Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ УНИВЕРСИТЕТА




В первую очередь, для назначения студентам с ограниченными возможностями комплекса занятий по адаптивно физической культуре, необходима консультация врача. Для этого студенты 1 курса РЭУ им. Г. В. Плеханова на плановой диспансеризации проходят осмотры врачей различной специализации, по ее итогам врач общей практики выносит решение о назначении занятий АФК. Кафедра физического воспитания находится в тесном сотрудничестве с поликлиникой, по окончании диспансеризации список студентов, которым необходимы занятия адаптивной физической культурой, передается специалистам кафедры.

Специалист (тренер, воспитатель, учитель) по адаптивной физической культуре – прежде всего педагог, и в набор его «инструментов» воздействия на занимающихся входят педагогические средства и методы обучения и воспитания. Именно педагогические функции адаптивной физической культуры демонстрируют возможности специалиста для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и предопределяют его общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Образовательная функция в адаптивной физической культуре занимает важное место, определяющее стратегию и тактику работы, прежде всего с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) образование – это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объектов и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1, ст. 2).

Реализация образовательной функции адаптивной физической культуры предопределяет искоренение заблуждения относительно того, что самое главное в этом виде деятельности – это исключительно двигательная активность человека. Разумеется, правильно организованная двигательная активность человека с отклонениями в состоянии здоровья является центральным звеном, основой основ адаптивной физической культуры, однако без необходимой образовательной составляющей, интеллектуализации этого процесса вряд ли можно рассчитывать на реализацию цели адаптивной физической культуры, достижение ожидаемой эффективности занятий.

Образование (воспитание и обучение) лиц с отклонениями в состоянии здоровья предоставляет возможность для постепенного перехода от интерактивных занятий под руководством педагога к самостоятельным занятиям. А для этого их необходимо вооружить целой системой специальных знаний, умений и навыков, а также сформировать соответствующие ценностные ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и самоактуализацию.

Поэтому в адаптивной физической культуре предусмотрены занятия трех видов: теоретические, инструкторско-методические и практические. На теоретических занятиях осваиваются знания о структуре и функциях организма человека, особенностях заболевания и тех ограничениях, которые им обусловлены, познаются и осваиваются способы воздействия на процессы реабилитации и совершенствования физической природы для собственного преобразования с учетом полученных знаний. Именно такие знания являются важнейшим условием успешной адаптации к любому виду социально-полезной деятельности.

На инструкторско-методических занятиях полученные на теоретических занятиях знания преобразуются в умения, отрабатываются различные комплексы упражнений для последующего их самостоятельного исполнения, формируются компоненты будущей аксиологической концепции жизни.

На практических занятиях эти умения доводятся до уровня навыков, проводятся занятия тренировочного типа, осуществляются испытания уровня физической подготовленности и др.

В теории и методике физической культуры отдельно рассматривается профессионально-прикладная физическая подготовка как процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. В некоторых случаях отрасль физической культуры и спорта сама может предложить места для трудоустройства лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, лица с отклонениями в состоянии здоровья, но с сохранным интеллектом могут работать тренерами, учителями, воспитателями, особенно с занимающимися, имеющими аналогичные проблемы здоровья.

Учебный процесс по дисциплине должен планироваться и реализовываться в вузе с учетом количества студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья по медицинским показателям и распределенных по следующим категориям:

· с нарушениями статодинамической функции (двигательной),

· с нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

· с нарушениями сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

Данные критерии определяют методы организации занятий:

· групповой (до 8 человек) (необходимо присутствие второго преподавателя-ассистента);

· индивидуально-групповой (необходимо присутствие второго преподавателя-ассистента);

· индивидуальный

 

 

ВЫВОД

Подводя итоги данному проведенному исследованию, следует отметить, что хоть и в нашем университете студентов с ограниченными возможностями здоровья обучается далеко не преобладающее количество, это не повод забывать о них, а даже наоборот – повод по привлечению перспективных студентов, которые смогут стать перспективными в своей области специалистами и в будущем смогут, благодаря вкладу университета, справляться с любыми поставленными задачами наравне с теми, чье здоровье находится в более лучшем состоянии. Так, реализацию работу со студентами с ограниченными возможностями можно, например, создав при кафедре физической культуры центр инклюзивного образования, работа которого будет направлена только на работу со студентами-инвалидами, а саму работу будут проводить люди с советующим образованием. Конечно, создание всех необходимых условий профессионального образования студентов-инвалидов еще не обеспечивает его дальнейшее трудоустройство на 100%, однако значительно повышает его конкурентоспособность на рынке труда. И все же, решение данной проблемы требует значительных преобразований в материально-техническом, кадровом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: