Цели урока:
· формирование умений ввода и редактирования числовых и текстовых данных;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: типы данных, структуру электронной таблицы: ячейки, столбцы, строки.
Учащиеся должны уметь: вводить и редактировать числовые и текстовые данные;
Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §11 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-18, ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий или тесты из приложения к уроку 17 и/или ЭСУ 10-17 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить запись целых и дробных чисел, напр, экспоненциальное представление (1,3 Е+7)
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
С помощью видеопроектора или рисунков учебного пособия разберите ввод и редактирование числовых и текстовых данных (примеры 1 и 2,
ЭСУ10-18). Обратите внимание на автоматическое определение типа данных табличным процессором (текст выравнивается по правому, а числа – по левому краю ячейки). Уточните особенности редактирования данных в ячейке.
|
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно разобрать ввод примечаний (пример 3).
4. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2 (пользуясь пособием или ЭСУ10-18).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 3.
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1 ‑ 2 к § 10. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
Домашнее задание
Изучить материал § 11 (с. 67 ‑ 71), ответить на вопросы 2 – 3, продумать выполнение одного из заданий упражнения 1.
Урок 19. Ввод и редактирование данных.
Сохранение рабочей книги
Цели урока:
· формирование умений ввода и редактирования формул;
· формирование умения сохранять рабочую книгу;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: понятие формулы в MS Excel.
Учащиеся должны уметь: вводить и редактировать формулы, сохранять рабочую книгу.
Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §11 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-19, ЭСО [3].
|
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий или тесты из приложения к уроку 18 и/или
ЭСУ 10-18 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить порядок выполнения арифметических операций.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
В ходе беседы обсудите с учащимися, что понимают под формулой в MS Excel. Табличный процессор Excel выполняет все вычисления по формулам. В состав формул могут входить числа, знаки математических операций, скобки, адреса ячеек и диапазонов, а также стандартные встроенные выражения, называемые функциями.
Подчеркните, что ввод формулы в Excel начинают со знака равенства. Знак равенства является признаком начала формулы. Он указывает табличному процессору на необходимость интерпретации следующего за ним выражения в виде формулы. Ввод формулы завершают нажатием клавиши Enter (Ввод), щелчком мыши по кнопке в строке формул или любой свободной ячейке. После ввода формулы табличный процессор выполняет вычисления и в ячейке по умолчанию отображает результат вычислений.
Напомните, что для обозначения арифметических операций используются знаки: +, ‑, *, /, а для возведения в степень знак Ù (“шапка”). Порядок выполнения действий не отличается от принятого в математике: сначала вычисляются значения функций и выполняются действия в скобках, затем возведение в степень, умножение и делений, н, наконец, сложение и вычитание.
|
Важно почеркнуть, что формулы содержат ссылки на ячейки или диапазоны. Приведите примеры: =(А4+В8)*С6, =F7*3+B5, =СУММ(А1:А5).
С помощью видеопроектора или рисунков учебного пособия разберите ввод и редактирование формул (пример 4, ЭСУ10-19). Обратите внимание, что При создании формулы входящие в нее ссылки могут вводиться путем набора адресов на клавиатуре. Однако следует приучить учащихся вводить адреса выделением нужных ячеек с помощью мыши или клавиш управления курсором (стрелок). В этом случае можно не бояться спутать похожие по начертанию русские и латинские буквы. Уточните особенности редактирования формул в ячейке.
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно разобрать ввод последовательностей (пример 5).
В завершение этапа объяснения обсудите особенности сохранения рабочей книги. Подчеркните, что этом будут сохранены все таблицы на всех рабочих листах книги.
4. Закрепление нового материала (репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить пример 4 (пользуясь пособием или ЭСУ10-19).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 5.
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся сохранить результаты в рабочих книгах *.xls. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
Домашнее задание
Изучить материал § 11 (с. 71 ‑ 74), ответить на вопрос 4, продумать выполнение одного из заданий упражнений 2, 3.