Вопрос № 1. Основные этапы профессионализации личности.




Тема № 9.

Психология овладения профессиональной деятельностью психолога.

 

Учебные вопросы:

1. Основные этапы профессионализации личности.

2. Квалификационные требования к психологам в стране и зарубежом.

Время: 2 часа.

 

 

Вопрос № 1. Основные этапы профессионализации личности.

В условиях современной социокультурной ситуации в нашей стране, характеризующейся исключительно динамичными переменами, особое значение приобретают проблемы, связанные с подготовкой специалистов, адекватных по своему профессиональному уровню значимости и сложности решаемых обществом задач. В этой связи следует по-иному взглянуть на процесс профессионализации человека, в ходе которого происходит не только освоение профессиональных норм и стандартов, но и развитие личности профессионала.

В отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной профессиональному развитию человека, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с социализацией личности, предполагающей освоение человеком новых социальных ролей и формирование качеств и способностей, необходимых для выполнения общественных функций. Эта взаимосвязь заключается в том, что в ходе профессионализации человек осваивает важнейшую, с точки зрения интересов общества, социальную роль - профессию, имеющую определенный статус и престижность. Овладение профессией происходит преимущественно в рамках тех же институтов, в которых приобретаются и совершенствуются основные социальные качества человека (школа, вуз, профессиональное сообщество и т.д.). Кроме этого, этапы социализации по времени и содержанию зачастую совпадают с этапами профессионализации.

Профессия - исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессионализм - совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Профессионализм рассматривается, как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.

Профессиональное развитие - неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, реализующейся в системе условий и факторов, предопределяющих возможности для удовлетворения потребностей человека и формирования качеств, нужных не только для конкретной профессиональной деятельности качеств, но и для самостоятельного планирования и реализации "жизненного сценария личности".

Для каждого конкретного человека его профессия выступает в качестве определенной социально зафиксированной сферы приложения трудовых действий, которая, с одной стороны, способствует его самореализации, а с другой - обеспечивает его средствами к существованию.

Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью.

Основным показателем компетентности выступает характер результатов труда.

Исследователи различают следующие виды компетентности:

Ø специальную компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их совершенствованию;

Ø социальную компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения;

Ø индивидуальную компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.

 

Продолжая общую линию возрастного развития, профессиональное развитие тесно связано и опирается на общее психическое развитие человека. Ему присущи основные черты и закономерности возрастного развития: неравномерность, необратимость изменений, наличие и преемственность качественных психологических новообразований, сензитивность, наличие критических периодов, пластичность и компенсаторность, а также определенная вариативность как отсутствие жестко предопределенной линии или варианта развития.

Рассматриваемая с точки зрения профессионального развития устойчивая взаимосвязь факторов социальной среды и индивидуально-личностных факторов представляет собой социальную ситуацию профессионального развития (ССПР ). Именно в рамках ССПР происходит развитие структуры профессионального сознания, появление психических новообразований как результат разрешения комплекса противоречий (человека с социальной действительностью, другими людьми, внутренние рефлексивные противоречия). Динамика социальных ситуаций профессионального развития служит объективным основанием для выделения различных стадий (или этапов) профессионального развития человека.

Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии профессионального развития:

- стадию допрофессионализма (возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии);

- стадию профессионального становления (освоение профессии, профессиональная адаптация, индивидуализация профессиональной деятельности);

- стадию профессионализма (развитие и совершенствование профессиональной деятельности).

 

Этапы отличается один от другого решаемыми задачами, механизмами и формами реализации профессионального развития, а также формами социального управления процессом профессионализации.

Так, на этапе поиска и выбора профессииведущей задачей является формирование знаний, навыков, умений и качеств, определяющих общую готовность к труду. В ходе решения данной задачи преодолеваются противоречия между несформированным пока еще интересом к определенной профессии и необходимостью осуществлять сознательный выбор, между интересом к содержанию выбранной специальности и неудовлетворенностью условиями труда, престижем профессии и т.п.

К особенностям этого этапа можно отнести преобладание у молодых людей мотивов социального престижа профессии, материальной обеспеченности, комфортных условий труда. С учетом ориентации на свои профессиональные возможности человек делает предварительный профессиональный выбор. Большая роль здесь принадлежит специалистам-психологам, осуществляющим в рамках профориентационной работы индивидуальную помощь юношам и девушкам в расширении их знаний о той или иной профессии, возможностях освоения ими конкретной специальности. Такая работа проводится, как правило, в форме консультационной беседы, выполняющей по отношению диагностическую и информационную функции.

 

Следующим этапом профессионализации является освоение профессиив соответствующем учебном заведении. В ходе обучения происходит овладение профессиональным языком, специальной терминологией, информационной основой деятельности, профессиональными навыками и умениями, навыками профессионального взаимодействия с другими людьми; формирование профессиональной направленности личности и т.п. На данном этапе появляется интерес к определенным сторонам будущей профессии, во многом предопределяющий будущую специализацию человека.

После окончания учебного заведения молодой специалист приступает к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей. Однако это не означает, что он готов самостоятельно осуществлять все трудовые функции в соответствии с требованиями профессии. Задачи приобщения специалиста к условиям профессиональной деятельности, достижения уровня профессиональной деятельности, соответствующего нормативным требованиям, решаются на этапе профессиональной адаптации.

Наряду с профессиональной адаптацией, рассматриваемой как процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды, происходит и его социальная адаптация - процесс приспособления к установкам, ценностям, правилам и нормам нового коллектива, освоения человеком новых социальных ролей.

В процессе адаптации:

уточняются нормы профессии, специальности, конкретного коллектива;

вырабатываются и уточняются индивидуальные критерии эффективности профессиональной деятельности;

корректируются профессиональные ожидания;

происходит профессиональная идентификация специалиста как представителя определенной профессиональной группы, формируется профессиональный менталитет.

 

Дальнейшее профессиональное развитие идет по пути совершенствования профессионального мастерства, развития индивидуального стиля деятельности, увеличения «удельного веса» творческих актов осуществления деятельности и на этой основе - обратного влияния специалиста на профессию. Ведущими задачами при этом выступают освоение высоких профессиональных стандартов и реализация творческих возможностей личности. Свидетельством позитивной динамики в профессиональном развитии человека является накопление авторских находок, усиление мотивов самореализации в труде, повышение статуса в коллективе.

Своеобразным комплексным критерием, отражающим общую динамику и содержание профессионального развития, служит профессиональная зрелость специалиста, предполагающая его способность к самостоятельному и эффективному решению профессиональных задач; развитое профессиональное сознание и самосознание; способность к адекватному профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат самостоятельного соотнесения требований, норм и ценностей профессии с собственным уровнем подготовки, индивидуальными качествами личности и достигнутыми результатами в деятельности.

 

В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния и другие явления, описываемые в психологической литературе как признаки критического периода развития (КПР). Б.С.Братусь в связи с этим отмечает, что «возможность кризисов, сбоев в развитии деятельности является не одиозным случаем, а психологической закономерностью».

Выделяются следующие типы кризисов:

1. Кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);

2. Кризисы, обусловленные логикой профессионального развития человека (противоречия и несоответствия в уровне развития отдельных компонентов профессионализма, неадекватность этого уровня нормативным требованиям);

3. Кризисы, обусловленные профессиональной средой, выступающей дестабилизирующим фактором в профессиональном развитии человека.

 

Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:

- нововведения или конфликты;

- утеря или изменение социального статуса;

- изменения в профессиональной деятельности, способствующие развитию тех или иных деформаций;

- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении в должности, при смене специальности и после соответствующего переучивания и т.п.).

 

Наиболее типичными признакамикризисных периодов являются:

· падение эффективности деятельности;

· снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;

· неадекватность оценок и самооценок;

· конфликтность во взаимоотношениях;

· распространение круга поисковой активности на другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной профессиональной деятельностью;

· снижение интереса к профессии, к овладению ее нормами, желание сменить профессию, место работы;

· ломка собственной концепции профессионального становления;

· повышение чувствительности к внешним воздействиям, психической напряженности, тревожности; нестабильность физического состояния; чрезмерное переживание трудностей и неудач; снижение работоспособности;

· особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;

· снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;

· понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, неустойчивость поведения.

