На море сераяполоскалася.




На море сераяполоскалася.

Купавшисьутушкавстрепенулася,

Встрепенувшись, серая да воскрякнула:

«Как-то мне с синя моря

Подыматься будет!

Как-то мне с желтым песком

Расставаться будет!»

На море утушкакупалася,

На море сераяполоскалася.

 

Хор «На море утушкакупалася » является обработкой народной песни. Русская народная песня — фольклорное произведение, сохранившееся в народной памяти и передаваемое «из уст в уста», продукт коллективного устного творчества русского народа. У народной песни нет определённого автора, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью, например: песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные, также обрядовые, сопровождающие земледельческие, семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т.п. В данном случае песня относится к обрядовой свадебной песне. Свадебные песни — это песни, исполняемые во время свадебного празднества. Старинные русские свадебные песни разнообразны. Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родственников подарками, которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем. Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьёй, но и много веселых, шуточных песен. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Данная песня повествует о расстовании девушки со своей привычной жизнью, семьей, поэтому имеет несколько причитательный характер («как-то мне с синя моря…»).

 

· Данный хор написан в трехчастной форме. Первая часть состоит из 6-ти тактов оркестрового вступления и двух строф, первая состоит их 4-х тактов хора и соединительного оркестрового такта, вторая строфа состоит из пяти хоровых тактов. Вторая часть –кульминационная, как по смыслу, так и по музыкальному изложению. Состоит из одной строфы, которая повторяется 2 раза: первый раз, это хоровые 6 тактов, во второй, 4 хоровых и один оркестровый, заключительно-соединительного значения. Третья часть является вариантом первой части, состоит из 4-х хоровых и оркестрового заключительного такта.

 

· Здесь гомофонно-гармонический склад письма, с элементами полифонии. Гомофонно –гармонический склад — способ изложения музыкального «текста», при котором один из голосов — мелодия — играет главенствующую роль, а остальные — подчиненную (гармоническое сопровождение, аккомпанемент). Подобный тип музыкальной фактуры обычно противопоставляют полифоническому, где каждый голос имеет самостоятельное значение.

 

 

· «На море утушкакупалася » начинается 6-ти тактовым оркестровым вступлением. Такая мелодия, как во вступлении, больше в хоре не появляется. Она контрастна внутри себя. В каждом такте разная динамика: 1 такт – mf, 2 такт – р:

 

Но также вступление контрастно по характеру с хором. Оно заканчивается нисходящим октавным унисоном на diminuendo:

Затем вступает хор на р. Фортепианная партия его поддерживает. Хор звучит лирично, спокойно:

Голосоведение в основном плавное, но встречаются скачки:

Вторая часть начинается на mf. В партии фортепиано появляются пассажи из шестнадцатых и триолей. Это предает волнение гредушей «неизвестности»:

Во втором предложении второй части резкая смена динамики на р. Фортепианная партия не поддерживает хор, а держит весь такт октаву на доминанте:

Между второй и третьей частью звучит небольшая связка (1 такт):

В третьей части мелодия как в первой, но в F-dur. В отличие от первой части хор снимает на 8 долю такта, а не на 9. Но вторая фраза звучит в a-moll и хор снимает на 9 долю (как в первой части). Третья часть состоит только из одного предложения.

· Основная тональность a-moll, но в 3-й части 2-х тактовое отклонение в тональность шестой ступени, F-dur:

 

· Размер произведения сложный, 9/8. В средней часть размер переменный: 6/8 – 2 такта и один 9/8, с повтором, далее размер не меняется до конца хора. Смена размеров здесь связана с текстом. Размер 9/8 дирижируется по трехдольной схеме, где на каждую долю приходятся по 3 восьмых (девятидольная схема). 6/8 дирижируется по шестидольной схеме, где в основе лежит четырехдольная схема с удвоением первой и третьей долей.

 

· Исполняется данный хор неторопливо(andantino).

· Гармонически данный хор прост, вся мелодия движется по трезвучиям и обращениям T, S и 6-й ступени преимущественно.

 

· Хор «На море утушкакупалася» исполняется женским четырехголосным хором (1, 2 сопрано и 1, 2 альты). Общий диапазон хора составляет, а малой октавы (альты) и g второй октавы (сопрано).

 

· Трудности при исполнении могут возникать при пении на piano скачков, есть угроза «выстреливания» некоторых звуков. Также неудобные снятия на 9-ю восьмую (последнюю) без перетяжки, могут давать некоторые осложнения. Необходимо помнить, что при пении со второй или третьей восьмой, не нужно «опираться» на звук так, будто это первая доля, так может нарушиться ощущение «покачивания» и целостности фразы и предложения. Следует еще раз отметить, что вторая часть хора полифонична, соответственно, необходимо исполнителям показать проведение каждой темы, а также не забывать, о сложных снятиях на предпоследнюю и последнюю восьмую. Во второй строфе происходит небольшая перекличка верхних и нижних голосов, так свою партию сложно удерживать. В третьей же части резкое отклонение в F-dur тоже может стать несколько проблемой, так как сложно ощущать си бемоль. Но в целом произведение не сложное в исполнении.

 

· Сложности дирижирования составляют как сложные размеры так и снятия. Следует обращать внимание на трудность показа вступлений и не перетягивать снятия хора, хотя в конце фраз это допустимо для смыслового соединения текста. Также нужно несколько подчеркивать в девятидольном размере первую, четвертую и седьмую доли. И помнить, что дирижерские жесты должны быть просты и понятны, ибо эт этого зависит качество исполнения произведения.

 

 

· Примерный план разучивания произведения:

1. Ознакомить исполнителей с содержанием, объяснить характер произведения.

2. Спеть по нотам каждую партию.

3. Выучить сольфеджио, добиться чистоты интонации и баланса звучания.

4. На удобный слог выучить динамику, снятия и штрихи.

5. Петь со словами, выучить наизусть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: