Тест «Безработица, виды и формы безработицы».





Отчет по педагогической практике

Выполнила: Байдосова Кристина Александровна

Группа МГМУ-12

 

Преподаватель: Резер Татьяна Михайловна,

д.п.н., профессор

 

 

Екатеринбург 2013


Тема проекта «Безработица»

 

Педагогическая цель

1)Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

 

Цель для обучающихсяразвитие экономической культуры

Задачи для педагога

1)Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России

Задачи для обучающихся

- Научится рассчитывать уровень безработицы

- уметь анализировать информацию и делать собственные выводы

-

Оборудование:схемы, таблицы, диаграммы, пакет документов.

Тип урока:комбинированный

Учебник:Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М., 2012 г.

Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г.

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

Определить форму проведения занятия (лекция, семинар, деловая игра, круглый стол и т.д.)

 

групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Слова, понятия которых ученики узнают на уроке:

Безработица, виды безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, полная занятость, уровень безработицы, экономически активное население, естественный уровень безработицы, экономические и социальные последствия безработицы, безработный, трудоспособные граждане.

 

Краткое содержание материала темы занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости.

Понятие и сущность безработицы.

Работа над формулировкой понятия, запись в тетради: Безработицаэто такое социально-экономическое состояние, при котором часть экономически активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Причины безработицы.

Работа по тексту пособия, выявление причин безработицы.

· Структурные сдвиги в экономике.

· Экономический спад или депрессия.

· Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда.

· Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

· Изменения в демографической структуре населения.

 

Беседа по вопросу «Безработица в России, в РФ». Учащиеся работают в группах, формулируя вопросы друг другу.

Выводы беседы: Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Опережающее задание «Уровень безработицы в Артинском районе».

На 1 октября 2012 года уровень регистрируемой безработицы в Артинском районе составил 0,86 уровень общей безработицы 7,0%. В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в службу занятости населения приходится 3 вакансии, но средняя заработная плата по заявленным вакансиям на 39 % ниже уровня средней заработной по району (10,9 т.р. против 17,9 т.р.) В общем количестве вакансий доля вакансий с оплатой ниже прожиточного минимума составляет 24,7 %. Наиболее востребованы на рынке труда района рабочие строительных профессий, водители, газоэлектросварщики, механизаторы, медицинские работники. Немало важно отметить, что около 10 тыс. человек трудоспособного населения работают за пределами района, в основном в г. Екатеринберге.

Заполнение таблицы «Виды занятости».

Безработица фрикционная — это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения

Безработица структурная — это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Безработица циклическая — это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных.

Безработица скрытая — характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Безработица добровольная — это безработица, связанная с нежеланием работать в условиях пониженной заработной платы.

Безработица застойная — такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом.

Безработица сезонная — возникает регулярно в определенное время года. Особенно она характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе по чисто погодным климатическим условиям.

Задания на закрепление изученного (промежуточный контроль)

Задание для учащихся №1.
Запишите слово, пропущенное в таблице:


Ответ: структурная

Задание для учащихся №2.
Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Сезонная 4. Структурная

2. Скрытая 5. Фрикционная

3. Застойная 6. Открытая

Ответ: 3; 4; 6
Подтема: «Измерение уровня безработицы»

Учащиеся слушают объяснение, анализируют график.

Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются так называемый уровень безработицы и средняя продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется по формуле:

Таблица: «Рабочая сила:

· Экономически активное население: занятые и безработные

· Экономически неактивное население (добровольно незанятые)

Учащиеся слушают объяснение, делают записи.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВВП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над её естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Решение задач на закрепление подтемы:

Задание для учащихся №3.
Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы?

А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице

Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов

1. Верно только Б 3. Верны оба суждения

2. Верно только А 4. Оба суждения неверны

Ответ: 4

Запись в тетради «Социальные последствие безработицы»:

1) негативные

· Обострение криминогенной ситуации

· Усиление социальной напряженности

· Рост количества физических и душевных заболеваний

· Увеличение социальной дифференциации

· Снижение трудовой активности

2) позитивные

· Повышение социальной ценности рабочего места

· Увеличение личного свободного времени

· Возрастание свободы выбора места работы

· Увеличение социальной значимости и ценности труда

Задание для учащихся №4.

Выделите негативные последствия безработицы. Ответ:

· Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

· Снижение уровня жизни населения

· Потерявшие работу получают лишь пособия по безработице

· Сокращается потребительский спрос

· Сокращаются доходы работающих по найму

· Потеря профессиональных знаний и навыков

· Психологическая травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.

Задание для учащихся №5.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: безработные

Задание для учащихся №6.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) 210 мил безработных насчитала в мире Международная организация труда в 2010 году. (Б) Это ни что иное, как проявление экономического кризиса. (В) Число безработных выросло более чем на 30 миллионов. (Г) Многие эксперты считают, что исторический максимум мировой безработицы ещё не пройден.

 

Задание для учащихся №7

Объясните как вы понимаете эту притчу: «Безработный ангел».

Было два ангела. Один просто сидел без дела, а другой постоянно был в работе — то на Землю спустится, то на Небо поднимется. И вот так в работе постоянно.

Безработный ангел решил спросить другого:

— Что же ты постоянно летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги Господи…», — сказал работающий ангел,— а почему ты ничего не делаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Спасибо, Господи…».

III. Итог урока:

Закрепление изученного материала. Вопросы для повторения:
1. Что такое безработица?

2. Каковы основные виды безработицы?

3. Как вы понимаете термин «полная занятость»?

4. Что такое уровень безработицы?

5. Какие экономические и социальные последствия безработицы?

 

Работа в группах (решение тестов).

1. Верны ли следующие суждения?

А. Безработица ведет к перераспределению доходов.

Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

 

2. Верны ли следующие утверждения?

А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации.

Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны

 

3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:

а) циклическая; б) фрикционная в) структурная

 

4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:

а) неработающих к числу работающих;

б) неработающих к численности рабочей силы;

в) безработных к численности трудоспособного населения;

г) безработных к численности рабочей силы.

5. Экономически активное население - это:

а) безработные, ищущие работу;

б) пенсионеры;

в) работающие по найму.

 

6.Фрикционная безработица возникает в случае:

а) низкой мобильности населения;

б) отсутствия рынка труда;

в) демографического спада;

г) появления одних профессий и исчезновения других.

 

7. Структурная безработица возникает в случае:

а) экономического спада;

б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;

в) перемены места жительства работников;

г) несовершенства трудового законодательства.

 

8. Циклическая безработица возникает в случае:

а) кризиса на товарных рынках страны;

б) перемены места жительства работников;

в) сезонного характера деятельности;

г) несовершенства трудового законодательства.

 

Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля учащегося.

 

 

Контрольные вопросы

 

Используемая литература

 

Дополнительная литература

 

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

· Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,

· Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,

· "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,

· Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,

· Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008

· Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 200


Заполнить таблицу

 

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

 

Показатели Содержание Вид обучения Методы и средства обучения Формы контроля
Тема Безработица Комбинированный урок Беседа, решение проблемных задач групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная. тестирование
Цель педагога Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;      
Цель обучающегося        
Задачи педагога 1)познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях. 2) Сформировать отношение к проблемам безработицы;      
Задачи обучающегося Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;      
Форма проекта        
Способ реализации        
Планируемый результат        

 

Задачи урока:

· Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

· Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

· Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

· Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.

· Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.

· Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Цели урока:

Обучающая:

· уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.

· показать учащимся, что существуют различные формы безработицы;
объяснить, чем они отличаются друг от друга.

· Рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе.

Развивающая:

· Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.

· Умение ставить экономические проблемы.

· Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

Воспитывающая:

· Культуру общения, взаимное уважение.

· Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.

· Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

· Задачи урока:

· 1) Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

· 2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

· 3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

· 4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Задачи урока:

· Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

· Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

· Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

· Цели урока:
1) Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

· 2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

· 3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России.

Цель урока:познакомить обучающихся с явлением безработицы.

·

Форм проведения урока:

· лекция с элементами живого и динамичного диалога с учащимися.

1. Оборудование:схемы, таблицы, диаграммы, пакет документов.

2. Тип урока:комбинированный

3. Учебник:Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М., 2012 г.

4. Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

1. План.

1. Понятие безработицы. Признаки безработного.

2. Уровень безработицы, уровень занятости.

3. Причины безработицы.

4. Решение задачи.

5. Виды безработицы:

· Фрикционная безработица.

· Структурная безработица.

· Циклическая безработица.

6. Последствия безработицы.
7. Государственная политика борьбы с безработицей.
8. Выступление поисковых групп.

II.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий

Методы урока:частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы:групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.

Программное обеспечение:Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайты Интернета.

Оборудование:кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:

1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.

Вид безработицы Причины возникновения
   
   
   
   

 

 

Рабочий лист к уроку





Читайте также:
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.077 с.