Социум с точки зрения палеопсихологии




Историк и социолог, марксист Б.Ф. Поршнев (1905-1972 гг.), изучавший явление суггестии в истории развития человеческого общества, предположил, что именно она легла в основу развитой второй сигнальной системы у человека как вида, исторически следуя за такими формами воздействия людей друг на друга, как приказ и запрет. На основании палеонтологических и антропологических исследований, Поршнев выявил неоднородность видового состава Homo sapiens. Он предположил, что в человеческом виде сливаются разные ветви эволюции приматов. В этой связи Поршнев наметил четыре человеческих подвида: суперанималы (хищники-адельфофаги), суггесторы (падальщики-адельфофаги), обычные люди (нехищный диффузный тип) и неоантропы (нехищный тип разумного человека). Последние, благодаря развитию волевого и гуманного разума ("третьей сигнальной системы"), могут противостоять хищникам и суггесторам. Эти подвиды человека существуют и сейчас, с разной степенью выраженности.
То, что случилось в нашей стране в конце 1980-х можно объяснить с социально-биологической точки зрения: в СССР хищный тип и суггесторов "загоняли в рамки" коллективистской идеологии - пусть силой, но на их же и общее благо, поскольку их фенотип и даже генотип вынужденно переделываться под общепринятые нормы. Когда же идеология конкуренции, соперничества возобладала, хищники вышли на волю. Современное буржуазное общество - это их мир, заданный рамками либеральных, по сути хищных, законов, в которых просвечивает древнее "право сильного". Хищники не обладают высокой моралью и гуманизмом, руководствуются в основном прагматическим разумом - рассудком. Исходя из собственных потребностей как высшей ценности, они удовлетворяют свои интересы за счет обычных людей, в том числе, за счет их уничтожения. Будучи проактивными и достаточно разумными (рассудочными), хищники понимают, что уничтожая массы диффузных людей, составляющих большинство любого народа, они готовят и свою погибель. Однако они следуют своему инстинкту, поскольку не могут измениться биологически в созданных социальных условиях "буржуазных джунглей".
Поскольку язык самого Поршнева может показаться слишком научным и сложным, приведу цитату из работы последователя Поршнева, Б.А. Диденко, популяризатора поршневских идей. Отмечу, что в приведенном ниже отрывке большинство мыслей касательно сути капиталистического общества принадлежат Б.А.Диденко.

"...Третья же сигнальная система - может быть присуща только нехищным людям. Это и есть Разум, и это именно его проявления - совесть, сострадание, учет интересов окружающих людей, непричинение зла людям и Природе без каких бы то ни было запугивающих, "дисциплинирующих" факторов, типа религиозных угроз или моральных призывов. (Здесь воочию видна вопиющая несуразица знаменитого "силлогизма": мол, "если Бога нет, то все позволено". А вот и "ваша неправда, дяденька Достоевский"! Человек давно вырос из детских штанишек конфессиональной религии, и попросту уже обязан вести себя нормально, разумно и без "острастки взрослых".) Третья сигнальная система является сдерживающей и ограничивающей уже по отношению ко второй сигнальной системе, и человек именно таким образом приобретает нравственность. Для общества же это сдерживание имеет пока что по большей части только теоретический характер, оно ограничивается лишь безуспешной критикой явно неразумных действий людей и человечества в целом.

Действительно, рассудочное поведение людей в большинстве своих проявлений - откровенно параноидально, ибо цели самых что ни на есть хитроумнейших комбинаций оказываются либо мнимыми, либо вредными. Делание денег ради денег. Или - непомерный, ненужный людям западный темп работы, - и все ради прибыли для кучки финансовых воротил, за счет здоровья миллиардов простых людей. Ну, и наконец, технический прогресс - любой ценой, уже даже за счет гибели самой Жизни на Земле - что может быть безумнее?! Третья сигнальная система. Разум предполагает оценку рассудочных действий с нравственной точки зрения: не только "познание добра и зла", но и безоговорочное принятие стороны добра. К таким же выводам приходят сейчас и передовые ученые. Вот что пишет психотехнолог Игорь Смирнов: "Интеллектуальные особенности, эмоции, воля, темперамент - это все производные. Но вот чем человек действительно отличается от животного, так это нравственностью". Отсюда однозначный вывод: хищные гоминиды действительно не являются людьми с нравственной точки зрения. Они-то и есть те самые, которых Гегель определил "морально невменяемыми", а Шопенгауэр - "лишенными морального сознания" [15].

Звери, предельно опасные - "второсигнальные звери" среди людей. Получается, что ни хищные гоминиды, ни общественные организмы, ни тем более человечество в целом - откровенно неразумны! И никакого такого "общественного разума", "ноосферы" и т.п. попросту не существует! Все это выдумки, вычурные благоглупости, на манер - "красота спасет мир!". Спасет, как же, - надо только держать карман шире и красивее! Положение чрезвычайно усугубляется еще и тем, что некоторые суггесторы способны имитировать поведение по третьей сигнальной системе - "впечатляюще изображать совестливость". Но если попугай, умеющий имитировать вторую сигнальную систему - человеческую речь, - не понимает ее и не преследует никаких целей, то использование коварными и злокозненными суггесторами нравственной маскировки уже далеко не так безобидно. Суггесторы (из числа политиков, демагогов, религиозных шарлатанов) используют такую "дымовую завесу", прикрытие лозунгами добра, справедливости, счастья и здоровья людей для достижения своих самых низменных целей, что всегда сопровождается тяжкими последствиями для простых людей.