 

У психологов как представителей социальных профессий динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связанную с так называемым «синдромом сгорания». Данный синдром является следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального «выкладывания» специалиста. Он выражается в общей усталости от контактов с людьми (а это зачастую переносится на семью самого психолога), стремлении к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа, учета уникальности клиента и т.п.

Критические периоды могут иметь более или менее выраженную остроту, интенсивность, длительность протекания, что зависит в первую очередь от условий деятельности, а также от психологической готовности специалиста к встрече с новой ситуацией профессионального развития, предусматривающей определенный набор "критических ожиданий" и различные стратегии (стиль реагирования) выхода из них. Позитивным вариантом завершения КПР является восстановление утраченного равновесия, стабильности, реструктурирование прежней системы отношений, переход на новое качество функционирования, смена ведущего фактора, построение новых концепций профессионального развития и опробование их в реальном поведении. Негативный вариант характеризуется развитием и углублением кризисных состояний, возникновением деформаций личности, специфика которых обусловлена как личностными особенностями человека, так и особенностями деятельности и внешних условий (в том числе и профессиональной среды).

Интегральная способность преодолевать трудные ситуации в ходе профессионального развития напрямую зависит от профессионально-психологического потенциала личности специалиста, который выражается в его способности:

- к самостоятельному освоению высоких норм и стандартов выбранной профессии, саморазвитию, творческому вкладу в развитие профессии;

- оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на других субъектов деятельности;

- противостоянию деструктивным факторам профессиональной среды;

- самоопределению в сложных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Учитывая современные требования к уровню профессионализма кадров, его мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда, особую значимость приобретает необходимость дополнения существующей системы фиксации нормативных требований к качествам личности специалиста и уровню его квалификации специальным психологическим сопровождением процесса его профессионального развития.

 

 

Вопрос № 2. Квалификационные требования к психологам

в стране и зарубежом

 

Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональнойсферах.

1. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обусловливающих индивидуально-специфический характер ориентирования в целях и нормах профессии и практическом овладение ею.

К психологическим средствам, обеспечивающим ориентировку и построение субъективного образа профессиональной деятельности (ситуации), выработку индивидуальных критериев ее успешности, а также построение профессионального "Я-образа", относятся цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его установки, намерения и профессиональные притязания.

 

Психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности, которая (не исчерпывая, естественно, всю мотивацию человека) включает следующие структурные элементы:

- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;

- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики;

- мотивы профессиональной деятельности - внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентацию человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.

 

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и определенными динамическими параметрами. Среди них:

- устойчивость как сохранение мотивов на длительный период времени и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных;

- интенсивность как сила выраженности побуждений;

- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

- широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;

- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

 

Представления о мотивационной основе профессионального развития позволяют каждому специалисту задуматься над тем, что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.

 

2. Второй составной частью профессионализма специалиста выступает операциональная сфера его психики, обеспечивающая исполнительную часть профессиональной деятельности и во многом влияющая на качество получаемого результата.

Операциональная сфера - совокупность психологических средств (знания, навыки, умения) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые психолог использует для непосредственной реализации им функциональных обязанностей и которые обусловливают реальный уровень выполнения задач профессиональной деятельности, обеспечивая соответствие процессуальной стороны нормативным требованиям.

 

При этом под знаниями понимается совокупность сведений о целях, содержании, структуре, объектах и средствах деятельности, а также о необходимых способах и условиях обеспечения оптимального результата.

Умения и навыки - совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма, образующих конкретные техники и технологии. Они обусловливают определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.

Психологические качества личности практического психолога выступают в роли своеобразного психологического ресурса, потенциально готового к включению их в различные виды профессиональной деятельности. К ним относятся: профессиональные способности; особенности профессионального сознания, профессионального мышления и других познавательных процессов; эмоционально-волевые, нравственные и другие качества личности психолога, которые определяющим образом влияют на характер и эффективность его профессиональной деятельности.

 

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Как правило, выделяют общечеловеческие способности, которые служат необходимым фоном для выполнения профессиональной деятельности, а также общие профессиональные и специальные способности.

Общечеловеческие способности - это психологические свойства,необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность.

Общие профессиональные способности предполагают успешность осуществления субъектом конкретных видов деятельности (музыкальные, технические, литературные и другие способности).

Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда. К специальным могут быть отнесены способности к работе в условиях неопределенной информации, к совмещенным действиям при разномотивированных задачах, к работе в условиях высоких помех и др.

Профессиональные способности во многом соотносимы с профессиональными действиями, так как выполнение труда невозможно без определенного запаса профессиональных эталонов. Способности - это то, что характеризует личность деятеля, а действия - это один из элементов самой деятельности. При этом способности личности обусловливают успешность формирования умений и навыков деятельности, которые, в свою очередь, характеризуют уровень выполнения деятельности конкретным человеком.

Свое непосредственное выражение профессионализм психолога находит в системе профессионально важных качеств. Выявление наиболее типичных для деятельности психолога свойств является сложной и пока еще до конца не решенной задачей. Так, Е.А.Климов, относя деятельность психолога к профессиям типа "человек-человек", отмечает, что к ее особенностям можно отнести

· чрезвычайную сложность,

· нестандартность,

· текучесть предметов рассмотрения или воздействия.

Зачастую сам предмет труда появляется в результате напряженного творческого поиска.

Одна из важных особенностей личности психолога - это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение «не выходить из себя».

При этом большую роль играет жизненный опыт человека, коммуникативные качества (общительность, умение слушать собеседника, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, владение устной речью, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания).

По мнению А.А.Борисовой,профессионально важным качеством психолога выступает такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность. Она имеет несколько уровней, каждому из которых соответствуют свои наиболее важные элементы-качества:

а) сенсорно-перцептивный уровень (наблюдательность, способность по внешним проявлениям правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость);

б) уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.);

в) уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);

г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).

В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.

 

Во многом схожую идею высказывают в своей работе Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина. Так, выделяемая ими способность психолога практически решать задачи общения имеет следующие основные составляющие:

1) умение правильно и полно воспринимать человека;

2) умение понимать внутренний мир человека (его особенности и свойства);

3) умение сопереживать (доброта, эмпатия);

4) способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия);

5) умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

 

В исследовании, проведенном Н.А.Аминовым и М.В.Молокановым, к значимым для психолога в его исследовательской или практической деятельности отнесены такие качества, как

1) социальный интеллект (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей),

2) проективные умения (социальная фасилятивность как сила воздействия на других людей);

3) а также уровень развития коммуникативных умений.

 

Формируя личность психолога, данные качества создают предпосылку для эффективного осуществления им своих функциональных обязанностей. Кроме того, предполагается также наличие у психолога определенного опыта практической деятельности. Так, чтобы допустить специалиста к самостоятельному исполнению обязанностей психолога-консультанта или психотерапевта в нормативных документах многих стран предусмотрено обязательное прохождение им практики (500 – 600 часов) под руководством опытных психологов, а также достижение определенного возраста (27 – 29 лет).

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важными и необходимыми условиями для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психологов пользуются специальные комиссии, или экспертные советы, в которые входят представители университетских кафедр, клиник, реабилитационных центров и др.

Для комплексной проверки кандидата на получение лицензии проводится экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения специалиста. Помимо экзамена устанавливаются и дополнительные требования, касающиеся наличия определенного образования, опыта самостоятельной практики, возрастных ограничений. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

В нашей стране, к сожалению, пока не сложилась целостная система оценки профессиональной квалификации практических психологов на различных этапах их профессионального развития. Очевидно, что наиболее объективные результаты (при условии существования такой системы) могли бы быть получены при сопоставлении самооценки самого психолога, оценки должностных лиц и квалифицированных экспертов. Привлечение экспертов, в роли которых могут выступать высококвалифицированные психологи, работающие в специализированных учреждениях, преподаватели психологии ведущих вузов, может производиться примерно раз в два года.

Экспертное оценивание может носить характер комплексного экзамена, позволяющего оценить различные стороны общепрофессиональной и вывода специальной подготовки психолога, и является основным элементом для заключения об уровне квалификации специалиста на данный момент и о целесообразных вариантах его дальнейшего использования (включая обучение, повышение квалификации и т.п.). При его проведении могут быть использованы разнообразные методы, предназначенные для выявления и оценки теоретических знаний и практических умений психолога.

Знание теории и методов психологического исследования и воздействия, психологических характеристик и особенностей основных видов профессиональной деятельности и специальностей, функциональных обязанностей и нормативных документов, касающихся организации психологической работы может быть оценено как в ходе профессионально ориентированного интервью, так и методом анкетирования. В ходе анкетирования оценке подлежат выбираемые из представленных вариантов ответы на вопросы, раскрывающие различные стороны специальной компетентности психолога. При этом должен быть установлен проходной балл, характеризующий минимально необходимый уровень подготовки специалиста.

Интервью следует проводить в структурированной, стандартизированной форме, применяя оценочные и привязанные шкалы. С этой целью целесообразно включать в его структуру вопросы, ответы на которые могут быть дифференцированно оценены. Одним из видов подобных вопросов являются ситуационные вопросы, моделирующие “критические инциденты”, которые могут встретиться специалисту в реальной деятельности. Ответы психолога сравниваются в этом случае с заданными описаниями, которые служат в качестве точек отсчета.

Следует отметить, что для каждого из осуществляемых психологом видов профессиональной деятельности по тому или иному направлению психологической работы существуют свои специфические критерии и показатели, лежащие в основе оценки, как профессиональной компетентности, так и успешности самой деятельности.

 

Для диагностики исследовательско-диагностических умений психолога могут быть применены следующие задания:

1) отобрать, по необходимости изменить и использовать психологические методы оценки (тесты, приемы наблюдения, опрос, контент-анализ и т.п.) для выполнения конкретного задания, связанного с диагностикой объекта;

2) провести экспериментальные расчеты, оценить исследование, включая расчет оснащения, сбор данных, анализ данных и объяснение результатов;

3) разработать план выступления, основанный на расшифровке и оценке результатов исследования (обследования);

4) дать общий обзор литературы по психологии, в том числе психологических исследований;

 

Оценка деятельности психолога в пределах ограничений профессиональных и этических норм проводится с учетом знания специалистом этих норм и практического соблюдения их в повседневной психологической практике.

 

Оценка навыков и умений психолога в ситуации профессионального взаимодействия с клиентом должна также производиться группой независимых экспертов с учетом следующих показателей:

Ø умения снимать психологический барьер в общении;

Ø умения устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, демонстрировать постоянную включенность и интерес;

Ø проявления доброжелательности, тактичности, гибкости и продуктивности диалога;

Ø свободы и самостоятельности клиента;

Ø аргументированности предложений;

Ø умения понимать собеседника, схватывать суть его проблем.

 

При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом, необходимо учитывать, по меньшей мере, три аспекта:

а) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ему успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность и другие социальные функции;

б) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия;

в) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.

Взаимосоответствие каждого из отмеченных аспектов, а также изменения, наступившие после оказания психологической помощи (их быстрота, устойчивость) позволяют судить о ее эффективности.

 

Интегральным показателем, характеризующим эффективность коллективного труда различных субъектов психологической работы в организации, является соответствие функционирования психики людей (рабочего персонала) основным психологическим критериям нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач профессиональной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие. Общая система оценки психологической работы, характеризующая различные уровни эффективности ее проведения, представлена на рис. 1.

 

Условия осуществления психологической работы в организации
Материально-техническое обеспечение   Кадровое обеспечение   Научно-методическое обеспечение   Организационно-правовое обеспечение
Наличие и состояние необходимых помещений, объектов, аппаратуры, стимульного и расходного материалов и т.п.   Наличие учреждений, структур проф. подготовки и переподготовки, качество образовательных программ, наличие системы проф. сопровождения кадров Разработанность теоретических основ психол. работы, наличие учебных и учебно-методических пособий, надежных и адаптированных методик и т.п.   Наличие нормативных документов, регламентирующих цели, содержание и режим деятельности субъектов психол. работы и их взаимодействие

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: