, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния.

Пётр Первый в 1683 году издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах не ездить». А с созданием в 1718 году полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Петербурге был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Так, Анна Иоанновна 9 января 1730 года приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же «бить кнутом и ссылать на каторгу».

В 1863 году в России был издан именной указ «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «Великим государям ведомо учинилось, - писалось в нём, - что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице небрежно людей побивают». Указ категорически запрещал управление ло­шадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

В 1730 году был издан новый указ: «Извозчикам и прочим всяких чинно ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».

В 1742 году появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошади резво ездить будет; тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 году были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состояниюэкипажей, введение им номерных знаков. Это были попытки организации движения экипажей. Систематических правил движения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. Когда появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, и мер, в Англии впереди парового экипажа шёл человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населённых пунктах не должна была превышать скорости пешехода.

В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая тележка». В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы «безопасности ещё стояли не так остро. Но шли годы, увеличивалось количество автомобилей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транспортных средств. Задача создания условий безопасности дорожного движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 году городские думы Москвы и Петербурга уже рассматривали вопрос об установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное постановление о «рядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясниться по-русски, при условии успешной сдачи экзамена вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два мерных знака (спереди и сзади). Был предусмотрен ежегодный обязательный технический осмотр в период с 1 марта по 1 апреля. Предельная разрешённая скорость движения в Москве составляла 20 вёрст в час, а для автомобилей весом более 350 пудов - 12 вёрст в час. Параграф 41 этого постановления гласил: 'ели приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей, водитель должен убавить скорость и в случае надобности остановиться».

Первое упоминание о правилах движения мы находим в «Инструкции о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве её окрестностям» в 1918 году. Два года спустя Правила движения были утверждены Декретом Совета Народных Комиссаров. Этот исторический документ положил начало развитию советского законодательства в области безопасности дорожного движения. Декрет включал основные требования к поведению водителей, а также правила регистрации и технического контроля механических транспортных средств. Была регламентирована скорость движения автомобилей: для легковых - 25 вёрст в час, для грузовых - 15 вёрст в час. При этом ночью скорость для всех автомобилей, кроме пожарных, ограничивалась ДО 10 вёрст в час.

Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры Н дорожная разметка. Первые 4 знака, указывающие на наличие опасности, с символами перекрёстка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, не­ровностей на проезжей части были утверждены в 1909 году Парижской кон­венцией по автомобильному движению. Международная система дорожных таков дополнилась в 1926 году ещё двумя - «Неохраняемый железнодорож­ный переезд» и «Остановка обязательна». В 1931 году на очередной конферен­ции по дорожному движению в Женеве число знаков было увеличено до классифицированных по трём группам: предупреждающие, предписывающие указательные. Вспомнить, сколько групп знаков в настоящих правилах сколько знаков.

До второй мировой войны в различных странах мира действовали две новые системы дорожных знаков, одна из которых основана на применение символов, другая - на применении надписей. По окончании второй миро войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 году в Женеве на очередной конференции по дорожному движению приняты Конвенция о дорожном движении и протокол о дорожных знаках.

Вплоть до 1940 года в нашей стране не было единых правил, и их разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. 1940 году утвердили первые Типовые правила дорожного движения, на базе которых на местах стали создаваться более или менее единообразные правила.

Первые единые для всей страны Правила движения по улицам городов населённых пунктов и дорогам СССР введены в 1961 году (они базировались н конвенции 1949 года), затем были доработаны и просуществовали до1973 года потом их сменили Правила дорожного движения, основанные на конвенциях 1968 и 1971 годов. Со времени введения в 1973 году Правил в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, поэтому; они несколько раз претерпевали изменения и дополнения. Последние ПДД бы­ли введены в действие 1 июля 1994 года. Что же нового они несли?

Появилось предписание об обязательном применении ремней безопасно­сти и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями; обязанности пешеходов и водителей выделены в самостоятельные разделы. В один раздел объединены сигналы светофора и регулировщика, появился новый раздел «Приоритет маршрутных транспортных средств», уточнены льготы для водите­лей-инвалидов; более детально регламентирован порядок движения транспорт­ных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами; введены новые термины («Участник дорожного движения», «Вы­нужденная остановка», «Недостаточная видимость», «Тротуар», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход» и т.д.). Принципиально по-новому трактует­ся понятие «обгон». Теперь в качестве обгона рассматривается опережение транспортного средства, связанное с выездом с занимаемой полосы, а не только с выездом на встречную полосу.

Определённые изменения внесены в раздел «Скорость движения». В на­селённых пунктах для всех транспортных средств установлен единый предел скорости - 60 км/ч. Мотоциклистам разрешена скорость на дорогах вне насе­лённых пунктов 90 км/ч, включена норма скорости 110 км/ч на автомагистра­лях легковых, а также для грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой 3,5 т.

Стали более строгими требования к обеспечению безопасности при пере­возке людей в грузовых автомобилях. В приложение к Правилам вошёл пере­чень условий, касающихся технического состояния и комплектации, при кото­рых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Интересные факты:

● Правостороннее движение в России введено в 1812 году для экипажей и повозок.

● Первый светофор был установлен в Москве в 1924 году (угол Петровки и Кузнецкого моста)

● В 1924 году для регулировки дорожного движения на улицах Москвы стал применяться жезл.

● Первые предупреждающие знаки: «Перекрёсток», «Крутой поворот», «Железнодорожный переезд», «Неровная дорога» появились в 1926 году.

● «Островки безопасности» для пешеходов появились в 1933 году.

● До конца XIX века на Руси ямщиками называли возниц, кучеров на почтовом тракте.

● Лошадиными силами измеряют силу двигателя автомобиля.

Викторина:

1.Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

2.Где можно переходить улицу? (По переходам)

3.Какие переходы вы знаете? (Наземные и подземные)

4.Какой переход самый безопасный? (Подземный)

5.Назовите марку первого автомобиля, выпущенного в России?(Руссо-балт)

6.По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой)

7.С какого возраста разрешается управлять велосипедом на проезжей части? (С 14 лет)

8.В каком году в России были изданы первые Правила дорожного движения? (В 1683 г)

9.Детей какого возраста запрещено перевозить на переднем сидении автомобиля? (Младше 12 лет)

10.Разрешено ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (Нет)

11.Как называется «зебра» на проезжей части? (Пешеходный переход)

12.С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля? (С 16 лет)

13.С какого возраста можно получить права на управление автомобилем? (С 18 лет)

14.На сухой или мокрой дороге автомобиль тормозит лучше? (На сухой)

15.Как правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса? (Дождаться, когда уедет автобус, тогда и переходить)

16.Что означает в переводе с французского языка слово «тротуар»? (Дорога для пешеходов)

 

Домашнее задание:

1. Ознакомиться с лекцией.

2. Нарисовать 5 дорожных знаков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: