Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
Ресурсы власти.
Функционирование власти.
Легитимность политической власти.
Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
(Основой политики является власть.) Политика отличается от других сфер жизни общества(экон-й, соц-й, дух-й) тем, что её основой является власть. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю.
Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.
По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей. Общество пронизано властными отношениями. Например, они имеют место в семье, т.к. родители могут оказывать воздействие на своих детей, до достижения ими определённого возраста; т.ж по традиции все члены семьи должны подчинятся отцу, а это также властные отношения. Тоже и в уч. заведениях, там есть люди, которые принимают решения и подчиняющиеся им. Не существует сферы, в которой нельзя было бы обнаружить хотя бы очень слабых властных отношений.
Власть можно классифицировать по разным основаниям. Если за основу взять сферу в которой имеют место властные отношения, то выделяют:
- Экономическую власть.
- Политическую
- идеологическую
- психологическую власть и т.д.
|
Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами, власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:
Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).
Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.
Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.
|
Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Т.о. анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.
Но в результате нарастания социального неравенства обнаружилась слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.
Власть как общественное явление имеет ряд специфических «измерений»:
Она выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);
Связана с деятельностью лидеров элит, масс, т.е. проявляется в действиях;
Опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);
Ей свойственны изменения, т.е. снижение или повышение эффективности легитимности; эффективности, соотношения функций законодательных и исполнительных органов;
Результаты реализации власти.
|
^ Ресурсы власти.
Власть как способность и возможность проводить свою волю вопреки сопротивлению других основана на использовании различных методов и средств к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое насилие. С их помощью власть оказывает воздействие и достигает поставленных целей. Совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществить влияние на объект – это ресурсы власти.
По мере развития человеческого общества ресурсы властвования изменились. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя. Переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали сила и богатство.
В индустриальных обществах преобладающим ресурсом стала организация: бюрократия, партии, движения. В современных обществах властные отношения стали больше зависеть от того, кто обладает информацией, которая при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Информация способна создать желательные властям настроения и убеждения у населения, для чего создана разветвленная система манипулирования общественным сознанием.
Типология ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям. Одна из наиболее ранних и общераспространенных систем типологий - антропологическая. В ней типы властвования различаются установками, мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя является личный пример и следование моральным принципам – справедливости, гуманности, заботе о благе народа.
Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования любовь и страх. Оба ресурса различаются способом воздействия. Страх – прочнее и тверже, а любовь очень тонка, она держится на очень зыбкой основе - человеческой благодарности. Помимо страха и любви Макиавелли в качестве ресурса усматривал еще и человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).
Антропологический принцип использовал позднее такие ресурсы как убеждение и интерес.
Ресурсы убеждения могут использоваться как в демократических, так и в тоталитарных системах. Ресурсы интереса являются основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом, где политика лишена таинственности и выступает как своеобразная сфера купли и продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса, а избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальные ресурсы, т.е. имеет место обмен ресурсами.
Использование тех или иных ресурсов зависит от типа режима. В тоталитарном режиме власть опирается на ресурсы страха и убеждения.
Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти представлена американским социологом О. Тоффлером – «смещения власти».
В истории человечества власть опиралась на три ресурса - силу, богатство, знание.
В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Если власть основана на силе, она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества основана на богатстве. Наконец, власть высшего качества связана со знанием. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом является - знание. Массовое развитие и использование информационной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делают ненужным огромный штат управленцев-бюрократов. Т.к., современное общество развивается в направлении «антибюрократических форм власти».
^ Функционирование власти.
Функционирование власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют власть с разных сторон: во-первых, выделение внутри ее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
^ Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определить статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства означает верховенство по отношению к другим политическим институтам: политические партии, движения. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами.
Суверенитет и независимость государственной власти не ведут к ее бесконтрольности со стороны общества. Суверенитет ограничивается законом. Власть не должна быть выше закона.
^ Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которое принимает власть, и добровольности их выполнения населением.
Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Она означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее не только гражданами, но и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным в том случае, если власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитимности (выборность, народное представительство). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долгое время опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они … заручиться поддержкой населения.
Легитимность власти бывает трех типов: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Итак, принцип легитимности: 1) позволяет отличить законно установленную власть от узурпаторской. 2) определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. 3) заключается в признании международным сообществом неправомерности насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и нарушения режимов конкретной страны норм международного права.
Власть – способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институт государства и его ресурсы.
^ 4. Легитимность политической власти.
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
^ Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. ^ Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.