Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»
Цель:
· познакомить с новой орфограммой: написание глаголов 2 лица единственного числа, после шипящей;
· закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов; знания о глаголах – исключениях.
Ход урока:
Актуализация знаний.
- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята?
- Нет.
- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите… А теперь понятно?
- Да.
- Что объединяет слова второй группы?
- Глаголы
- Над какой частью речи мы сейчас работаем?
ГЛАГОЛ - это особенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
Давайте вспомним с вами всё что мы знаем о глаголе.(слайд)
Откройте тетради, запишите 8 апреля,классная работа.
- Итак, орфографическая разминка.
- Запишите слова, выделяя орфограмму: камыш, пустошь, престиж, помощь.
Ь после шипящих на ь после шипящих на
конце имён сущест- конце имён сущест-
вительных ж.р. вительных м.р.
- Что объединяет все эти слова?(оканчиваются на шипящую)
– Запишите ещё одно слово: готовишь.
- В работе ребят возникли 2 точки зрения.
- Кто прав?
- Почему ребята сделали ошибку? (потому что мы не знаем такой орфограммы)
- На какой вопрос нам предстоит ответить.?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)
- Давайте посмотрим на это слово.
- Чем это слово отличается от остальных? (это глагол)
- Это глагол какого лица?(2 лицо)
- Числа? (единственное число)
|
- Оканчивается на какую согласную?(после шипящей)
- Так надо писать мягкий знак?
- Прочитайте сказку. Может она поможет решить нашу проблему.
Сказка про глагол 2 лицо ед.ч после шипящей.
Однажды в апрельский, солнечный день встретились в лесу два слова: «говоришь» и «смотришь».
Слово «смотришь» обращается к слову «говоришь»:
- Ты, куда идешь?
- Я иду в страну Глаголию, чтобы сам царь Глагол решил и постановил, что я самое главное слово на свете.
- Ты главное, нет, я – главнее, потому что у меня больше букв.
И стали они спорить, а небо хмурится.
Солнышко вышло из – за тучки.
- Ребята, надо жить дружно, я думаю, что ваш спор решит только царь Глагол.
-Тогда «смотришь» и «говоришь» взялись за руки и направились к царю.
- Помоги нам разобраться, кто из нас главнее?
- Я повелеваю, чтобы с вами вместе был мягкий знак. Вы оба важны и нужны. А для этого нужен указ!
Указ №1
- Глаголы 2 лица единственного числа после шипящей писать с мягким знаком. И даю вам в руки, мягкий знак. (глагол подходит к слову смотришь, и вставляет на конце ь)
- Какой указ издал царь Глагол? (Глаголы 2 лица единственного
числа после шипящей писать с мягким знаком.)
- Ребята, просмотрите видеоурок по данной теме по ссылке: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3334779823954165679&text=видеоурок%20по%20теме%202%20лицо%20глаголов%20настоящего%20и&path=wizard&parent-reqid=1586194614730114-764021354662610086800332-prestable-app-host-sas-web-yp-101&redircnt=1586194625.1
- Откройте учебник и прочитайте правило на стр.85.
- Как будет называться наша новая орфограмма?
(правописание глаголов 2 лица, единственного числа, после шипящей.)
|
-Итак мы с вами будем учиться писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей.
- Давайте нашу новую орфограмму отработаем на практике.
- Выполним упражнение 172.(письменно)
- Прочитайте задание.
- Запишите в тетрадь глаголы и выполните задание письменно.
- Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?
Дифференцированная самостоятельная работа.
Задание: Спиши пословицы, вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.
Не разгрызёш_ ореха, не съеш_ ядра.
Тише ед_ш_, дальше буд_ш_.
Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы 2 лица, единственного числа. Обозначь орфограмму.
Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.
Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
Задание: Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица, единственного числа). Окончание выдели.
Вставлять палки в колеса – (мешаешь)
Обвести вокруг пальца – (обманешь)
Выбиться из сил – (устанешь)
Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)
Зарубить на носу – (запомнишь)
- Так как же мы будем писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?
Домашнее задание: Упр. 175 стр. 86