Институциональные, производственные, личностные.




1. Институциональные - нормативные документы журналистских организаций. В свою очередь, подразделяются на:

- общие (национальные, региональные, международные) - нормативные документы общенациональных (региональных, международных) журналистских сообществ, объединяющих представителей разных сфер журналистики;

- специализированные - групповые кодексы, принимаемые представителями определенных журналистских специальностей (парламентские, спортивные журналисты, колумнисты и пр.);

- отраслевые/технологические кодексы, принимаемые представителями определенных видов СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы и пр.);

- функциональные кодексы, принимаемые представителями СМИ, находящимися на одной ступени производственного процесса (издатели, редактора, репортеры и пр.).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста

Хартия телерадиовещателей

Декларация Гильдии судебных репортеров России

Международная декларация принципов поведения журналистов

Международные принципы профессиональной этики в журналистике

Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм

 

2. Производственные - редакционные кодексы конкретного СМИ, представляющие собственные стандарты профессионального поведения для своих сотрудников, связанные с “процессуальными” аспектами журналистской деятельности (методы сбора информации, публикация фотографий, вопросы по предотвращению конфликта интересов и пр.). Этические нормы газеты "Вашингтон пост", Нью-Йорк Таймс» и т.д.

Этика редакции.

Два фактора, влияющие на формирование этического климата редакции:

1. приверженность руководства СМИ этическим принципам как институциональным нормам;

2. регулярные обсуждения в редакции этических вопросов для сокращения разрыва между писаными этическими нормами и их применением в конкретных ситуациях.

3. Личностные – воспитание, характер,мораль, нравы,позиция, культура, образование, и т.д.

Главное предназначение кодекса - воздействовать на поведение журналистов и СМИ, стимулировать в них ответственность перед обществом.

Задача кодекса - установление стандартов ответственности, принципов журналистской чести, письменное закрепление норм и правил поведения, а также приведение случаев, несовместимых с профессиональной этикой.

Функции этических кодексов:

Саморегулирование;

Безопасность/профессиональная солидарность (кого, как и от чего защищает журналистская солидарность);

Сохранение профессионального достоинства (нравственность и журналистика, их совместимость, самоуважение журналиста-профессионала);

Образовательная (принципы профессиональной этики и их органическая связь с общими принципами журналистской профессии);

Экономическая (роль профессиональной этики в повышении потребительской привлекательности СМИ);

Оптимизация управления персоналом (этические кодексы как разновидность служебных инструкций).

Основные регулирующие положения журналистских кодексов:

Честность, смелость, справедливость, обязательство служить правде;

Объективность журналистов и СМИ;

Принцип беспристрастности;

Точность, тщательность, достоверность;

Ответственность перед обществом и коллегами по цеху;

Право на ответ;

Методы сбора информации;

Разграничение факта и комментария;

Отношения журналиста с источниками информации, защита источников информации;

Руководство общественными интересами, недопустимость преследования собственной выгоды, избежание столкновения (конфликта) интересов;

Принцип невмешательства в частную жизнь;

Антидискриминационные положения профессиональных кодексов;

Положения о защите человека и человеческого достоинства;

Требование хорошего вкуса и благопристойности; требование компетентности и пр.

Результативность всех перечисленных общественных, профессиональных и деонтологических документов крайне низка. Проводившиеся западными экспертами («Фридом Форум» и др.) исследования выявили не реалистичность российских деонтологических документов и, в первую очередь, «Кодекса профессиональной этики российского журналиста», отсутствие механизма его функционирования.

Как сказал редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков: «Я никогда не поставлю подпись под этим кодексом этики и не знаю ни одного ответственного редактора, который бы сделал это». Третьяков утверждал, что делать бизнес, придерживаясь кодекса этики, равносильно экономическому самоубийству. «Когда речь идет о выживании, этика не принимается во внимание»,- объяснял он.

В нашем обществе успело уже сформироваться негативное отношение к журналистам. Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной, преследующей благородные намерения профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны общества, подпитываемое стереотипами:

Им нужны только жареные факты, скандалы и конфликты.

Они пользуются непроверенными данными, неизвестными «достоверными источниками».

Они не согласовывают материалы.

Они не фильтруют информацию, наносят ущерб фирмам и частным лицам.

Они перевирают цитаты, передергивают смысл, вырывают из контекста слова, допускают ошибки. Они публикуют свои версии событий.

На них потратишь 2 часа, а они напишут 2 строки.

Они некомпетентны, глупы, навязчивы.

Они предвзяты, не объективны.

Они выдумщики. Вся эта их статистика – ложная. Слишком лихо они уходят от частного к общему и наоборот.

Они склонны к упрощенным обобщениям.

Они преследуют цель получить прибыль за материал или стать известными.

Они продажны и даже если среди них есть честные люди, они вынуждены быть под колпаком власть имеющих.

Они вторгаются в личное пространство человека.

Они пропагандируют насилие, наркотики, нарушают элементарные правила приличия

Они добивают раненых, больных и пострадавших своими вопросами, провокациями и публикациями

СМИ – злая собака без намордника на поводке у государства или учредителей.

Конечно, реалии российской жизни внесли свои коррективы в «кодекс чести» наших журналистов. Мы, к сожалению, не обладаем той финансовой свободой, которой пользуются западные коллеги. Редко какое СМИ может полностью содержать себя. Отсюда зависимость российских СМИ от «денежного мешка», как на постоянной основе (когда последний является владельцем СМИ) или эпизодически, когда спонсоры привлекаются под конкретный проект.

А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Особое внимание нужно проявить к возникновению новых профессионально-этических проблем, порожденных развитием информационных технологий и выходом электронных/онлайновых СМИ на ведущие позиции.

Основные проблемы, порожденные Интернетом:

- свободное, неконтролируемое размещение персональных страниц и сайтов не позволяет проверить достоверность информации;

- возможность для любого пользователя передавать по Сети любую информацию, видоизменять ее по собственному усмотрению увеличивает случаи фальсификации и намеренного введения недостоверной информации, что ведет к нарушению баланса между свободой информации и ответственностью за ее содержание;

- своевольное манипулирование текстами и образами нарушает принципы демократии (право на интеллектуальную собственность и приватность информации), порождает различные формы оскорбления личности, общественных институтов; пиратство и терроризм в киберпространстве.

Необходимость - наряду с уже существующими общепринятыми принципами профессиональной этики - создания для журналистов этических правил поведения в Сети, обеспечивающих защиту личности и информации, авторских прав в киберпространстве.

 

Пример неоднозначного мнения:

В небольшом американском городке произошел случай. Служащий промышленной фирмы позвонил на местную телестудию. Сказал, что собирается выступить против решения хозяев о ликвидации фирмы и в знак протеста совершить самосожжение. И попросил прислать журналиста с видеокамерой. Этот репортаж был снят и показан.

Имели ли журналисты право такое снимать, пускай даже по желанию самой жертвы?

Вдова погибшего подаёт в суд. Муж бы никогда не совершил такой поступок, уверяет она, если бы не безнравственность и цинизм журналиста. Тот стоял рядом и снимал, пока её муж обливал себя бензином.

- Но ваш муж сам позвонил в отдел новостей, я сообщил в полицию и позвонил редактору. Тот сказал: освещай… я, конечно, ждал, что появится полицейские.… Но вить он погиб не напрасно. После этого фирма открылась вновь.

- А вам не приходило в голову, что снимая самоубийство, вы сами помогли событию произойти?

- Я видел множество трагедий. Солдат разорванных гранатами, голодающих детей. Если бы я думал об этом, то не смог бы выполнять свою работу.

- Но её муж известил и другие телекомпании, - возразил адвокат. - Однако те предпочли отказаться – по этическим соображениям.

- Мы маленькая телекомпания, боремся за свою аудиторию. Такие сюжеты люди хотят смотреть. А если нам диктовать, какие новости показывать, а какие нет, то недолго скатится к тирании.

Оправдания ответчика сводились к нескольким аргументам: Если я стану думать о последствиях, то просто не смогу выполнять свою работу. Никто не в праве нам диктовать, что нам показывать, иначе мы скатимся к тирании. Такие сюжеты люди хотят смотреть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: