Министерство культуры Республики Карелия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия
«Карельский колледж культуры и искусств»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)
поМДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
На тему Диагностика социально-психологической структуры любительского хореографического коллектива
Выполнил:
Сынкова Любовь Владимировна
Ф.И.О. обучающегося
IVкурс
Специальность: 51.02.01 «Народное художественное творчество»
по виду «Хореографическое творчество»
Проверил:
_________________/____________________
подпись преподавателя / Ф.И.О.
Петрозаводск, 2018
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования детского коллектива 5
1.1. Понятие коллектива, его характеристики 5
1.2. Процесс формирования коллектива 9
1.3. Особенности функционирования детского любительского хореографического коллектива 13
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической структуры детского любительского хореографического коллектива
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Характеристика испытуемых
2.3. Анализ результатов исследования социально-психологической структуры детского любительского хореографического коллектива
Заключение
Список источников по теме
Приложения
Введение
Отношения играют важную роль в нашей жизни. Каждый день мы общаемся с огромным количеством людей, именно поэтому и являемся частью социума. Так как каждый из нас является частью того или иного коллектива, важность межличностных отношений стоит практически на первом месте.
Социально-психологическая структура в любительском творческом коллективе является одним из необходимых факторов для взаимодействия педагогов и учеников, а также для членов одной группы. Немаловажную роль в межличностных отношениях играет взаимопонимание. Задача руководителя коллектива – знать структуру межличностных отношений для того, чтобы иметь индивидуальный подход к каждому члену группы и создать благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.
|
На современном этапе конфликтные ситуации являются одним из наиболее главных показателей социально-психологической структуры коллектива. Эффективность работы коллектива при негативной атмосфере снижается примерно в 1,5 раза, поэтому очень важно, чтобы в группе был благоприятный психологический климат.
Значительный вклад в изучение отношений в коллективе и их развитие внесли такие исследователи, как А. Бодалев, В. Панферов, К. Хорни, Дж. Морено, Э. Берн, Д. Карнеги, К. Левин и др.
В контексте данной работы наибольший интерес для исследования представляют особенности социально-психологической структуры коллектива и её влияние на личность и на коллектив в целом.
Выбранная тема актуальна в связи с тем, что социально-психологическая структура любительского хореографического коллектива во многом влияет на развитие коллектива, его успешность и эффективность.
Таким образом, целью исследования является выявление социально-психологической структуры детского любительского хореографического коллектива.
Объект исследования: коллектив.
Предмет исследования: социально-психологическая структура детского любительского хореографического коллектива.
|
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Систематизировать накопленные в психологической науке данные о понятии социально-психологической структуры;
3. Диагностировать социально-психологическую структуру любительского творческого коллектива;
4. Изучить условия формирования социально-психологической структуры любительского хореографического коллектива.
5.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что сформурилуем позже.
В ходе решения поставленных задач использовались методы:
1. Анкетирование
2. Научное наблюдение
3. Социометрия Дж. Морено
4.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут способствовать лучшему пониманию социально-психологической структуры любительского хореографического коллектива и улучшения сплоченности коллектива.
Глава 1. Теоретические основы формирования детского коллектива
Понятие коллектива, его характеристики
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. «Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности».[1]
|
Коллектив является высшей формой организованной малой группы. Коллектив предполагает строгую организацию, руководителя, который пользуется уважением, доброжелательную обстановку, а также сплоченность между членами коллектива. Характер межличностных отношений в коллективе складывается и формируется за счёт того, как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, и, как следствие, формируются нормы поведения и групповые интересы.
Коллектив играет важную роль в жизни каждого человека. В рамках коллектива удовлетворяется естественное желание человека в общении и взаимодействии. В коллективе человек обретает поддержку и защиту, а также признание успехов и достижений. Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом меняет человека, так как ему приходится жить и работать в окружении других людей, приспосабливать свои желания и интересы к другим участникам коллектива, пробуждает стремление к самосовершенствованию.
Влияние коллектива на человека может быть, как позитивным, так и негативным, это зависит от характера самого коллектива. Коллектив может быть сплоченным, но при этом не настроенным на конструктивное поведение, в таком случае это может плохо влиять на личность человека. Самая благоприятная ситуация характеризуется доверительными партнерскими отношениями, когда участники группы не отказываются от собственных позиций, но при этом уважительно относятся к общим целям и нуждам.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Он считал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет коллектива, а есть просто толпа и сборище».[2] Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.
В трудах Н. К. Крупской можно найти множество глубоких и содержательных высказываний по наиболее актуальным вопросам психологической науки и в первую очередь по проблемам коллектива. «Крупская выделяет коллективизм как ведущее качество советского человека. Она дает развернутое толкование этого понятия: коллективизм - это товарищество, взаимопомощь, организованность, дисциплинированность».[3]
К. К. Платонов считал, что «коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества»[4].
А. В. Петровский под коллективом понимает «организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности»[5].
Изучая понятие коллектива, можно выделить его основные характеристики, которые отражают атмосферу внутри коллектива, психологический климат, отношения между членами коллектива:
1. Добровольный характер объединения. Коллектив появился не в результате каких-либо внешних обстоятельств, а в результате активно простроенных отношений участниками группы, на основе общей деятельности;
2. Целостность коллектива. В коллективе существует определенная форма взаимоотношений и структура руководства, распределение функций, организация;
3. Организованность. От организованности коллектива зависит отношение участников коллектива к труду. Здесь немаловажным фактором является дисциплина, которая позволяет регулировать поведение в коллективе и согласованность действий;
4. Сплоченность. Эта характеристика зависит от уровня симпатии в межличностных отношениях и от степени привлекательности группы для её членов. У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия;
5. Информированность. Одно из условий сознательного поведения человека, от уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.
6. Коллективизм. Развитие добрых традиций в коллективе, стремление противостоять тому, что разрушает коллектив. Чувство коллективизма не позволяет участникам группы оставаться равнодушными, если задеты интересы группы.
Костромской ученый Л.И. Уманский. Лев Ильич отслеживал стадийность в развитии групп, призванных стать коллективами. В его понимании структура коллектива представлена тремя блоками характеристик:
1. «Общественный блок» - включает социальную направленность, организованность, подготовленность коллективного субъекта деятельности.
2. «Личностный блок» - объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность, отражающую три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей.
3. «Блок общих качеств» - такие характеристики как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.[6]
Также коллективы могут классифицироваться:
1. По характеру внутренних связей они разделяются на
a. формальные (предписываются заранее);
b. неформальные (складываются спонтанно).
Сила неформального коллектива в том, что его невозможно привязать к нормам и правилам;
2. По срокам существования разделяются на
a. временные (предназначенные для решение разовой задачи);
b. постоянные.
3. По размерам коллективы подразделяются на
a. малые;
b. большие.
В малых коллективах более высокая результативность работы и удовлетворение от неё. В больших коллективах люди мало знают друг о друге и появляется невозможность постоянно поддерживать связи между членами коллектива. Также в больших коллективах легче удовлетворить потребность в аудитории, но при этом большая отдаленность исполнителя от руководителя и, как следствие, ниже заинтересованность.
Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.
Таким образом, высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. В коллективе личность свободна, защищена, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.