Рабочая программа курса внеурочной деятельности
_____ «Учиться на пятерки»________
Уровень начального общего образования
Срок освоения: ________1 год______________
Составитель: Азизова И.О. учитель __начальных_____ ______классов__________ |
Оглавление
1. | Планируемые результаты внеурочной деятельности |
2. | Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности |
3. | Тематическое планирование |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
(ууд РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ø Развитие познавательной сферы
Ø Развитие внимания
Ø Развитие памяти
Ø Развитие наглядно-образного мышления
Ø Р азвитие логического мышления
Ø Развитие речи
Ø Развитие личностно-мотивационной сферы
Ø Коррекция трудностей в обучении
Ø Развитие восприятия и ориентировки в пространстве
Ø Развитие внимания
Ø Развитие памяти
Ø Развитие мышления
Ø Развитие образного мышления
Ø С формированность приемов учебной деятельности
Ø Формирование приемов самоконтроля
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности состоит из 3 разделов. В первом разделе приведены составленные психодиагностические таблицы, перечень трудностей обучения располагается в порядке убывания их встречаемости в процессе обучения (процентный показатель после каждого затруднения обозначает возможное количество детей в классе, имеющих такие нарушения учебной деятельности).
Второй раздел содержит психодиагностические методики, с помощью которых можно определить, какая же из перечисленных причин лежит в основе трудностей обучения данного ребенка.
Третий раздел включает конкретные коррекционные упражнения на развитие различных элементов психики ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей в обучении.
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности внеурочной деятельности |
I.Введение. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ | Игровые задания уровни |
II. Развитие познавательной сферы Диагностика развития внимания | Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант) Методика "Красно-черная таблица" Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) | Игровые задания уровни Таблицы Шульте Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант) |
Диагностика развития памяти | Методика "Оперативная память" Методика "Долговременная память" Методика "Запомни пару" | Игровые задания уровни |
Диагностика развития наглядно-образного мышления | Методика "Лабиринт" | Игровые задания-уровни |
Диагностика развития логического мышления | Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) Методика "Домино" Методика "Четвертый лишний" | Игровые задания-уровни |
Диагностика развития речи | Методика Эббингауза Методика "Домик" Методика "Рисование по точкам" Методика "Графический диктант" Методика "Узор" | Игровые задания -уровни |
Диагностика развития личностно-мотивационной сферы | Методика Рене Жиля Методика изучения мотивации по Н.Л.Белопольской Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина) Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Интерпретация результатов теста Рисунок семьи" Анализ процесса рисования | Игровые задания- уровни |
III. Развивающие упражнения коррекция трудностей в обучении Коррекция Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | Отработка понятии правый и левый | Игровые задания уровни Упражнение № 1. Игра "Водители" Упражнение № 2. "Разноцветные точки" Упражнение № 3. "Копирование точек" Упражнение № 4. Игра "Что это?" Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей" упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков" Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур" Упражнение № 8. "Лабиринты" |
Коррекция Низкий уровень развития внимания | Развивающие упражнения коррекция трудностей в обучении | Игровые Упражнение № 9.- № 22. |
Коррекция Низкий уровень развития памяти | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | Игровые Упражнение № 23. -№ 46 |
Коррекция Низкий уровень развития мышления | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | Игровые Упражнение № 47. -№ 58 |
Коррекция Несформированность приемов учебной деятельности | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | Игровые Упражнение № 59-№ 63. |
Формирование приемов самоконтроля | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | Игровые Упражнение № 64-№ 67 |
Коррекция Низкий уровень развития произвольности | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | Игровые Упражнение № 68.- № 72 |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | I. Введение ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ | |
2. | II.Развитие познавательной сферы | |
3. | Диагностика развития внимания | |
4. | Диагностика развития внимания | |
5. | Диагностика развития внимания | |
6. | Диагностика развития памяти | |
7. | Диагностика развития памяти | |
8. | Диагностика развития памяти | |
9. | Диагностика развития наглядно-образного мышления | |
10. | Диагностика развития наглядно-образного мышления | |
11. | Диагностика развития логического мышления | |
12. | Диагностика развития логического мышления | |
13. | Диагностика развития речи | |
14. | Диагностика развития речи | |
15. | Диагностика развития личностно-мотивационной сферы | |
16. | Диагностика развития личностно-мотивационной сферы | |
17. | III.Развивающие упражнения коррекция трудностей в обучении Коррекция Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | |
18. | Коррекция Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | |
19. | Отработка понятии правый и левый. | |
20. | Отработка понятии правый и левый. | |
21. | Коррекция Низкий уровень развития внимания | |
22. | Коррекция Низкий уровень развития внимания | |
23. | Коррекция Низкий уровень развития памяти | |
24. | Коррекция Низкий уровень развития памяти | |
25. | Коррекция Низкий уровень развития мышления | |
26. | Коррекция Низкий уровень развития мышления | |
27. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | |
28. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | |
29. | Коррекция Несформированность приемов учебной деятельности | |
30. | Коррекция Несформированность приемов учебной деятельности | |
31. | Формирование приемов самоконтроля | |
32. | Формирование приемов самоконтроля | |
33. | Коррекция. Низкий уровень развития произвольности | |
34. | Коррекция. Низкий уровень развития произвольности |
Приложения
Аннотация
Рабчая программа представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.
Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.
Программа безусловно будет полезна родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ, гимназий и лицеев.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Ø Методические по начальному образованиюУМК «Школа России» по основным предметам:
Ø Школа России. Сборник рабочих программ.1–4 классы
Ø Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
Ø Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
Ø Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
Ø Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
Ø Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
Ø Вся серия книг С.Н.Костроминой:
Ø Учиться на пятерки по чтению, как? Костромина С.Н., Нагаева Л.Г.,
Ø Учиться на пятерки по математике: Как? Костромина С.Н.
Ø Учиться на пятерки по русскому языку, Как, Костромина С.Н.