Цели урока:
· формирование понятия сортировка данных электронной таблицы;
· формирование умений выполнять сортировку данных;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь: выполнять сортировку данных.
Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §17 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-25, ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий и тесты из приложения к уроку 24 и/или
ЭСУ 10-24 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить структурирование информации с использованием табличных моделей и привести примеры из разных предметных областей.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
В ходе беседы c демонстрацией примеров с помощью видеопроектора или на компьютерах учащихся подведите их к понятию сортировки ‑ упорядочения данных в таблице. Так, числовые данные, время и даты можно расположить в порядке возрастания или убывания, а текстовые – по алфавиту или в порядке, обратном алфавитному. Вначале продемонстрируйте простейшую сортировку с помощью кнопок панели инструментов (пример 1).
|
Затем на примере 2 рассмотрите задание более сложных условий сортировки с помощью диалоговом окне Сортировка диапазона. Обсудите, как выбрать от одного до трех столбцов (или строк) сортировки, и определить свой порядок сортировки по каждому из них.
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно разобрать выполнение фильтрации ( пример 3 пособия или ЭСУ10-25). В отличие от сортировки она не меняет порядок строк, но в отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие условиям отбора данных, а остальные временно скрываются.
4. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2 (пользуясь пособием или ЭСУ10-25). С целью экономии времени целесообразно использовать готовые шаблоны из ЭСУ10-25). По завершению предложите учащимся прокомментировать этапы выполнения.
При достаточной подготовке учащихся и наличии времени предложите выполнить упражнения 2 или 3, пользуясь образцами в пособии.
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример и задания упражнения 4 пособия или ЭСУ10-25.
В завершение этапа закрепления материала обсудите проблемы,
с которыми учащиеся столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
Домашнее задание
Изучить материал § 17, ответить на вопросы 1 ‑ 3, продумать выполнение одного из заданий упражнения 1.