Основная мысль и описание героев




Рассказ Астафьева «Стрижонок Скрип»

 

Произведение Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип» было написано в 1961 году. Автор в своем рассказе описал историю маленького птенчика, который самостоятельно выживал и преодолевал препятствия. Писатель затронул темы поступков, решительности и ответственности. Краткое содержание «Стрижонка Скрипа» для читательского дневника поможет определить его суть и ознакомиться с произведением без потери его смысла.

Анализ произведения

 

В рассказе повествуется о том, как птенец рос и воспитывался, а затем превратился во взрослую особь. Здесь описана любовь к родному краю и отчему дому.

Краткое содержание

 

Сначала в гнезде вылупился маленький стрижонок по имени Скрип, после него появились его братья и сестры. Малыши мерзли в гнезде, звали маму: «Скрип, скрип!». Вскоре она появилась. Стрижиха принесла червячка, сначала дала его Скрипу. Птенчик не наелся, просил еще. Мама улетела, а по прилету кормила других птенцов. Их папу убили злые дети из рогатки, поэтому птице приходилось самой выкармливать выводок.

Когда Скрип оперился, он решил узнать, что находится за пределами гнезда, только мама очень сильно ударила его клювом. Она заботилась о детях, переживала за них, так как в огромном мире их подстерегали опасности: хищники и злые люди.

Однажды стрижиху унес в своих когтях сокол. Птенцы сильно испугались, но вождь стрижей Белое Брюшко помог им. Он приказал всем стаям по очереди кормить осиротевших малышей, пока те не подрастут. Когда стрижата выросли, Белое Брюшко вытолкнул их из гнезда. Скрип полетел первым. Он очень быстро научился самостоятельно добывать себе пропитание, стал взрослым.

Осенью вождь поднял всю стаю птиц в небо, чтобы попрощаться с родным берегом и полететь на юг. Скрип отправился вместе с ними, а перед отлетом прокричал «До свидания!» отчему дому.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

Основная мысль и описание героев

 

В произведении представлены следующие герои: мама стрижат, сами птенцы, вождь стаи Белое Брюшко. Маленький Скрип был очень любознательным и отважным птенчиком. Его мама была заботливой, но строгой.

 

На примере персонажей автор показал, что родной край — самое ценное в жизни любого существа. К этому произведению прекрасно подходят следующие пословицы:

Рассказ учит смелости, решительности, самостоятельности, осторожности и ответственности. Нужно помогать близким, заботиться о них, а также беречь и любить природу.

 

Отзывы читателей

 

Мне это доброе произведение очень понравилось. После прочтения складывается такое впечатление, что нет ничего дороже семьи и родного края, особенно отчего дома. Я переживала за крошечного птенца, было очень жаль его маму и папу, ведь с ними случилось непоправимое. В этом рассказе есть чему поучиться, он не только поучительный, но и заставляет задуматься о своей семье, отношениях, родном доме.

 

Я недавно прочитал этот интересный рассказ. Автор с любовью описал стрижей, рассказал про их приключения. Писатель показал, что сплоченной семье нечего бояться, она сможет преодолеть любые препятствия. На примере стрижей видно, что в природе все гармонично. Если погибают родители, о малышах будет кому позаботиться.

В классе недавно читали это произведение, анализировали его. Нам задавали разделить текст на части и озаглавить каждую, а еще нарисовать картинку к нему. П Стриж олицетворяет человека, который вышел из родительского дома и начал вести самостоятельную жизнь.

Ответы к рассказу Стрижонок Скрип:

 

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

 

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

 

Стрижих растила стрижат одна, потому что их папу убили мальчишки. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Стрижиха волновалась за детей, воспитывала их.

 

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

 

Когда на стрижей напал сокол, стрижиха пыталась отвлечь его, и сокол схватил ее и унес. Но стрижи не бросили ее птенцов. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согрел их своими крыльями. Днем другие стрижи кормили и поили сироток.

У стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». Когда им угрожала опасность, все стрижи вылетали из своих норок и набрасывались на врага: «Дружно налетали стрижи, все как один».

 

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

 

Вожак Белое брюшко взялся обучить стрижат летать. Он вытолкнул Скрипа из норки, и стрижонку пришлось растопырить крылья и лететь. Остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». Так Скрип научился летать. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».

 

5. Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

 

Скрип оказался в руках ребят, потому что не смог выкопать достаточно глубокую норку, чтобы укрыться в ней. Он очень испугался, когда дети его поймали.

 

6. Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

 

Автор называет ребятишек хорошими, потому что они хоть и поймали, но потом выпустили Скрипа. Он прощались со стрижом, когда тот собирался лететь на юг, кричали ему «До свидания, Скрип! Прилетай в свою норку!»

 

7. Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

 

Стрижи стали беспокоиться, потому что приближалось время отлёта. «Они все летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего». Стрижи кричали тревожно и тоскливо, потому что прощались с родными местами. Автор выбрал именно эти слова, потому что тоскливо покидать родной дом, где ты родился и вырос, тревожно, как пройдет долгий перелет в теплые края.

 

 

9. Что ты можешь сказать об авторе этого произведения? Какой он человек? Как относится к природе? Где ты будешь искать информацию? Запиши в «Рабочую тетрадь».

 

Информацию об авторе нужно искать в его биографии. Но даже по рассказу ясно, что этот человек добрый, наблюдательный, он любит природу и многое о ней знает.

 

10. Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

Краткий пересказ

Повествование начинается с того, как в темной норке вылупился маленький стрижонок Скрип, он был первым среди братьев и сестер. Малышам стало холодно, они начали дружно звать маму: «Скрип, скрип!». Вскоре мать прилетела, неся в клюве дождевого червяка, которым и накормила старшего птенца. Он попросил добавки, и птица улетела за новой добычей, но на этот раз корм достался остальным деткам.

Взрослая стрижиха отличалась добрым, но строгим нравом, она справедливо относилась ко всем детям. Папы у птенцов не было, его убили мальчишки из рогатки до того, как они вылупились на свет, поэтому матери все приходилось делать самой.

Как только у Скрипа началось оперение, он захотел узнать, что творится за пределами их дома, но птица-мать категорически запретила высовываться из норки. Она объясняла, что в мире птенцов кроется огромное количество опасностей и врагов:

В один из вечеров мама-стрижиха не прилетела к малышам. Оказалось, она попала в лапы сокола, который унес ее далеко. Маленькие птенцы сильно перепугались, но обязанность за птичий выводок взял на себя старый стриж Белое брюшко, который был главным в стае.

Прошло время, птенцы выросли, настало время учить их летать. Вождь подошел к старшему стрижонку Скрипу и просто вытолкнул его из гнезда, а тот расправил крылья, сделал взмах и полетел. Он был смышленым, поэтому быстро приспособился к птичьей жизни: научился ловить мошек, выкапывать червяков, мог прокормить себя самостоятельно.

С наступлением осени старый вождь объявил о подготовке к перелету. Стая поднялась в небо, покружилась немного, прощаясь с родным краем, и отправилась в теплые страны на зимовку. Скрип также крикнул «До свидания!», и полетел за моря, поля и леса, чтобы уже следующей весной вернуться.

Основные герои

 

Главная мысль

Астафьев написал свое известное произведение в 1961 году. План рассказа выглядит следующим образом:

Основной мыслью является понимание, что нет ничего важнее родного края и отчего дома. Автор показывает читателям, как важно обладать смелостью, решительностью и самостоятельностью, но при этом не забывать об осторожности и ответственности. Нельзя ломать деревья, загрязнять водоемы и разорять птичьи гнезда. Нужно оберегать природу.

 

К этому рассказу подходит пословица «Чужих детей не бывает». Вождь стаи доказывает это на своем примере.

Источник: https://needlewoman.ru/skazki/chto-sluchilos-s-mamoy-strizhihoy-v-rasskaze-strizhonok-skrip.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: