Деловые игры в методической работе ДОУ




Курсовая работа по педагогике

Введение

В Законе Республики Казахстан «Об образовании», в государственных стратегических документах, провозглашена новая парадигма казахстанского образования, изменившая место и роль дошкольного образования. Дошкольное образование, как первый уровень системы непрерывного образования, признается важным звеном в данной системе, так как именно в рамках дошкольного образования выявляются природосообразные качества и способности ребенка, закладываются основы физического и психического здоровья, развиваются этническая и гендерная индивидуальность, формируются азы функциональной грамотности и жизненно важные навыки [1, 2].

В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» отмечены сильные стороны дошкольного образования: четко определенные приоритетные направления развития образования; увеличение сети объектов дошкольного и среднего образования; наличие национальных и республиканских центров по каждому уровню образования.

Но вместе с тем обозначены и слабые стороны: низкий статус профессии педагога; недостаточное качество подготовки педагогических кадров; дефицит высококвалифицированных педагогических кадров [2].

Модернизация методической службы рассматривается сегодня как условие успеха образовательных реформ. Перед методическими структурами поставлена задача преодоления расхождения между достигнутым уровнем методической работы и новыми требованиями к содержанию и характеру методической деятельности, предъявляемыми необходимостью решать задачи обновления дошкольного образования.

Исходные позиции развития дошкольных учреждений заложены в обсуждаемом Государственном общеобязательном стандарте дошкольного образования, ориентированного на создание национальной модели дошкольного воспитания и развития. Предлагаемый Госстандартом стандарт педагога как тьютора в педагогическом процессе требует инновационного обновления в системе методической работы [3].

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения" [4].

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры [5].

Игра - неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хейзинг написал книгу «Человек играющий», в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации [6].

Разработкой и применением деловых игр занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Эльконин Д.Б. Они утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки [7].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, деловые игры выступают как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности, во-вторых, деловые игры являются эмоциональной опорой личности, в-третьих, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности педагогов. Все это в совокупности дает толчок к повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации образования, деловая игра позволяет создать условия, при которых «обучение в течение всей жизни» становится личной установкой педагогов. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания [8].

Все выше изложенные обстоятельства определяют актуальность исследования деловых игр вообще и деловых игр в процессе методической работы в частности.

На сегодняшний день накоплен достаточно обширный опыт использования деловых игр в самых различных сферах (управление, принятие решений, образование и т.д.) [9].

Данная работа посвящена в первую очередь рассмотрению деловых игр в сфере методической работы дошкольных организаций образования. То есть цель представленного здесь исследования состоит в анализе возможностей применения деловых игр с педагогами. Вместе с тем, этот вопрос невозможно рассматривать в отрыве от рассмотрения общих вопросов, связанных с деловыми играми вообще, ответы на которые дают представление о границах использования деловой игры.

Цель курсовой работы: раскрыть специфику использования деловых игр в процессе методической работы дошкольной организации образования

Объект исследования: методическая работа в дошкольной организации образования

Предмет исследования: деловые игры в методической работе дошкольной организации образования.

Гипотеза: если в методической работе дошкольной организации образования использовать деловые игры, как один из активных способов обучения, то уровень методической подготовки педагогов дошкольной организации повысится, так как деловые игры вызывают интерес к получению знаний, который вписывается в профессиональный контекст с опорой на уже полученные профессиональные знания.

Задачи:

1. Осуществить анализ понятия «деловая игра»;

2. Описать типологии деловых игр;

3. Произвести сравнительный анализ деловой игры, как инновационного способа обучения;

4. Рассмотреть требования к построению игры и этапов ее конструирования;

5. Выделить основные аспекты управления игрой;

6. Определить основные трудности в проведении деловых игр;

7. Подобрать из доступных источников деловые игры для использования в методической работе дошкольной организации образования.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

Теоретическое обоснование деловых игр в методической работе ДОУ

1.1 Сущность понятий «игра», «деловая игра»

Исторически деловые игры связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на «ящиках с песком»). Первая деловая игра применительно к производственным организациям была проведена в СССР в 1932 г. и называлась «организационно-производственным испытанием». В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных деловых игр. В 60 – 70-е гг. развитие деловых игр за рубежом прошло по пути усложнения их содержания, повышения их научно-технического уровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экспериментальных ситуаций. В СССР деловые игры интенсивно развивались с начала 70-х гг. Создавались научно-методические центры, лаборатории, кафедры, проводились конференции, школы-семинары. В начале 80-х гг. деловые игры перешли в фазу формирования тематических и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития деловых игр в масштабах страны.

По теоретическим основаниям можно выделить следующие подходы. Согласно системно-психологическому подходу деловая игра примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусственной системой, предназначенной для изучения функционирования организации. Группа участников рассматривается как социальный организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игра при этом трактуется как деятельность («управленческо-иммитационные игры»). Семиотический подход состоит в выделении в деловой игре синтаксиса (структуры игры) и прагматики (разработки и использования игр). Некоторые авторы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Так, деловые игры ориентированы на рациональные действия участников, ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, деловые игры являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и социальных задач [10].

Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.

Применительно к дошкольной организации образования, игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В казахстанском энциклопедическом словаре понятие «игра» трактуется как один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

В казахстанском энциклопедическом словаре выделяется следующая классификация игр:

· Предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению;

· Ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий;

· Символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;

· Сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности;

· Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [11].

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников [12].

Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем [13].

В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению В. С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям:

· Распределение ролей между участниками игры;

· Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;

· Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;

· Различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;

· Наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;

· Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);

· Использование гибкого масштаба времени;

· Применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;

· Наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;

· Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;

· Достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры [14].

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [15].

Психологи и педагоги утверждают, что наиболее полно усваиваются знания, добытые в результате собственных поисков - интрига «нового знания». Причем самостоятельное приобретение новых знаний осуществляется не стихийно, а организованно, поэтому возникает необходимость имитации исследовательской деятельности. Имитация позволяет педагогам попробовать свои творческие силы без боязни акции осуждения, наказания в случае возможной неудачи. Смысл имитационного исследования – в ценности знаний, полученных персонально каждым педагогом. Иначе говоря, деловые игры могут эффективно применяться в процессе обучения. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.

Преимущество деловых игр перед традиционными методами обучения обнаруживаются в следующем:

1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации методической работы с педагогами снимает противоречие между абстрактным характером деятельности и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным методиками в рамках образовательных областей.

2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления.

3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению с дошкольниками.

4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

8. Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

1.2 Основные компоненты и классификация деловых игр

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Отмечают функции деловой игры:

- информационно-познавательная;

- организационно-управленческая;

- эмоционально-воспитательная;

- профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей между участниками игры;

5. описание структуры и сценария игры;

6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей игры;

8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [16].

Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные компоненты деловой игры:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной и игровой моделей;

- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- решение проблемы;

- создание графической модели взаимодействия участников;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- корректировка;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [17].

Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.

Дидактические цели:

1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;

2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

3. обмен опытом создания деловой игры;

4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;

5. развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели:

6. порождение творческого мышления;

7. выработка установки на практическое использование;

8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

Игровые цели:

1. разработка вариантов проекта деловой игры;

2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.

Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.

Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.

Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:

- перечень ролей и формируемых групп;

- функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;

- инструкции по выполнению каждой должностной роли;

- портреты ролей, характеризующие личные качества игроков [18].

Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.

Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

Существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам.

1. По времени проведения:

· без ограничения времени;

· с ограничением времени;

· игры, проходящие в реальное время;

· игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности;

· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

· оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

· жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

· свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

· обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

· констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

· поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

· луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

· ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

· групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);

· имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

· организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

· эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;

· инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

· ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб

· комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

Одномерные классификации проводились по следующим критериям:

а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);

б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные;

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные.

Таким образом, в существующих классификациях, учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия. Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе [19].

Использование деловых игр в методической работе дошкольной организации

2.1 Значение использования деловых игр в методической работе дошкольной организации образования

Деловые игры нашли широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации. Однако в методической работе детского сада они используются реже, так как требуют большой предварительной подготовки. Старшие воспитатели часто включают в педсоветы и консультации элементы деловой игры – метод игрового моделирования.

Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы; первая является самостоятельной. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет большое положительное значение. Они помогают максимально активизировать участников для достижения поставленной цели [20].

Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятие определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация [21].

Основные условия для педагогического совета – деловой игры:

· наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;

· имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);

· реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;

· соблюдение игровых правил и условий;

· наличие игрового стимулирования: соревнование

· в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности [22].

Одна из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловые игры позволяют как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.

Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления [23].

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

В дошкольной организации методисты обращаются к деловой игре как к технологии работы с педагогами. С точки зрения методической технологии деловая игра принадлежит к числу средств работы с педагогами, относится к практической деятельности методиста и направлена на обеспечение управленческой деятельности, а также на определение и/или преобразование педагогического объекта. Отнесение деловой игры к сфере управления обусловлено тем, что такого рода игры объединяют всех членов данной группы в единую систему необходимостью принятия общего решения. Предметом исследования в деловой игре являются отношения и проблемы, имеющие прямую или косвенную связь со сферой педагогической деятельности

Направленность деловых игр на определение и преобразование педагогического объекта выражается в их использовании для формирования механизмов конструктивного разрешения педагогических проблем.

В конечном итоге, деловые игры призваны формировать у педагогов дошкольной организации такие профессиональные качества, которые бы позволяли им в будущей профессиональной деятельности комплексон (всесторонне) оценивать возникающие проблемы и вырабатывать рекомендации по их наиболее эффективному и конструктивному решению. При этом в ходе деловых игр могут отлаживаться как процедуры исследования педагогических проблем, так и процедуры выработки рекомендаций.

Итак, оценивая роль деловых игр можно выделить следующие параметры:

· Принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций;

· Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: