Подготовка и написание реферата
Реферат представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или нескольких книг), тематической группы научных статей, материалов научных публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Главная задача, стоящая перед студентами/слушателями при его написании, - научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имеющиеся в литературе суждения по определенной проблеме, сравнивать различные точки зрения. Объем реферата должен составлять не менее 20 страниц формата А4.
Рефераты являются одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля за усвоением учебного и нормативного материала в объеме, устанавливаемым программой.
Для большинства студентов/слушателей реферат носит учебный характер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания дипломной работы. Лучшие рефераты могут быть (при доработке с помощью преподавателя) представлены к участию в конкурсе студенческих научных работ ИПИ.
Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы (примерные темы рефератов утверждаются кафедрами и доводятся до сведения студентов). Тема реферата согласовывается с преподавателем, ведущим практические (или семинарские) занятия.
После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя каталоги библиотеки ИПИ, других библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети INTERNET и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.
|
При изучении этого материала можно посоветовать руководствоваться следующими организационными принципами:
- конспектировать необходимо только то, что имеет непосредственное отношение к избранной теме;
- выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки;
- на каждом тематическом листке-карточке проставляется дата ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;
- листки-карточки группируются тематически и хронологически.
При заполнении карточки необходимо придерживаться общих правил:
- нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, так как это затрудняет классификацию;
- содержание материала в карточках необходимо излагать сжато и ясно, четко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более, что имеется возможность фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационную сеть INTERNET.
После систематизации материалов составляется подробный план реферата, и только затем можно приступить к литературному оформлению работы.
План - это основа работы, от его правильного построения во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. Вопросы плана должны быть краткими, отражающими сущность того, что излагается в содержании. Рекомендуется брать не более двух или трех основных вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.
|
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, главной части и заключения.
Во введении перечисляется, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться, очень кратко обосновывается актуальность и значимость темы. По возможности дается история разбираемого вопроса.
Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части раскрывается сущность проблемы, излагается основное содержание темы, дается освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.
Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выводы из основной темы.
На втором листе работы печатается оглавление реферата. Список использованной литературы и нормативного материала приводится после текста работы.
Вводная и заключительная части реферата не должны превышать одной пятой его объема1.
Реферат представляется в учебный отдел не менее чем за 10 дней до экзамена/зачета.
Оценка реферата
При проверке реферата преподаватель-рецензент должен отметить ошибки, допущенные в работе, и разъяснить их.
Если реферат полностью не отвечает требованиям написания работы, он возвращается студенту для переработки и при повторном рецензировании представляется в двух вариантах (первичном и повторном). Преподаватель обращается к первому варианту для проверки исправленных ошибок.
По результатам реферата может быть проведено собеседование. Цель собеседования - проверить знание теоретического материала, установить самостоятельность работы.
______________________________________________________________________________________
1При написании реферата не следует допускать:
- дословного переписывания текстов из книг и INTERNET;
- использования устаревшей литературы;
- подмены научно-аналитического стиля написания беллетристическим;
- подмены изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками;
- небрежного оформления работы.