Вот почему перспективы человечества при продолжении хищного пути - нулевые!
Человек разумный (диффузный) никогда не изменится, не выдавит он из себя свой стержень - легкую психологическую блокируемость. Диффузный человек сможет распрямиться только в свободных, истинно гуманных условиях, а пока что при всех его попытках подняться хищные постоянно - мгновенно и остервенело - сбивают его наземь, и ему так и приходится жить на коленях, а не то и на четвереньках.

У хищных гоминид тоже может существовать в сознании некий "внутренний третий", но представляет он собой такого же зверя, как и его хозяин, и вся его роль сводится к созданию аффекта самооправдания и самовозбуждения, но в большинстве случаев возникает фрустрация (одна из форм психологического стресса) из-за невозможности дать выход агрессивности. К тому же эта агрессивность, именно из-за невозможности ее разрядки, возрастает лавинообразно и доходит до компульсивности (неодолимости), что и является одной из причин т.наз. "немотивированных" преступлений против личности - все это в основном совпадает с фрейдовским Супер-Эго. Кстати, именно это, не выделенное в общей клинической картине обстоятельство, - то, что неврозы хищных в корне отличны от жизненно-ситуационных стрессов обычных людей - как по причинам, так и по протеканию, спутало все карты как самому З.Фрейду, так и его последователям, ибо это учение было применено не совсем "по адресу". Выявленная сексуальная детерминированность в полной мере присуща лишь хищным мужчинам и - это совершенно особый вопрос - подавляющему большинству женщин; да и вся, собственно, "практикующая психология" оказалась в плену того же неведения.

Новейшее Время - его невыносимая для хищных социальность гуманной ориентации так придавила тех из них, которые не смогли пристроиться к насилию в необходимой для своего "душевного здоровья" степени, что даже невероятная широкодиапазонность западной психотерапевтической "индустрии" (в особенности это относится к США - "злоотводу"), с ее фантастическим многообразием психологических теорий и "целительных" методов, все же не может обеспечить своей хищной клиентуре надежного облегчения. Другими словами, такие "не нашедшие себя" хищные как бы "быстрее сгорают" от постоянной и неутоленной злости. В первую очередь, это относится к суперанималам, так как у них отсутствует значительная часть мыслей и чувств, присущих другим видам (в том числе и многим суггесторам), многообразящих работу ЦНС и психосоматических структур, в то время как физиология видов практически одинакова. "Сила воли" позволяет им приказать себе сдержаться, взять себя в руки, но они не в силах приказать своим кровеносным сосудам, что и приводит в итоге к их "профессиональным заболеваниям": инфарктам, инсультам, склерозам. Так мог бы болеть волк в конуре да еще на овощной диете.

В принципе, не существует теоретических препятствий для поднятия большинства диффузного вида на неоантропический уровень. Но для этого потребовались бы благоприятные социальные условия и применение (пока не созданной, но вполне обозримой) специальной психагогики, заключающейся, в первую очередь, в пресечении хищного научения, что в настоящее время абсолютно нереально. Более высокие уровни мышления, сознания пока еще недостижимы из-за печальной необходимости постоянного использования множества концепций чисто этологического свойства, обусловленных хищным характером нынешней социальной среды. Недостижимо также и самокритичное поведение, ибо оно наталкивается на невозможность (без негативных, а то и страшных последствий) провести в жизнь благие, честные намерения...

Единственный пока возможный путь к обретению "чистой" нехищной среды - это полное отстранение от мира, уход в "пещеры и пустыни". Но и этот путь, по большому человеческому счету, ущербен, эгоцентричен: достаточно вообразить себе Христа, не вышедшего из заиорданской пустыни, решившего сделаться отшельником, или Будду, замордовавшего себя окончательно в чащах Урувелы.

Лишь при достижении социальных условий, достаточных для свободного самовыражения и одновременной духовной развитости большинства членов общества создадутся условия для возникновения более высоких уровней общественного сознания. Это будет общество некоего акратического, безвластного социализма, который равно можно называть и капитализмом, но при котором "капитал - это накопленный общественно-полезный труд", и таким образом не станет никакой возможности отмывать грязные, преступные деньги... К этому некогда, собственно, и прокладывала себе дорогу т.наз. конвергенция: постепенное слияние воедино, использование всех позитивных сторон социализма и капитализма... вполне возможно, что путь к такому подлинно социалистическому обществу лежит лишь через властный, "ясперсовский" этап: всемирное "правовое устройство, обладающее достаточной силой, чтобы сохранить мир, и, низведя перед лицом своего всевластия каждый акт насилия до уровня преступления, лишить его всяких шансов на успех".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: