Тема: «Цветовые контрасты»




План-конспект теоретической части занятия.

Мы говорим о контрастах, когда сравниваем между собой 2 цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз будет воспринимать линию более длинной, если рядом будет более короткая. Также впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Существуют основные виды цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету (контраст основных и спектральных цветов)

Это самый простой из всех контрастов. Он не представляет больших требований к цветовому видению, так как его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Так же как чёрный и белые цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так жёлтый, красный и синий образуют самый выраженный контраст по цвету.

2. Контраст тёплого и холодного.

Синие и зелёные цвета понижают импульс кровообращения; красно-оранжевые цвета его стимулируют; по этому синие и зелёные цвета мы считаем холодными, а красно-оранжевые - тёплыми. Возвращаясь к цветовому кругу видно, что жёлтый – самый светлый, а фиолетовый – самый тёмный, значит это самый сильный контраст светлого и тёмного. Под прямым углом к оси «жёлтый – фиолетовый» расположены красно-оранжевые цвета и сине-зелёные, которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтые, жёлто-оранжевые, красно-оранжевые, красные, красно-фиолетовые – это тёплые цвета. Жёлто-зеленые, зеленые, зелёно-синие, синие и сине-фиолетовые – это холодные цвета.

Характер холодных и тёплых цветов можно представить в сопоставлениях:

холодный – тёплый

теневой - солнечный

прозрачный – не прозрачный

жидкий – густой

далёкий – близкий и т.д.

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает так же свойствами влиять на ощущение приближённости и удалённости предметов, и это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.

Контраст тёплого и холодного можно считать самым звучащим среди других цветовых контрастов. Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов (Моне, Ренуар).

 

3. Контраст светлого и тёмного

День и ночь, свет и тень – эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще.

Белый и чёрный – наиболее сильное выразительное средство для обозначения света и тени. Белый и чёрный – это противоположности, между которыми расположена область серых тонов, а также весь ряд хроматических цветов.

4. Контраст дополнительных цветов.

Если из радуги вычесть какой- либо один цвет, то смешение всех других цветов даст цвет контрастный вычтенному. В цветовом круге дополнительные цветы расположены строго друг напротив друга. Ощущение от цвета будет наиболее сильным тогда, когда рядом с этим цветов будет находиться контрастный ему цвет (красный – зеленый, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый и т.д.).

5. Контраст цветового насыщения.

Качество цвета – это его чистота и насыщенность. Контраст по насыщенности фиксирует противоположность между цветами насыщенными и блёклыми (приглушенными). Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.

6. Контраст по площади цветовых пятен

- это размерное соотношение между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность в противопоставлении между «много» и «мало».

Силу воздействия цвета определяет два фактора:

- светлота цвета

- размер цветового пятна

Гёте выявил систему числовых соотношений, но они приблизительны. Степень светлоты основных цветов можно представить системой соотношений:

Жёлтый = 9

Оранжевый = 8

Красный = 6

Фиолетовый = 3

Синий = 4

Зелёный = 6

Красный = Зелёному (по светлоте)

7. Симультанный контраст

– это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета сразу требует появления его дополнительного цвета (основан на контрасте дополнительных цветов) и если такового нет, то симультанный контраст порождает его сам. Это значит, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах.

Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущения и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы или нарисованы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: