Процесс формирования коллектива




Работоспособный и сплоченный коллектив возникает не сразу – этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств. Важным условием является ясность и понятность целей предстоящей деятельности. Они должны соответствовать внутренним стремлениям людей, ради которых они готовы подчиниться групповой власти. При формировании успешного трудового коллектива необходимым является наличие определенных достижений в процессе совместной деятельности. Также необходимым условием является наличие сильного руководителя. Для членов коллектива большую роль играет вознаграждения или мотивация. Для того чтобы члены коллектива хорошо выполняли свои функции, их нужно правильно замотивировать, тут уже способы мотивации для каждого человека разные.

Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти. Также он определил принципы развития коллектива, вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий:

1. Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования и в этот момент коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников обусловливаются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами и ценностями. Если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации, то первая стадия считается завершенной.

2. Вторая стадия - усиление влияния актива. На этой стадии актив не только поддерживает требования педагога, но и сам начинает предъявлять их членам коллектива, при этом понимая, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Здесь важно, чтобы активисты правильно понимали потребности коллектива, тогда они станут хорошими помощниками педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. В коллективе начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции, и коллектив уже начинает выступать как целостная система. На второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ - каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Даже если коллектив достиг очень высокого уровня, он не может и не должен останавливаться в своем развитии. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

В современной отечественной социальной психологии разработана и считается общепринятой так называемая многоуровневая, стратометрическая концепция коллектива (А В. Петровский и др.), суть которой в следующем: малая социальная группа в своем развитии и превращении в коллектив проходит три этапа, соответственно которым в ней выделяются три уровня (слоя) межличностных связей и отношений.

1. Первый - внешний, эмпатийный уровень. Взаимоотношения между членами группы основаны на взаимных или односторонних симпатиях - антипатиях, доверии - недоверии, влечении - отторжении и т.п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разрушаются. Это поверхностный слой взаимоотношений.

2. Второй - более глубинный слой межличностных отношений. Они обусловлены технологией и результатами совместной деятельности, использованием средств и способов по её осуществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией.

3. Третий - ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива. Когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их целей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития. От стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.

1. Первая стадия называется «притиркой». На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

2. Вторая стадия формирования коллектива - «конфликтная». Эта стадия характеризуется тем, что в рамках коллектива открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

3. На третьей стадии формирования коллектива происходит экспериментирование - потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

4. Четвертая стадия формирования коллектива характеризуется появлением опыта успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой - творчески.

5. На пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: