ВОЗМОЖНОСТИ АФК, НЕОБХОДИМОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА




Физическая реабилитация включает различные формы двигательной активности, направленные на восстановление или компенсацию физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышение функционального состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности.

Главными задачами реабилитационных форм двигательной активности являются:

- полноценное или максимально возможное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, развитие компенсаторных механизмов организма при отсутствии возможностей восстановления;

- адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитационных форм двигательной активности относятся:

- предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, то есть осуществление мер вторичной профилактики;

- восстановление бытовых возможностей больного или инвалида, то есть способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

- восстановление трудоспособности, то есть утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата.

Назначение средств физической реабилитации, последовательность применения её форм и методов должны определяться характером течения заболевания, общим состоянием больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

Реабилитационные формы двигательной активности, направленные на снижение функциональных лимитирующих факторов и средства физической реабилитации, можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы адаптивной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, танцевальная терапия, трудотерапия и др. К пассивным средствам физической реабилитации относятся механические тренажеры, тренажеры с биологически обратной связью, массаж, естественные и сформированные природные факторы. К психорегулирующим - аутогенная тренировка, идеомоторные (медитативные) упражнения, психомышечная релаксация и др.

Специалист по физической реабилитации должен уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие – местное или специфическое. Он должен разбираться в том, как дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и функционального состояния занимающихся. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям. Физические упражнения только тогда дадут положительный эффект, когда они являются научно обоснованными и адекватны функциональным возможностям лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Говоря о профилактическом и реабилитационном воздействии физической тренировки на инвалидов среднего и старшего возраста с различными видами дисфункции, необходимо всегда иметь в виду не только терапевтический и физический, но и социально-психологический аспект занятий. Физические упражнения назначаются и выполняются в соответствии с физическим и психическим состоянием, гендерными различиями занимающихся, возрастом и индивидуальными особенностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большое значение в проведении реабилитационных мероприятий имеет комплексный подход - специальные методы тренировки должны сочетаться с использованием тренажеров, плавания, игровых элементов, элементов психотерапии.

При комплектовании групп необходимо исходить из степени тренированности, возраста, вида поражения органов и систем, основной патологии. Большое значение имеет психологический климат на тренировках. Тренер должен учитывать, что многие инвалиды страдают комплексом неполноценности - это ведет к развитию чувства стыда, зависти, отрицания. Задача состоит в том, чтобы путем правильного подбора упражнений, искренней доброжелательности и терпения заставить всех занимающихся поверить в свои силы.

Большинство видов физической нагрузки может быть адаптирована с учетом всех физических способностей. Люди с ограниченными возможностями могут выбрать такие занятия, которые им по душе. Уделение достаточного количества времени физической активности, действительно, может улучшить здоровье и качество жизни. Чтобы убедиться, что вы правильно делаете упражнения, поговорите с вашим врачом, преподавателем физической культуры, личным тренером или физиотерапевтом.

Рекомендации по виду нагрузки студенты с проблемами со здоровьем получают у врача, а занятия обычно проводят специалисты по адаптивной физической культуре (АФК). Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности

 

Программа для студентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и особыми образовательными потребностями по дисциплине «Физическая культура» разрабатывается на основе принципов адаптивной физической культуры (АФК). Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма

Занятия должны проводиться в спортивных залах, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, укомплектованных необходимым специальным оборудованием (тренажерами комплексного и локального воздействия) и спортивным инвентарем, необходимыми для проведения занятий со студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Наконец, для того, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса студентам, не имеющим возможность по состоянию здоровья посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», необходимо предоставить практико-методические материалы как общие по разделам программы, так и индивидуально-ориентированные в электронном варианте (дистанционное обучение) в виде файлов с лекциями, презентациями, комплексами упражнений и другими методическими материалами

Мы разработали ряд рекомендаций, которые должны помочь проинформировать учащихся о пользе физических упражнений и сделать занятия спортом в нашем университете доступными для каждого.

1. Проводить лекции и семинары, мотивирующие на занятия физическими упражнениями.

2. Обязать каждого студента с освобождением от физкультуры предоставить заключение врача с рекомендованными видами физической нагрузки.

3. Создать кафедру адаптивной физической культуры с квалифицированными преподавателями.

4. Закрепить за преподавателями адаптивной физической культуры определенное количество студентов, имеющих те или иные проблемы со здоровьем (в соответствии со специализацией преподавателя, рекомендациями врача и пожеланиями студента).

5. Сформировать небольшие группы (4-6 человек) для занятий различными видами нагрузки. Занятия необходимо проводить либо индивидуально, либо в маленьких группах, чтобы тренер мог уделить достаточно внимания особенностям каждого студента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: